Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) одной из ведущих задач выделяется формирование морально-этической ориентации у детей как на уроках, так и во внеурочной деятельности [24].
В последнее время все больше прослеживается тенденция увеличения числа детей, которые ограничены в общении, не умеют вступать со сверстником в контакт, и не имеют опыта взаимодействия и поведения в группе сверстников.
Это позволяет заключить, что указанные в ФГОС НОО основные требования к коммуникации детей дошкольного возраста, и имеющая место противоречивость современной практики общения детей требуют особого внимания к обозначенной проблематике и актуализируют необходимость её разрешения.
Проблема межличностных отношений детей со сверстниками нашла своё отражение в работах педагогов, психологов: Г. М. Андреевой [2], Л.С. Выготского [7], Я.Л. Коломинского [12], М.И. Лисиной [14], Д.Б. Эльконина [25]. Ученые отмечают, что развитие личности, социальных чувств младшего школьника, удовлетворённость ребенка пребыванием в данной группе зависят от характера взаимоотношений в коллективе, следовательно, для развития положительных взаимоотношений необходимо создание благоприятной окружающей атмосферы.
С учётом вышеизложенного выше, можно указать на актуальность проблемы, рассматриваемой в курсовой работе прослеживается с нескольких сторон:
-социальной – необходимостью развития навыков межличностного общения у обучающихся начальной школы, способствующих социализации детей;
- научной – необходимостью поиска эффективных методов, технологий межличностного взаимодействия в классном коллективе, изучению стилей поведения младших школьников в процессе общения;
- практической – необходимостью осуществления педагогического воздействия по развитию навыков межличностного общения у обучающихся начальной школы.
Проблема исследования: какие методы развития межличностного общения школьников целесообразно применять в процессе обучения?
Объект исследования: процесс межличностного общения младших школьников.
Предмет исследования: средства и методы развития межличностного общения младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методические рекомендации для педагогов по развитию межличностного общения младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что для младших школьников будут характерны следующие особенности межличностного общения:
- младших школьники с всегда способны к эмоциям и чувствам других;
- для младших школьников характерны конфликты среди сверстников.
Задачи исследования:
1. Изучить научные подходы к проблеме межличностного общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста
2. Проанализировать и описать применение методов и средств развития межличностного общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста
3. Выявить методики диагностики, позволяющие оценить межличностные отношения младших школьников со сверстниками.
4. Разработка методических рекомендаций по улучшению межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
- теоретические – анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;
- эмпирические – тестирование, наблюдение.
- методы обработки результатов исследования: регистрация, процентное распределение данных, ранжирование, графической обработки данных (таблицы, рисунки), качественный анализ и интерпретация результатов исследования.
База исследования:
Выборка исследования: В исследовании приняли участие обучающиеся 1 класса в количестве 27 человек.
Этапы исследования:
I теоретический: выбор темы, теоретический анализ литературы, определение научного аппарата исследования, составление плана экспериментальной работы.
II эмпирический: реализация экспериментальной работы на базе исследования.
III аналитический: анализ, обобщение и систематизация материалов исследования, выводы; оформление текста курсовой работы.
Структура работы: курсовая работа выстроена в логике научного исследования и состоит из двух глав, выводов после каждой главы, заключения, библиографического списка источников и литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы межличностного общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста
1.1 Особенности межличностного общения в младшем школьном возрасте
Общение – это процесс взаимоотношений, обращения людей друг с другом, который основан на разумном понимании, базируется на намеренной передаче знаний, переживаний и мыслей в прямом соответствии с принятыми в обществе социальными нормами, а также условиями осуществляемой ими деятельности.
Общение в толковом словаре русского языка связывается с такими словами, как «общность» и «община» [9, c. 376]. Отметим, что данный смысл этого понятия может выступать в качестве главного критерия истинного общения индивида с другими людьми. То есть в этом случае имеется общий контекст, некое общее поле, это подразумевает, что человек общается. В качестве необходимого условия, говорящего о наличии настоящего общения, выступает способность к идентификации, возможность к умению отождествиться непосредственно с партнером по общению, способность к возможности встать на иную позиции, то есть в общении всегда присутствует диалог.
