Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что названия профессий являются объемным лексико-семантическим полем, которая представлена различными лексико-семантическими группами и единицами, имеющими разное происхождение и структуру.
В большинстве случаев лексическая единица, которая обозначает профессию, формируется как однокоренное слово от названия науки, области деятельности или предмета деятельности, связанными с данной профессией, однако в некоторых случаях применяются образные аналогии, которые являются препятствием для технического перевода названия профессии и его понимания в другой лингвокультурной среде.
Степень изученности проблемы. Проблема применения различных стилистических средств в формировании названий, принадлежащих различным лексико-семантическим полям, недостаточно широко изучено в научной литературы. В ходе анализа научной литературы выявлено всего несколько значимых источников, которые рассматривают этот вопрос. Это обуславливает высокий уровень актуальности, теоретической и практической значимости данной курсовой работы.
Цель исследования – провести анализ типов образных аналогий в названиях рабочих профессий.
Объект исследования – образные аналогии.
Предмет исследования – типы образных аналогий в названиях рабочих профессий.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть понятие образной аналогии.
2. Привести характеристику и определить функции метафоры как вида образной аналогии.
3. Изучить сравнение как вид образной аналогии.
4. Описать материал и метод исследования.
5. Проанализировать результаты исследования образных аналогий в названиях рабочих профессий.
Материал исследования: Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой .
Методы исследования:
– анализ научной и лексикографической литературы;
– описательный;
– хронологический и исторический;
– обобщение и классификация;
– сравнительный;
– моделирование;
– контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения образных аналогий в названиях рабочих профессий. В теоретической части работы рассматриваются функции метафор и сравнений как видов образных аналогий в русском языке. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением практическим исследованием образных аналогий в названиях рабочих профессий, которое было организовано на базе материалов Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Для проведения исследования был сформирован специальный алгоритм, который характеризуется универсальностью и может быть применен для анализа применения образных аналогий в другой лексической группе.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе, «Теоретические аспекты изучения образных аналогий в русском языке», раскрываются такие вопросы как понятие образной аналогии, характеристика и функции метафоры как вида образной аналогии, сравнение как вид образной аналогии.
Во второй главе, «Практическое исследование образных аналогий в названиях рабочих профессий» описывается материал и методы исследования, а также приводятся и анализируются результаты исследования образных аналогий в названиях рабочих профессий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗНЫХ АНАЛОГИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.1. Понятие образной аналогии
Под образной аналогией в научной литературе понимается процесс сравнения двух объектов, которые имеют одно сходное свойство или признак, при этом множество различий, которые не позволяют идентифицировать эти объекты друг с другом .
Типология образных аналогий, которые применяются в русском языке, представлена на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1. – Типология образных аналогий
Образная аналогия противопоставляется буквальной, при которой происходит обратная ситуация, т.е. объекты схожи по основным признакам, однако имеют определенную деталь, которая делает их разными .
В ходе рассуждений по аналогии образные аналогии становятся слабыми, если релевантны дизаналогии сравниваемых объектов – точно так же, как слабыми становятся буквальные аналогии .
Надо отметить, что для того, чтобы человек понял и смог интерпретировать буквальную аналогию, ему не нужна специальная подготовка или особенные знания. При этом для грамотного понимания образной аналогии реципиент должен обладать определенным уровнем интеллектуального развития, ассоциативным мышлением, художественно-творческим воображением .
Зачастую образные аналогии удается легко понять только тем людям, которые читают много художественной литературы и понимают, как такие аналогии формируются и в каких случаях применяются .
Важно отметить, что образная аналогия выполняет очень важные функцию – как в художественном тексте, так и в разговорной речи (рисунок 1.2) .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, А.П., Широкова, Е.Е., Гавриленко, И.М. Современные аспекты исследования языковых средств и их роли в разговорной речи и художественных произведениях: теория, методология и практика исследования / А.П. Александрова, Е.Е. Широкова, И.М. Гавриленко // Сборник статей Калужского государственного университета. Вып. 4. Филология и языкознание. – Калуга: Издательство Калужского государственного университета, 2023. – С. 99–110.
2. Богданова, Е.С. Метафора в художественном тексте : функции, восприятие, интерпретация / Е.С. Богданова // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metafora-v-hudozhestvennom-tekste-funktsii-vospriyatie-interpretatsiya (дата обращения: 10.06.2023).
3. Вениаминова, Ю.В., Хабарова, Г.С., Черткова, Е.Н. Речевые средства выразительности как предмет научного исследования: методологические основы, проблемы и перспективы исследования / Ю.В. Вениаминова, Г.С. Хабарова, Е.Н. Черткова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного языкознания: теория и практика». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. – С. 50–62.
4. Земцова, Е.Н., Жаворонкова, И.И., Володина, Г.А. Теория и методология исследования образных аналогий в художественных текстах: методологические основы исследования / Е.Н. Земцова, И.И. Жаворонкова, Г.А. Володина // Современные проблемы языкознания. Сборник научных статей. – Воронеж: Адамант, 2022. – С. 84–95.
5. Корабельникова, Н.И., Супонева, Н.В., Чардоеева, О.В. Образные аналогии как предмет лингвистического исследования: теория, методология и практика / Н.И. Корабельникова, Н.В. Супонева, О.В. Чародеева // Известия Курского государственного университета. – 2023. – № 4 (129). – С. 71–83.
6. Кузнецова, Н.Н. Классификации сравнений / Н.Н. Кузнецова // Открытое знание. Научно-издательский центр. – 2022. – URL: https://scipress.ru/philology/articles/klassifikatsii-sravnenij.html (дата обращения: 10.06.2023).
7. Лифанова, Е.Н., Соболева, Г.В., Чередниченко, С.С. Образные аналогии в русском языке, их виды и функции / Е.Н. Лифанова, Г.В. Соболева, С.С. Чередниченко // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2021. – № 12. – С. 33–43.
8. Махрова, Л.С. Сравнение как объект лингвистического исследования / Л.С. Махрова // Молодой ученый. – 2020. – № 18 (308). – URL: https://moluch.ru/archive/308/69488/ (дата обращения: 10.06.2023).
9. Миронова, Н.Д. Сущность понятия «сравнение» в интерпретации отечественных и зарубежных исследователей и способы его образования / Н.Д. Миронова // student. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-sravnenie-v-interpretatsii-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-issledovateley-i-sposoby-ego-obrazovaniya (дата обращения: 10.06.2023).
10. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // GUFO. – 2019. – URL: https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 10.06.2023).
11. Смирнова, М.А. Понятие «метафора» и подходы к ее изучению / М.А. Смирнова // Филология и литературоведение. – 2014. – № 9. – URL: https://philology.snauka.ru/2014/09/960 (дата обращения: 10.06.2023).
12. Хонхужаева, Г. Сравнение как стилистический прием и средство формирования субъективной модальности в художественном тексте / Г. Хонхужаева // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. – 2023. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnenie-kak-stilisticheskiy-priyom-i-sredstvo-formirovaniya-subektivnoy-modalnosti-v-hudozhestvennom-tekste (дата обращения: 10.06.2023).
13. Худайберганов, Ш.Э. К вопросу о классификации метафоры / Ш.Э Худайберганов // Молодой ученый. – 2022. – № 30 (425). – URL: https://moluch.ru/archive/425/94225/ (дата обращения: 10.06.2023).