Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в современных условиях очевидна. На современном этапе развития одним из главных приоритетов государства является стремление построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех информационное общество, в котором каждый мог бы создавать и накапливать информацию, знания, иметь к ним свободный доступ, чтобы в полной мере реализовать личностный потенциал, повышая качество жизни и способствуя общественному прогрессу. Основными целями создания системы «государственная власть – местное самоуправление – население» является обеспечение открытости деятельности органов власти и органов местного самоуправления, активное использование информационных технологий, объективное информирование граждан о деятельности государственной власти и органов местного самоуправления». В современных условиях, в частности, вызванных коронавирусным кризисом, актуализировалось обсуждение вопросов взаимодействия различных уровней государственной власти в России. Разумеется, в силу самого факта сложности и многоаспектности феномена федерализма неизбежно возникновение различных теоретико-правовых коллизий, возникающих в процессе построения федеративных отношений. К тому же, в поле зрения конституционалистов уже давно находятся проблемы экономического и политического неравноправия субъектов федерации; сложность в восприятии многоаспектности особенностей становления и развития российского федерализма, выразившегося в неоднозначном оформлении статусов субъектов федерации как неотъемлемых, но в то же время, самостоятельных частей Российского государства.
Существует сложность в определении совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, так как в данной области вполне закономерно образуется конфликт их интересов. Как известно, органы власти субъектов России вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование в рамках предметов совместного ведения в порядке так называемого «опережающего» правотворчества, в случае, когда соответствующий федеральный закон еще не принят.
Степень изученности. Вопросы исследования системы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как элемента повышения эффективности государственной и муниципальной службы пересекаются с системой иных проблем административного управления - системой государственного управления, системой регулирования. Проблема взаимодействия анализируются в работах по государственному управлению и теории государственного и муниципального управления. В частности, тема исследования находит свое отражение в работах таких авторов, как: Н.Т. Аврамчук, О.А. Морозова и др. Вместе с тем в указанных работах не раскрывается роль элементов развития форм и механизмов самоуправления. Таким образом, указанное исследование является попыткой восполнить данный пробел.
Объект исследования – МКУ «Митинский территориальный отдел» Администрации Кетовского муниципального округа. Предмет исследования – система функционирования форм и механизмов самоуправления.
Цель исследования – совершенствование современных форм и механизмов самоуправления в регионе.
Для достижения поставленной цели при написании работы определены следующие задачи:
рассмотреть теоретико-методологические основы изучения самоуправления;
провести анализ современного состояния самоуправления на примере муниципального образования
разработать направления совершенствования управленческих решений в работе самоуправления в регионе.
Методологической базой исследования явилась совокупность приемов и методов научного познания, в том числе: диалектический, системный, логический, абстрагирования, интерпретации, структурно-функциональный методы, а также частно-научные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы Орловской области, другие нормативно-правовые акты региона, а также нормативно-правовые акты других регионов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что положения исследования могут быть использованы при изучении вопросов и проблем самоуправления в России.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и списка использованных источников. Название глав отображает их содержание.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность самоуправления
Современное развитие российского государства характеризуется повышенным вниманием к проблемам, связанным с эффективностью государственной власти и управления. В настоящее время одной из важных стратегических задач является создание стабильной и эффективной системы государственного управления в современной России. Все большее значение в государственном секторе экономики приобретают разнообразные технологии управления, администрирования и организации деятельности государственных служащих.
Публичное управление – это практическое, организующее и регулирующее влияние государства на общественную жизнедеятельность людей с целью ее упорядочивания, сохранения или превращения, опираясь на властную силу, которую ограничивает действенный общественный контроль как основной фактор планирования в обществе верховенства права [13].
В современной России насчитывается свыше 18 000 муниципальных образований, в этой сфере ежедневно издаются и публикуются сотни нормативно-правовых документов, на основании чего вопросы изучения теории и практики организации местного самоуправления муниципального образования приобрели особую актуальность. Несмотря на это, институт местного самоуправления достаточно молодой в системе государственной власти Российской Федерации.
Рассматривая трактовки местного самоуправления можно раскрыть это понятие с точки зрения следующих его характеристик: это явление демократии, форма народовластия, определенная некой границей между населением и государством, которая объединяет их между собой; это управленческое явление, посредством которого организовывается и регулируются общественная жизнь территориальных единиц - муниципальных образований. Местное самоуправление это форма реализации прав человека и гражданина, система общественных отношений, которые связаны с территориальной самоорганизацией населения посредством самостоятельного решение вопросов местного значения.
Местное самоуправление является институтом государственной власти. пределы и полномочия которого определены Конституцией Российской Федерации, а также иными федеральными законами и законами субъектов. Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление является основой конституционного строя, что определяет его признание и роль наравне с интересами государства[9].
