Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы развития навыков общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста
1.1 Понятие общение в психолого-педагогической литературе
Общение – это процесс взаимоотношений, обращения людей друг с другом, который основан на разумном понимании, базируется на намеренной передаче знаний, переживаний и мыслей в прямом соответствии с принятыми в обществе социальными нормами, а также условиями осуществляемой ими деятельности.
Общение в толковом словаре русского языка связывается с такими словами, как «общность» и «община» [Ефремова 2015: 376]. Отметим, что данный смысл этого понятия может выступать в качестве главного критерия истинного общения индивида с другими людьми. То есть в этом случае имеется общий контекст, некое общее поле, это подразумевает, что человек общается. В качестве необходимого условия, говорящего о наличии настоящего общения, выступает способность к идентификации, возможность к умению отождествиться непосредственно с партнером по общению, способность к возможности встать на иную позиции, то есть в общении всегда присутствует диалог.
Общение в педагогике и психологии в основном рассматривается в качестве особой деятельность (например, это прослеживается в работах Т.В. Драгуновой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной и др.). При этом основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в исследованиях П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и ряда других исследователей [Гальперин 2018], [Запорожец 2014].
Следует подчеркнуть, что понятие общения в современной психолого-педагогической литературе в основном соотносится с такими феноменами, как, например, «коммуникация» и «отношение». Подобная трактовка понятия «общение» может преодолевать одностороннее понимание имеющей место взаимосвязи общения и деятельности. Также указанный подход именно через призму отечественной психологической науки находит свое отражение непосредственно в субъект-субъектном взаимодействии [Ломов 2017].
Общение в данном аспекте являет собой особую инициированную субъектом форма активности. Результативность последнего при этом не только определяется некоторым преобразованием предметного мира, а в большей мере преимущественно качественной стороной отношений одного индивида с другим индивидом, то есть именно системой «субъект-субъект(ы)».
Общение по своей сути – это достаточно непростой многоплановый процесс, который связанный с установлением и последующим развитием контактов между людьми. Это также процесс, который порождается потребностями совместной деятельности, при этом включающий в себя обмен информацией, а также выработку единого направления взаимодействия, наконец, восприятие и обязательно понимание другого человека [Бандура 2017].
Из указанного нами выше определения можно заключить, что общение характеризуется тремя сторонами проявления, то есть: коммуникативной, интерактивной, а также перцептивной. Проявления общения отражены на рис. 1.
Рисунок 1 – Проявления общения
Следует указать, что коммуникативная сторона общения находит свое проявление через действия личности, сознательно ориентированы именно на смысловое их восприятие другими людьми, а также как обмен информацией, так и обмен переживаниями. В свою очередь интерактивная сторона являет собой некое взаимодействие (а также еще и воздействие) людей друг с другом в процессе осуществления межличностных отношений, это межличностное взаимодействие непосредственно в совместной деятельности. Наконец, перцептивная сторона общения себя проявляет через восприятие и последующую оценку людьми социальных объектов (к примеру, самих себя, оценку других людей, групп, оценку других социальных общностей), понимание и восприятие в рамках общения другого человека, а также это способность понимания людьми друг друга (иными словами, взаимовосприятие).
По мнению М.И. Лисиной, необходимо к структурным компонентам общения относить такие, как: 1) субъект общения (в качестве такового выступает другое лицо, партнер связи); 2) необходимость общения (это стремление человека к знаниям и одновременно это оценке других людей, стремление к самопознанию); 3) коммуникативные мотивы (это все то, ради чего, собственно, и происходит общение); 4) действия общения (то есть это единицы коммуникативной деятельности, отдельные действия добросовестности, непосредственно ориентированы на другое лицо. Такого рода действия могут являться как ответными, так и инициативными); 5) задачи общения (в этом случае для их достижения в отдельной коммуникации используются различные действия, реализация которых происходит именно в процессе общения); 6) средства общения (являют собой такие операции, через которые реализуются действия общения); 7) определенные продукты общения (это отдельные образования как духовного, так и материального характера, полученные в результате общения) [Лисина 2016].
