Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Процесс развития современного общества в России, которое характеризующееся заметным усугублением социальных проблем, а также некоторым снижением показателей здоровья населения, повышает потребность в системе, которая ориентирована на решение качественным образом взаимосвязанных вопросы социального и медицинского характера. Этот вопрос наиболее остро стоит для тех лиц, которые не способны на самостоятельном уровне справляться с такого рода проблемами. В связи с этим особо важное значение приобретают организации и структуры, призванные обеспечивать именно медико-социальную помощь населению.
При этом следует указать, что развитие в России института социальной работы сопровождается формированием отдельных направлений, в том числе в сфере здравоохранения. Такого рода социальная работа – это относительно новый вида деятельности социально-правового, медицинского, а также психолого-педагогического характера специалиста социальной работы непосредственно в сфере охраны здоровья населения.
В настоящее время в учреждениях здравоохранения принято выделять следующие основные направления медико-социальной работы: медико-социальная работа в онкологии, медико-социальная работа в наркологии, медико-социальная работа в психиатрии, хосписное дело, а также охрана материнства и детства. Так как современная концепция социальной работы в системе здравоохранения разработана была в России только в начале 2000-х годов, то организация медико-социальной службы была связана с разными сложностями.
Все это делает рассмотрение темы «Социальная работа в системе здравоохранения» актуальным.
Целью данной работы является выявление понятия и отличительных особенностей социальной работы в системе здравоохранения.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие социальной работы в системе здравоохранения;
- обозначить этапы медико-социальной помощи в здравоохранении;
- выявить отличительные особенности и проблемы отдельных направлений медико-социальной помощи;
- изучить возможности социальной помощи пациентам с тяжелыми заболеваниями.
Объект исследования – социальная работа с отдельными слоями населения.
Предмет исследования – социальная работа в системе здравоохранения.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как М.А. Беляев, Н. Берковитц, И.Б. Буртонова, Е.Н. Возмилкина, Ж.Э. Кесаева, В.Т. Кургузов, А.В. Мартыненко, И.М. Невлева, Т.К. Ростовская, Е.А. Сигида, Ж.Д. Турсынбекова, Е.Н. Шарова, В.И. Шахгильдян и др.
Методы исследования: терминологический анализ, метод анализа разного рода публикаций по данной теме, метод сравнения и сопоставления, метод логической группировки и систематизации выявленной информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие и функции социальной работы в здравоохранении
1.1 Понятие социальной работы в системе здравоохранения
Проблема сохранения здоровья является одной из глобальных проблем человечества. На современном этапе здоровье человека вовсе не сводится только к его физиологическим и анатомическим характеристикам. Нередко подчеркивается немалая значимость и социального аспекта – то есть физическая гармония обязательно должна подкрепляться также социальным благополучием и позитивным душевным состоянием. В связи с этим здоровье человека перестало являться исключительно заботой врачей, а также медицинских служб. В процесс предупреждения, а также преодоления заболеваний должны включаться и социальные службы.
Именно поэтому в обиход вошли такие терминологические конструкции, как: «медико-социальная работа», «медико-социальная помощь», «медицинская социальная работа», а также «социальная работа в здравоохранении». Однако их соотношение и содержание до конца определено не было.
В первую очередь рассмотрим понятие «медико-социальная помощь». Следует указать, что в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», в состав медико-социальной помощи входит профилактическая, реабилитационная, лечебно-диагностическая, протезно-ортопедическая и зубопротезная помощь, меры социального характера по осуществлению ухода за больными, инвалидами и нетрудоспособными гражданами. Такого рода помощь должна оказываться медицинскими, а также социальными работниками и другими специалистами непосредственно в учреждениях государственной, муниципальной, а также частной системы здравоохранения, в учреждениях системы социальной защиты населения [29]. Следует указать, что уход за человеком, который не способен к самообслуживанию либо же заметно в нем ограничен, относится к уровню начальной профессиональной подготовки социальных работников. При этом специалист, который принимает участие в медико-социальной работе, не осуществляет никаких санитарно-гигиенических и медицинских манипуляций [28].
Вне зависимости от того, в какой именно сфере занят специалист по социальной работе, его функция практически всегда универсальна – оказать помочь клиенту в плане решения имеющихся либо потенциальных проблем. Конечно, специалист по социальной работе обязательно должен уметь оказывать в случае необходимости срочную медицинскую, доврачебную помощь.
