Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях роль пер-сонального фактора в школьном образовании объективно возрастает.
Высокие требования жизни к образованию и переподготовке обусловли-вают необходимость поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, направленных на адаптацию методов обучения к пра-вилам жизни.
В данном значении вопрос готовности к школе получает особое значение. Их решение связано с определением принципов и целей организации получения услуг образования и воспитательского процесса в дошкольных учреждениях. Одновременно успех всего обучения детей в школьной организации зависит от их решения.
Исследования по организации подготовки детей к школе были начаты непосредственно под руководством академика-психолога А.В. Запорожца. Ре-зультаты работы несколько раз были предметом обсуждения с Д.Б. Элькони-ным. И тот и другой боролись за сохранение детства для детей, максимально используя возможности этого возрастного этапа и обеспечивая безболезненный переход от дошкольного возраста к младшему возрасту школьника.
Организация подготовки детей к школе - это разноплановая задача, кото-рая затрагивает разные сферы жизни ребенка. В научных кругах рассматривается три основных подхода к рассмотрению проблемы готовности ребенка к школе.
Первый подход может включать любые исследования, направленные на развитие у дошкольников определенных навыков и умений, нужных для полу-чения образования в школе.
Следующий подход представляет собой то, что ребенок, который посеща-ет в школу, должен обладать определенным уровнем познавательных интере-сов, готовностью изменить свое социальное положение и желанием учиться.
Значение третьего подхода заключается в познании способности ребенка осознанно подчинять свои поступки заданному при поступательном следовании устным указаниям взрослого. Этот навык связан со способностью овладеть об-щим способом следования устным инструкциям взрослого.
В отечественной литературе имеется большое количество произведений, в цель которых входит изучение вопросов подготовки к школе: Е.Е. Кравцова, Л.С. Выготский, Р.Я. Гузман, В.В. Давыдов, и другие.
Проблемами диагностики детей, приходящих в школу, занимались А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Холмовская и другие.
В последнее время школа претерпела серьезные изменения, были введены новые программы. Структура школы изменилась. К детям, которые ходят в пер-вый класс, предъявляются более высокие требования. Разработка альтернатив-ных методов в школе помогает воспитывать детей по наиболее эффективной программе.
Итак, вопрос готовности к школе является важной. Нужность его рас-смотрения исходит из личной работы школы в нынешних обстоятельствах. Во-первых, выросли требования к ученикам, посещающим ходят школу. Во-вторых, внедрение новых программ и разработок в начальной школе позволяет выбрать образование ребенка по определенной программе, зависящей от его степени подготовки к школе.
В-третьих, многие дети имеют разную степень готовности из-за меняю-щихся социальных условий.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследова-ния.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ раз-личных авторов, включая ученых, психологов, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наибо-лее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить проблемы готовности детей к школь-ному обучению.
Объектом исследования является процесс решения проблем готовности детей к школьному обучению.
Предметом исследования являются основы и принципы выявления про-блем готовности детей к школьному обучению.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для подготовки детей к школьному обуче-нию.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо ре-шить несколько задач:
- рассмотреть общую характеристику понятия «готовность к школьному обучению»;
- изучить проблемы изучения личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению;
- детально проанализировать психологическое сопровождение детей на этапе приёма и адаптации в школе;
- проанализировать компоненты психологической готовности;
- изучить формирование мотивационной сферы и внутренней позиции дошкольника.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический ана-лиз данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по педагогике, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, за-ключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Общая характеристика понятия «готовность к школьному обучению»
Поступление в школу - это поворотный момент в жизни ребенка. Таким образом, беспокойство, которое проявляют как взрослые, так и дети по мере приближения учебного года, вполне объяснимо. Особенностью позиции школь-ника является то, что его учеба является обязательным, социально значимым занятием. За это он ответственен перед семьей, учителями, школой. Студенче-ская жизнь подчиняется системе строгих правил, одинаковых для всех учащих-ся. Его основное содержание - получение знаний, которые являются общими для каждого ребенка.
Между учителем и учеником существуют особые отношения. Учитель не является просто взрослым, вызывающим или не вызывающим симпатии у ре-бенка. Учитель выступает в качестве официального носителя общих требований к ребенку. При этом оценка, которую учащийся получает, является не выраже-нием личного отношения к ребенку, а объективным показателем его знаний и педагогических обязанностей. Плохая оценка не может быть компенсирована ни послушанием, ни покаянием. Отношения ребенка в школе также дифференци-руются от тех, которые формируются в игре [12].
Основным показателем, который определяет роль ребенка в группе сверстников, является оценка учителя, успешность обучения. В то же время совместное посещение обязательных мероприятий порождает новый тип отно-шений, основанный на совместной ответственности. Приобретение знаний и ре-структуризация, изменение самих себя становится единственной образователь-ной целью. Знания и учебная деятельность усваиваются не только для настоя-щего, но и для будущего.
Знания, которые дети получают в школе, носят научный характер. Если раньше начальная школа была подготовительным этапом к постоянному усвое-нию необходимых наук, то теперь она становится первым звеном такого усвое-ния, которое начинается с первого класса.
Основной формой организации познавательной деятельности учеников является урок, во время которого период образовательного процесса рассчиты-вается с точностью до минуты. На уроке все дети должны следовать указаниям учителя, четко выполнять их, не отвлекаться и не заниматься посторонними де-лами. Весь этот объем требований касается развития разных параметров лично-сти, психологических качеств, познаний и возможностей. Учащийся обязан от-ветственно относиться к учебному процессу, осознавать ее социальную значи-мость и подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы он должен обладать развитыми познавательными интересами, достаточно широким познавательным кругозором. Учащемуся абсолютно необходим ком-плекс качеств, формирующий способность к обучению. К ним относятся пони-мание важности учебных заданий, их отличия от практических заданий, знание того, как их выполнять, способность к самоконтролю и чувство собственного достоинства.