Определенный в Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности органов местного самоуправления предполагает решение вопросов местного уровня, без непосредственного участия и вмешательства иных органов государственной власти. В свою очередь структура и состав органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. Роль принципа самостоятельность органов местного самоуправления велика, поскольку именно им определяется институт муниципальной власти в Российской Федерации. Не смотря на конституционное определение самостоятельности органов местного самоуправления, они тесно взаимодействуют с системой государственной власти страны.
Принципы местного самоуправления можно разделить:
на общие – это принципы, присущие всей системе государственной власти (например, в Российской Федерации – гласность, демократия, законность, народовластие и др.);
специальные - принципы, присущие местному самоуправлению.
В специальных принципах местного самоуправления находят отражение объективные закономерности и тенденции развития местной власти. Специальные принципы местного самоуправления:
предопределяют построение и функционирование муниципальной власти;
выступают теоретической основой муниципального строительства и тем самым помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки;
служат критерием оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления;
отражают сущностные признаки и черты местного самоуправления и тем самым способствуют сохранению преемственности в развитии его институтов.
Цель местного самоуправления заключается в реализации населением процесса государственной власти на местах в пределах своих полномочий, а также самостоятельное решение вопросов местного значения.
1.2 Методы изучения современных форм и механизмов самоуправления
В дореволюционный период среди русских ученых достаточно широкое распространение получили общественная и государственная теории местного самоуправления. Общественной теории местного самоуправления посвящены работы А.И. Васильчикова и В.Н. Лешкова, именно Лешков определял независимость местного самоуправления, толкуя данный институт через призму традиции русской общины и ее самобытности. Васильчиков в свою очередь отрицал местное самоуправление как политический элемент и определял ей отдельное место в системе государственного аппарата[17].
Государственная теория самоуправления которой придерживались В.П Безобразов, А.Д. Градовский и Н.И. Лазаревский трактовала местное самоуправление через идеи земского либерализма, согласно этой теории органы местного самоуправления должны быть созданы для того чтобы выражать проблемы местного населения. Согласно идей сторонников этой теории государственная власть должна осуществляться в совокупности власти монарха парламента и органов местного самоуправления.
Новые взгляды среди теорий местного самоуправления возникли в послевоенный период, так в некоторых научных трудах отмечалась необходимость искоренения местного самоуправления в социальном государстве. После обличения кризиса социального государства в семидесятых годах ХХ века появились новые теоретические подходы к концепции местного самоуправления. Так возник локалистский подход, согласно которому местное самоуправление это неотъемлемый элемент демократического государства. Сторонники теории социальных отношений придерживались той позиции что местное самоуправление это двойное представительство, поскольку оно не только должно представлять интересы местного населения но и быть ответственным за политику государства в целом[8].
Представители теории регуляция придерживались мнения, что местное самоуправление должно быть преобразована в соответствии с существующими идеологическими воззрениями согласно требованиям новейших экономических моделей на основе опыта прошлого.
Теория общественного выбора предполагает повышение эффективности роли местного самоуправления в государственном аппарате посредством реформирования данного института. Дуалистический подход рассматривает необходимость установления демократического контроля и создание механизма неуравновешенности между властью элит и неорганизованными общественными силами местного самоуправления.
Дальнейшее развитие теорий местного самоуправления происходило под воздействием процессов трансформации в системе государственного управления и государственной власти в целом.
Для решения вопросов местного значения органы МСУ наделены определенными полномочиями. Иные полномочия, не отнесенные в деятельности органов МСУ передаются посредством издания федеральных законов или законов субъекта РФ. Такие полномочия могут передаваться на неопределенный срок, либо быть ограниченными по сроку их в полном исполнении. В свою очередь, федеральные государственные органы и органы субъекта Российской Федерации должны профинансировать исполнения таких полномочий и обеспечить контроль за их исполнением.
В структуру органов местного самоуправления входит представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган и иные органы, и должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Наличие первых трех названных органов является обязательным, за исключением ряда случаев предусмотренных ранее названным Федеральным законом.
Одной из актуальных проблем современного развития органов МСУ является процесс взаимодействия гражданского общества с органами МСУ. Для этого необходимо поощрять и способствовать развитию общественных организаций и центров на территории муниципального образования, в которых населения муниципального образования могло бы реализовать свои цели и озвучить интересы, что впоследствии приведет к укреплению политических ценностей и выработке активной гражданской позиции и, как следствие, формированию высокого уровня доверия к органам муниципального образования.
В Конституции РФ закреплены европейские принципы МСУ, но несмотря на это институту МСУ нуждается в централизованной государственной власти. В качестве недостатка можно выделить отсутствие экономической и финансовой обеспеченности, как в ряде западных стран. Различные позиции и мнения в части реформирования системы МСУ в современной России еще раз подчеркивают необходимость дальнейшего реформирования указанного института власти.