Общение в педагогике и психологии в основном рассматривается в качестве особой деятельность (например, это прослеживается в работах Т.В. Драгуновой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной и др.). При этом основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в исследованиях П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и ряда других исследователей [7], [8].
Следует подчеркнуть, что понятие общения в современной психолого-педагогической литературе в основном соотносится с такими феноменами, как, например, «коммуникация» и «отношение». Подобная трактовка понятия «общение» может преодолевать одностороннее понимание имеющей место взаимосвязи общения и деятельности. Также указанный подход именно через призму отечественной психологической науки находит свое отражение непосредственно в субъект-субъектном взаимодействии [16].
Общение в данном аспекте являет собой особую инициированную субъектом форма активности. Результативность последнего при этом не только определяется некоторым преобразованием предметного мира, а в большей мере преимущественно качественной стороной отношений одного индивида с другим индивидом, то есть именно системой «субъект-субъект(ы)».
Под механизмами общения приято понимать все те социально-психологические процессы и явления, которые возникают в результате взаимовлияния людей друг на друга, оказывающих непосредственное воздействие на уровень их коммуникативной активности, полноту и глубину их психологического взаимопонимания и контакта, на эффективность и характер их коммуникативного поведения [19].
Выделяют следующие компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент – включает все познавательные психические процессы – ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Во время этого этапа происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопониманию.
2) эмоциональный компонент – положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми.
3) поведенческий компонент – мимика, жестикуляция, пантомимика, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Этот компонент играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений [13].
Таким образом, в психологической литературе представлены различные определения общения. Однако сущность их одна, а именно: общение – это достаточно сложный процесс взаимодействия между людьми, который заключается в обмене информацией, в восприятии и понимании партнерами друг друга. При этом субъектами общения выступают живые существа, люди. Только на уровне человека процесс общения является осознанным, связанным как вербальными, так и невербальными актами. Человек, который передает информацию – это коммуникатор, а который ее получает – это реципиентом. В общении выделить можно ряд аспектов: содержание, цель, а также средства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская, К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других / К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Гордиенко // Психологич. журн. – 2001. – № 5. – Т. 22. – С. 38-47.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2018. – 514 с.
3. Антонова, Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №10. – С. 14 - 17.
4. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – М.: Директ-Медиа, 2017. – 396 с.
5. Белкина, В.Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию / В.Н. Белкина // Ярославский пед. вестн. – 2012. - №1. – Т. II. – С.291-294.
6. Вовчик-Блакитная, Е.А. Детские контакты и их мотивы / Е.А. Вовчик-Блакитная // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 56-59.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 4. т. Т. 2. / Л.С. Выготский. – М.: Директ Медиа, 2008. – 422 с.
8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию : учеб. пособие / П.Я. Гальперин. – М.: Академия, 2018. – 354 с.
9. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. – М., 2015. – 988 с.
10. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2014. – 322 с.
11. Иванкова, Р.А. Игра, как средство изучения детских взаимоотношений / Р.А. Иванкова // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: АСТ, 2008. – С. 64 – 68.
12. Коломинский, Я.Л. Психологическая культура детства / Я.Л. Коломинский, О.В. Стрелкова. – М.: Высш. Шк., 2017. – 312 с.
13. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2016. – С. 80 - 87.
14. Лисина, М.И. Общение и речь / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1995. – 252 с.
15. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.
16. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М., 2017. – 244 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2018. – 640 с.
18. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. – М.: Гном, 2016. – 342 с.
19. Петровский, А.В. Психология в России: ХХ век : монография / А.В. Петровский. – М.: Университет РАО, 2017. – 312 с.
20. Развитие общения дошкольников со сверстниками : монография / под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2019. – 215 с.
21. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 2008. – 168 с.
22. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А.А. Рояк. – М.: Педагогика, 2018. – 117 с.
23. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 242 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2016. - 45, [2
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Л.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – 384 с.