Основным средством общения между людьми выступает именно речь. Она как средства общения, а также как его особая операция возникает на определенном этапе развития у человека (ребенка) коммуникативной деятельности. При этом ее появление, а также последующее развитие напрямую связаны именно с необходимостью общения, общей жизнедеятельностью человека [Андреева 2018]. Речь возникает исключительно в качестве необходимого и достаточное средство в целях разрешения ряда актуальных задач общения человека, которые обозначаются перед ним на конкретном этапе развития его коммуникативной деятельности, наконец, вытекают непосредственно из более широких для индивида жизненно важных проблем, тесным образом связанных именно с типом его ведущей деятельности.
В сущности, развитие речи представляет собой овладение индивидом различными способами общения именно на основе усвоения им грамматических закономерностей его родного языка. При этом через речевое общение ребенка со взрослыми постепенным образом происходит расширение и заметное углубление его мира [Лисина 2016].
Под механизмами общения приято понимать все те социально-психологические процессы и явления, которые возникают в результате взаимовлияния людей друг на друга, оказывающих непосредственное воздействие на уровень их коммуникативной активности, полноту и глубину их психологического взаимопонимания и контакта, на эффективность и характер их коммуникативного поведения [Петровский 2017].
Выделяют следующие компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент – включает все познавательные психические процессы – ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Во время этого этапа происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопониманию.
2) эмоциональный компонент – положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми.
3) поведенческий компонент – мимика, жестикуляция, пантомимика, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Этот компонент играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений [Лисина 2009].
Таким образом, в психологической литературе представлены различные определения общения. Однако сущность их одна, а именно: общение – это достаточно сложный процесс взаимодействия между людьми, который заключается в обмене информацией, в восприятии и понимании партнерами друг друга. При этом субъектами общения выступают живые существа, люди. Только на уровне человека процесс общения является осознанным, связанным как вербальными, так и невербальными актами. Человек, который передает информацию – это коммуникатор, а который ее получает – это реципиентом. В общении выделить можно ряд аспектов: содержание, цель, а также средства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других [Текст] / К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Гордиенко // Психологич. журн. – 2001. – № 5. – Т. 22. – С. 38-47.
2. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2018. – 514 с.
3. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №10. – С. 14 - 17.
4. Бандура А. Теория социального научения [Текст] / А. Бандура. – М.: Директ-Медиа, 2017. – 396 с.
5. Белкина В.Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию [Текст] / В.Н. Белкина // Ярославский пед. вестн. – 2012. - №1. – Т. II. – С.291-294.
6. Вовчик-Блакитная Е.А. Детские контакты и их мотивы [Текст] / Е.А. Вовчик-Блакитная // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 56-59.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 4. т. Т. 2. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Директ Медиа, 2008. – 422 с.
8. Гальперин П.Я. Введение в психологию [Текст]: учеб. пособие / П.Я. Гальперин. – М.: Академия, 2018. – 354 с.
9. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст] / Т.Ф. Ефремова. – М., 2015. – 988 с.
10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2014. – 322 с.
11. Иванкова Р.А. Игра, как средство изучения детских взаимоотношений [Текст] / Р.А. Иванкова // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: АСТ, 2008. – С. 64 – 68.
12. Коломинский Я.Л. Психологическая культура детства [Текст] / Я.Л. Коломинский, О.В. Стрелкова. – М.: Высш. Шк., 2017. – 312 с.
13. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное [Текст] / М.И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2016. – С. 80 - 87.
14. Лисина М.И. Общение и речь [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1995. – 252 с.
15. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.
16. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. – М., 2017. – 244 с.
17. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2018. – 640 с.
18. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры [Текст] / М.А. Панфилова. – М.: Гном, 2016. – 342 с.
19. Петровский А.В. Психология в России: ХХ век [Текст]: монография / А.В. Петровский. – М.: Университет РАО, 2017. – 312 с.
20. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст]: монография / под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2019. – 215 с.
21. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 2008. – 168 с.
22. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка [Текст] / А.А. Рояк. – М.: Педагогика, 2018. – 117 с.
23. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников [Текст]: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 242 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2016. - 45, [2
25. Эльконин Д..Б. Детская психология [Текст] / Л.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – 384 с.