Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Система государственных закупок сегодня находится в состоянии постоянно развивающейся нормативной правовой базы контрактной системы. Государством разрабатываются и принимаются новые законы и подзаконные акты, совершенствующие с каждым разом существующие порядки проведения государственных закупок. Вместе с тем, на данный момент, система государственных закупок имеет еще немало нерешенных проблем.
Исследование теоретических и практических аспектов механизма регулирования публичных закупок требует необходимость устранения пробелов в правоприменительной практике, в частности, в процессе осуществления публичной деятельности в сфере государственных закупок. Ведь именно научные наработки и практика их применения служат основой принятия важных правовых актов, позволяющих избавиться от пробелов, путаницы и коллизий в правовом регулировании той или иной сферы, а также позволяют правильно применять нормативно-правовые акты на практике. Для того, чтобы законодательство о закупках начало работать, в нем не должно быть разного рода недочетов и двусмысленности, с ним должны работать грамотные, профессиональные специалисты, в первую очередь заказчики, потому что именно они осуществляют расход бюджетных средств, а от того, насколько эффективно заказчики будут расходовать бюджетные средства, зависит напрямую благополучие и уровень жизни граждан.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственных заказов и показателей эффективности их выполнения.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы осуществления государственного заказа;
- провести оценку показателей выполнения государственных заказов в Алтайском крае;
- определить пути совершенствования информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в рамках института публичных закупок, а также иные непосредственно связанные с ними отношения.
Предмет исследования – тенденции осуществления государственных закупок в Алтайском крае.
Проблемам формирования эффективной государственной контрактной системы посвящено немало фундаментальных теоретических трудов. В данной работе, в процессе исследования, применялись положения и выводы научных трудов таких ученых: С.С. Алексеева, В.В. Кикавца, В.С. Афанасьева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, Е.А. Киримовой, В.Л. Кулапова, В.В. Лазарева, С.В. Липеня, А.В. Малько, Н.И. Матузова, Г.О. Матюшкина, Д.Е. Петрова, С.В. Полениной, Т.Н. Радько, Ю.А. Тихомирова, К.В. Шундикова и другие.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых актов в сфере государственных закупок, синтез, обобщение, классификация, дедукция, индукция.
Структура работы включает в себя введение, три главы, которые разделены на параграфы, заключение, список использованных источников.
1. Теоретические основы осуществления государственного заказа
1.1. Сущность и значение государственного заказа
На современном этапе развития государственные закупки выступают в качестве необходимого инструмента социально-экономической политики государства. В данном случае, следует отметить стимулирующую роль государственного заказа в производстве конкурентоспособной продукции, поддержке отечественного производителя, в том числе небольших предприятий, организаций, а также лиц, которые нуждаются в поддержке со стороны государства . Нередко органы государственной власти должны самостоятельно решать вопросы, касающиеся исполнителя работ или поставщика товаров для государственных нужд. Вместе с тем, от того, каким образом будет размещен государственный заказ, во многом зависит и состояние конкурентной среды тех или иных товарных рынков . В связи с этим, необходимы механизмы, благодаря которым, с одной стороны, будет обеспечен доступ субъектов хозяйствования в сферу государственных закупок, а с другой стороны – были бы созданы условия для развития конкуренции в экономической сфере с целью сокращения бюджетного дефицита, развития рыночных отношений и снижения коррупции. Институт государственного заказа на данный момент представлен в виде однородных по фактическому содержанию норм, регулирующих правоотношения, связанные с:
- определением потребностей государства в товарах, работах и услугах;
- формированием заказа на поставку товаров, услуг;
- размещением государственного заказа;
- заключением и исполнением государственного контракта на основе размещенного заказа.
В правовом механизме реализации государственных закупок, влияние норм бюджетного права весьма существенно. Это связано с тем, что многие вопросы размещения государственных заказов рассматриваются сквозь призму бюджетного финансирования.
О.Н. Егоров определяет закупку как «процесс, направленный на приобретение товаров для государственных нужд, финансируемых из средств налогоплательщиков и необходимых для осуществления функций, и полномочий государства» . Закупка связана с выполнением таких действий, как определение потребности в товарах, выбор поставщика, проведение переговоров, согласование условий, мониторинг работы поставщиков, приемка товаров, полученных от поставщиков. Принятие решения «у кого закупить» и «на каких условиях» является непосредственной обязанностью лица, занимающегося закупочной деятельностью .