В современном государстве эффективная работа института местного самоуправления является результатом высокой социальной активности населения в решении проблем, стоящих перед муниципальным образованием, а уровень такой активности - это основной показатель эффективности работы органов местного самоуправления. Участие населения муниципального образования в системе самоуправления - это необходимое условие эффективного формирования и развития социальной активности населения в процессе решения и обсуждения вопросов и задач местного значения[6].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. (ред. от 14.03.2020 г.) // Российская газета от 4.07.2020 г.№ 144.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания РФ 22 сент. 1999 г. (ред. от 11.06.2021 г.) // Рос. газ. – 1999. – 19 окт.; 2018. – 7 авг.
3. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 25 апр. 2003 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. РФ 14 мая 2003 г. (ред. от 02.07.2021 г.) // Рос. газ. – 2003. – 31 мая.
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 7 июля 2004 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. РФ 15 июля 2004 г. (ред. от 02.07.2021 г. ) // Рос. газ. – 2004. – 31 июля; 2018. – 6 авг
5. О государственных должностях Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 янв. 1995 г. № 32 (ред. от 20.04.201 г.) // Рос. газ. – 1995. – 17 янв.; 2018. – 17 мая.
6. О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 4 дек. 2009 г. № 1381 (ред. от 05.10.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 49 (часть II), ст. 5921; 2015. – № 41 (часть II), ст. 5644. – С. 15717.
7. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 174 с.
8. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
9. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
10. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.
11. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство : учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 412 с.
12. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества : монография / Г. А. Борщевский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
13. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
14. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
15. Гвидов В. Б. Административно-правовой статус должности государственной службы / В. Б. Гвидов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2005. – С. 79-84.
16. Гильмутдинов В. Р. Особенности правового регулирования служебной деятельности на государственных должностях Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук / В. Р. Гильмутдинов. – М. – 2007. – 24 c.
17. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
18. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
19. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы : учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
20. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт : учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
21. Государственное антикризисное управление : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.
22. Государственное и муниципальное управление : учебник / под ред. Н. И. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
23. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 608 с.
24. Дзакоев, З. Л. Опыт проектного управления в муниципальном образовании / З. Л. Дзакоев, Н. Р. Хачатурян // Матрица научного познания. – 2020. – № 3. – С. 15-21.
25. Дзина, М. А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М. А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 512-517.
26. Еремин, С. Г. Управление государственными и муниципальными закупками : учебник и практикум для вузов / С. Г. Еремин, А. И. Галкин ; под редакцией С. Е. Прокофьева. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 405 с.
27. Журко А. В. Проблемы функционирования Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации / А. В. Журко // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2014. – № 1. – С.82-85.
28. Занко Т. А. К вопросу о соотношении понятий «государственный служащий», «лицо, замещающее государственную должность», «должностное лицо», «чиновник» / Т. А. Занко // Право и политика. – 2016. – № 7. – С. 870-873.
29. Клыпин Д. Н. Высшее должностное лицо Республики Хакасия и государственные должности Республики Хакасия: перспективы совершенствования правового регулирования с учетом практики субъектов Российской Федерации / Д. Н. Клыпин // Право и законность: вопросы теории и практики / под ред. Д. Б. Сергеева. – Абакан, 2017. – С. 106-115.
30. Клыпин Д. Н. История становления государственных должностей Республики Хакасия / Д. Н. Клыпин // Право и законность: вопросы теории и практики / под ред. Д. Б. Сергеева. – Абакан, 2017. – С. 101-106.
31. Клыпин Д. Н. Проблемы правового регулирования ограничений конституционных прав лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия / Д. Н. Клыпин // Право и законность: вопросы теории и практики / под ред. Д. Б. Сергеева. – Абакан, 2018. – С. 103-109.
32. Кондрашев А. А. Ограничения конституционных прав в Российской Федерации: теоретические подходы и политико-правовая практика / А. А. Кондрашев // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 7. – С. 40-4
33. Коробченко В. В. Правовая природа ответственности гражданских служащих за коррупционные правонарушения / В. В. Коробченко, Т. В. Иванкина // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – № 7. – С. 31- 40.
34. Крысанов А. В. Конституционно-правовая ответственность выборных и должностных лиц федеральных органов государственной власти: дис. … канд. юрид. наук / А. В. Крысанов. – Челябинск. – 2014. – 196 c.
35. Меркулов, А. В. Проектный подход в системе государственного стратегического управления / А. В. Меркулов, Л. В. Тугачева // Фундаментальные научно-практические исследования: основные итоги — 2020 : сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, Анапа, 29 февраля 2020 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 17-22.
36. Местное самоуправление : учебник для вузов / Н. С. Бондарь [и др.] ; под редакцией Н. С. Бондаря. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 386 с.
37. Морозова, О. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении : учебное пособие для вузов / О. А. Морозова, В. В. Лосева, Л. И. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 142 с.
38. Мухаев, Р. Т. История государственного управления в России : учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 770 с.
39. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
40. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2 : учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 594 с.