Так как определение медико-социальной работы в полной мере должно отражать все оказываемые виды помощи, то в этом случае удачным можно назвать определение А. Мартыненко, под медико-социальной работой понимающего профессиональную деятельность именно междисциплинарного характера, ориентированную на медико-реабилитационную, психологическую, правовую, и педагогическую помощь клиенту при восстановлении, а также сохранении его физического, социального и психического благополучия [14. с. 42].
Тем не менее, это определение не раскрывает, кому именно оказывается медико-социальная помощь. То есть практически любые отклонения здоровья выступают в качестве предмета медико-социальной работы, либо же это только ограниченный перечень заболеваний и отдельных категорий клиентов?
Принято считать, что в медико-социальной поддержке в первую очередь нуждаются граждане пожилого и престарелого возраста, а также инвалиды. Однако подобный стереотип формируется по причине того, что социальный компонент осуществления медико-социальной работы неизменно сводится к социально-бытовой, а также частично экономической реабилитации.
Однако, если рассматривать педагогический и психологический аспекты медико-социальной работы, тогда круг клиентов заметным образом расширяется. То есть практически любой человек, который оказался в роли пациента, в отдельных случаях нуждается в психологической помощи, а также может выступать адресатом отдельных профилактических мероприятий именно медико-социального содержания [1, c. 13].
В целом медико-социальную работу можно трактовать как профессиональную деятельность междисциплинарного, а также межведомственного характера, которая предполагает оказание населению медико-социальной помощи, медицинский компонент которой реализуется медицинским персоналом практически всех уровней профессиональной подготовки и также включает практически все современные достижения медицины в алане диагностики, профилактики, лечении заболеваний и последующей реабилитации индивида.
В свою очередь социальный компонент медико-социальной работы являет собой синтез психологической, образовательной, юридической, посреднической, экономической, а также бытовой помощи населению, ориентированное на профилактику различных социальных причин и последствий нарушения здоровья индивида. При этом социальный компонент медико-социальной работы осуществляться может достаточно широким кругом специалистов гуманитарной сферы – то есть специалистами социальной работы, педагогами, психологами, юристами, социальными работниками, а также помощниками социальных работников, в их числе добровольными (или волонтеры).
1.2 Этапы медико-социальной работы в здравоохранении
Здравоохранение – это система государственных, медицинских и общественных мероприятий, которые направлены как на предупреждение, так и на лечение заболеваний, а также укрепление здоровья населения [12]. И особое место в нем может занимать социальная работа.
Ю.В. Валентик выделяют домедицинский (или профилактика), медицинский (то есть это диагностика и лечение), а также постмедицинский (то есть это последующая реабилитация) этапы ведения медико-социальной работы [4. с. 46]. В целом сам принцип дробления медико-социальной работы именно на три этапа является правильным. С точки зрения М.А. Беляевой данные этапы можно определить как профилактический, терапевтический, а также реабилитационный [1]. При этом профилактический этап должен ориентироваться на предупреждение возможного нарушения здоровья, в том числе с помощью предупреждение именно социально обусловленных факторов, которые имеют различные разрушительные последствия непосредственно для жизнедеятельности индивида. Данный этап в себя включает следующие направления деятельности специалиста социальной работы:
1) работа по выявлению категорий населения, имеющих по причине профессиональных, возрастных, культурных и иного рода факторов повышенный риск заметного снижения либо потери здоровья;
2) определение социальных факторов, а также проблемных ситуаций, содержащих в себе определенную угрозу здоровью населения;
3) осуществление информирования соответствующих служб о группах риска, об имеющих место проблемных ситуациях, которые являются потенциально опасных как для общественного здоровья, так и для здоровья определенных категорий лиц;
4) разработка и последующее проведение информационно-просветительских программ, ориентированных на формирование здорового образа жизни, заметного повышения у населения знаний, навыков, умений, которые необходим для поддержания здоровья;
5) работа по организации проведения массовых мероприятий (например, это диспансеризация, вакцинация и др.), которые способствуют профилактике, а также раннему выявлению заболеваний.