С 21 июля 2005 года законодательство о контрактной системе Российской Федерации осуществлялось на основании закона Федерального закона N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Вступление в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44-ФЗ) внесло достаточно серьезные требования к процессу управления закупками. Оценка качества управленческих решений в рамках контрактной системы во многом зависит от информационного обеспечения закупочной деятельности. Но при этом возникают постоянные проблемы, связанные с получением этой информации. Например, информация на сайтах не всегда актуализирована, возникают сбои в работе Интернет-ресурсов, непрофессиональная оценка информации, ограничение доступа к информации и другие загвоздки, которые снижают эффективность процесса управления закупками.
Государственный заказ в рыночных условиях хозяйствования является косвенным средством государственного регулирования экономики. Государственный заказ является поручением уполномоченных органов государственной власти, муниципальных органов на выполнение предусмотренных работ, оказание услуг и поставку товаров с целью удовлетворения государственно-региональных и муниципальных нужд и потребностей, в том числе для реализации целевых программ за счет средств соответствующего государственного, регионального и муниципального бюджета. Функции государственного заказа с экономической точки зрения представлены на рисунке 1 .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. - N 31. - Ст. 3823.
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. – 2013. - N 14. - Ст. 1652.
4. Акулова В.К. Закупки для государственных и муниципальных нужд: особенности, взгляд на «систему» со стороны поставщика // Управление развитием СЭС: II Всероссийская научно - практическая конференция: сборник научных трудов / под ред. В. Н. Лазарев. – Ульяновск : УлГТУ, 2019. – 147 с.
5. Баринов М. А. Государственное регулирование экономики: Учебник /М. А. Баринов. – Владимир: Изд- сво ВлГУ, 2019. – 163 с.
6. Государственные и муниципальные закупки - 2020. Сборник докладов XV Всероссийской практической конференции-семинара - М.: ООО «Компания Ладья», 2020. – 166 с.
7. Государственные и муниципальные закупки – 2021. Сборник докладов XVI Всероссийской практической конференции-семинара. – М.: ФГУП Издательство «Известия», 2021. – 228 с.
8. Егоров О. Н. Правовые аспекты государственных и муниципальных закупок в России: учебное пособие / О. Н. Егоров ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет», Факультет заочного и дистанционного обучения. - Челябинск : Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2018. - 169 с.
9. Кнутов, А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами : учебник и практикум для вузов / А. В. Кнутов. - М. : Изд-во Юрайт, 2020. - 316 с.
10. Контрактная система в сфере государственных закупок в России: учебник / П. В. Самолысов, М. А. Булгакова; под науч. ред. Н. В. Павличенко. – М. : Академия управления МВД России, 2020. – 302 с.
11. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakupki.gov.ru.
12. Пономарева О. В. Государственные закупки как инструмент торговой политики в развивающихся странах / О.В. Пономарева // Российский внешнеэкономический вестник. - 2019. - № 9. - С. 101-119.
13. Правовое регулирование контрактной системы. Сборник нормативных актов. 11-е издание. Часть I / [А.А. Храмкин, О.М. Воробьева, А.Н. Евсташенков и др.]; под ред. А.А. Храмкина. – М.: ФГУП Издательство «Известия», 2021. -304 с.
14. Ракута Н. В. Использование контрактов жизненного цикла при госзакупках. Опыт развитых стран / Н.В. Ракута // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2019. - № 2. - С. 53-78.
15. Рахматуллина В.Р. Особенности закупочной деятельности российской промышленной корпорации на электронных торговых площадках / В.Р. Рахматуллина // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. - 2018. - N 8(418). - С. 143-150.
16. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. – 2011. - N 30 (ч. 1). - Ст. 4571.
17. Фирсов Д. В. Международный опыт в сфере государственного заказа / Д.В. Фирсов // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2020. - № 10-2. - С. 142–146.
18. Цветков Ю.А. Роль государственного заказа в экономике / Ю.А. Цветков // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2019. – № 20. – С.60-66.
19. Шадрина Е. В. Государственные закупки для устойчивого развития: Международный опыт / Е.В. Шадрина // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2019. - № 1. - С. 149-172.
20. Шешукова Т.Г. Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект / Т.Г. Шешукова // Международный бухгалтерский учет. – 2018. – Т. 21, № 3. – С. 149-158.