Важным аспектом психологической готовности к школе является доста-точный уровень волевого развития ребенка. Этот уровень различен у разных де-тей, но типичной чертой, отличающей шестилетнего ребенка, является подчи-ненность мотивов, которая дает ребенку возможность контролировать свое по-ведение и которая необходима для немедленного вовлечения в общую деятель-ность, система требований к школе и учителю предполагать [8].
Что касается произвольности познавательной деятельности, то, хотя она сформировалась в дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не полностью сформировалась: ребенку трудно длительное время сохра-нять стабильное произвольное внимание, усваивать значительный объем мате-риала, а также нравиться. Начальное образование учитывает эти особенности детей и структурировано таким образом, что потребность в произвольности их познавательной деятельности постепенно возрастает по мере того, как их со-вершенствование происходит в самом процессе обучения.
Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает в себя несколько взаимосвязанных аспектов. Ребенку в первом классе необходи-мы определенные знания об окружающем мире: об объектах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их работе и других аспектах об-щественной жизни, «что хорошо и что нехорошо», то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – сте-пень правильности, ясности и обобщенности представлений, сформированных в дошкольном детстве.
Образное мышление старшего дошкольника открывает широкие возмож-ности для усвоения общих знаний, а при хорошо организованном обучении дети овладевают идеями, отражающими основные закономерности явлений, относя-щихся к различным областям реальности. Такие идеи являются важным приоб-ретением, которое поможет ребенку овладеть научными знаниями в школе. До-статочно, чтобы ребенок в результате дошкольного образования познакомился с областями и аспектами явлений, являющихся предметом различных наук, раз-личал их, различал живое и неживое, растения и животных, естественным обра-зом отличал искусственное, вредное и полезное. Систематическое знакомство с каждой областью знаний, усвоение систем научных понятий - дело будущего [21].
Особое место в психологической готовности к школе занимает приобре-тение специальных знаний и навыков, традиционно связанных со школой, - гра-мотность, счета, решения арифметических задач. Начальная школа предназна-чена для детей, которые не получили специального образования, и с самого начала их начинают обучать грамоте и математике. Таким образом, соответ-ствующие знания и навыки не могут рассматриваться как обязательная часть го-товности ребенка к школе. В то же время большая часть детей, которые ходят в первый класс, умеют читать, и почти все дети в той или иной степени владеют баллами. Овладение алфавитом и элементами математики в дошкольном воз-расте может повлиять на успешность школьного образования. Формирование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержа-тельной стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии от объек-тивного значения этих вещей носит положительный характер. Это поможет ре-бенку учиться в школе и усвоить понятие числа и некоторые другие начальные математические понятия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. // СПС КонсультантПлюс.
2. Андросова Ю.В. Психологическая готовность к школе и преем-ственность программ дошкольного и начального образования. Начальная шко-ла. - 2012. - №6. - С.17-19.
3. Безруких М. Чему и как учить до школы...//Обруч. – 2001. - № 2. - С. 32-34.
4. Белова Т. В. Готов ли ребенок к обучению в первом классе?/ Т.В. Белова, В.А. Солнцева. - М.: Ювента, 2011. - 175с.
5. Бильгильдеева Т., Голубкова Н. Скоро в школу: «Возьми себя в ру-ки»//Обруч. – 2004. - № 4. - С. 28-29.
6. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы раз-вития ребенка//Психология личности в трудах отечественных психологов: Хре-стоматия/Под ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2000. - 528с.
7. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе?/Л.А.Венгер, А.Л. Вен-гер. – М.: Педагогика, 2004.- 206с.
8. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве/Е.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 118с.
9. Галахова Т. Пять компонентов готовности к школе//Обруч. – 2004. - № 2. - С. 29-30.
10. Горькова Л.Г. К вопросу о воспитании и обучении дошкольни-ков//Начальная школа. - 2002. - №6. - С. 27-29.
11. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семь-ей/В.Н. Гуров. – М.: Педагогическое общество России, 2005. - 192с.
12. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе/Н.И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2004. - 96с.
13. Диагностика готовности ребенка к школе. Методическое посо-бие/Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 181с.
14. Доронова Т. Н., Гризик Т. И. и др. Концепция организации, содер-жания и методического обеспечения подготовки детей к школе//Обруч. – 2007. - №4. - С. 24-26.
15. Землянухина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе//Начальная школа. - 2002. -№6. - С. 19-20.
16. Коломинский Я.Л. Диагностика и коррекция психологического раз-вития дошкольника/Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск, 2007. - 180с.
17. Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ/Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 135с.
18. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие/О.Б. Комарова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 297с.
19. Конышева Н.М. Проблема готовности к школьному обучению/Н.М. Конышева. – М.: Просвещение, 2007. - 180с.
20. Кравцова Е.Е. Психологическая готовность ребенка к школе/Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2001.- 76с.
21. Педагогическая диагностика компетентности дошкольников/Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 144с.
22. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к шко-ле/Г.Г. Петроченко. – М.: Академия, 2014. - 190с.
23. Савелова И.Н. На пороге школы/И.Н.Савелова. – Краснодар: Ку-бань, 2005. -111с.
24. Ульянкова У. К проблеме дифференцированной подготовки до-школьников к школе // Дошкольное воспитание. – 2007. – №2. - С. 37-38.
25. Ульянкова У. Формирование общей способности к учению у шести-летних детей //Дошкольное воспитание. – 2009. – №3. - С. 20-21.