В свою очередь терапевтический этап осуществления медико-социальной работы, ориентированный на диагностику и последующее лечение заболеваний, реализуется в медицинских учреждениях, при этом, чаще всего, в рамках стационарных форм медицинского обслуживания. Для включения в данный этап социальной составляющей, весьма важно преодолеть характерный для сферы здравоохранения редукционистский подход в плане решения соматических проблем пациентов.
Однако важно еще решать как социальные, так и эмоциональные проблемы пациентов. И в этом хорошим помощником стала бы социальная служба. Социальные работники могут выполнять разные роли в междисциплинарной команде, при этом роль социального работника в себя включает контролирующие функции, так как ему необходимо защищать права клиента на его качественное медицинское обслуживание. Главным принципом при этом выступает приоритет интересов клиента.
С точки зрения Н. Берковитц и Л. Дженкинс целью социальной работы в сфере здравоохранении выступает обеспечение профессиональной помощи всем тем людям, чье социальное функционирование в сообществе непосредственно с другими людьми нарушены либо же только могут быть нарушены по причине наличия заболевания, некоторого ограничения возможностей, произошедшего несчастного случая. В этом случае основная задача социальной работы в сфере здравоохранения заключается в том, чтобы оказывать помощь больным людям и их семьям при преодолении эмоциональных и социальных проблем, которые сопровождают заболевания, а также состояние ограниченных возможностей [2. с. 21].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляева, М.А. Осмысление содержания понятия «медико-социальная работа» / М.А. Беляев // Педагогическое образование в России. – 2008. – № 1. – С. 12–17.
2. Берковитц, Н. Практика социальной работы в здравоохранении / Н. Берковитц, Л. Дженкинс // Гуманистический подход к охране здоровья. – Моосква, 1998. – С. 71-78.
3. Буртонова, И.Б. Коммуникативная компетентность специалиста по социальной работе / И.Б. Буртонова // Вестник БГУ. – 2009. – № 5. – С. 74–81.
4. Валентик, Ю. В. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии / Ю. В. Валентик, О. В. Зыков, М. Г. Цетлин. – Москва, 2007. – 214 с.
5. Возмилкина, Е.Н. Социальная работа в сфере здравоохранения / Е.Н. Возмилкина // Форум молодых ученых. – 2016. – №3. – С. 61-68.
6. Глухих, С.И. Особенности подготовки медицинских сестер в современном профессиональном образовании / С.И. Глухих // Siberian Pedagogical Journal. – 2016. – № 1. – С. 73–77.
7. Гуманистический подход к охране здоровья / отв. ред. Н. Берковитц. – Москва: Аспект Пресс, 2004. – 252 с.
8. Евдокимов, Г.Э. Медико-социальная помощь ВИЧ-инфицированным пациентам / Г.Э. Евдокимов, В.Н. Егорова, С.П. Винокурова // Якутский медицинский журнал. – 2018. – № 4 (64). – С. 73–75.
9. Здравоохранение. Определение. История развития здравоохранения. – URL: http://uchenie.net. – (Дата обращения 26.05.23).
10. Ильина, Т.Н. Паллиативная помощь как направление медико-социальной работы в России / Т.А. Ильина // Перспективы развития российского государства и общества в современных условиях: Материалы Межд. научно-практ. конф. (Саратов, 12. 12. 2014 г.). – Саратов, 2015. – С. 9–12.
11. Кесаева, Ж.Э. Социологический анализ медико-социальной работы с пожилыми людьми: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Ж.Э. Кесаева. – Волгоград: Волгогр. гос. мед. ун-т, 2008. – 24 с.
12. Кром, И.Л. Современная интерпретация паллиативной помощи / И.Л. Кром, М.В. Еругина, И.Ю. Новичкова // Интегративные исследования в медицине: Науч. труды III Всеросс. науч.-практ. конференции. – Саратов, 2014. – С. 78–81.
13. Кургузов, В.Т. Социально-медицинские аспекты работы с населением групп риска: автореф. дис. ... канд. социoл. наук / В.Т. Кургузов. – Москва, 1998. – 23 с.
14. Мартыненко, А.В. Проблемы становления в России медико-социальной работы как профессиональной деятельности / А.В. Мартыненко // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. – Москва, 1995. – № 4. – С. 41-45.
15. Мартыненко, А.В. Теория медико-социальной работы / А.В. Мартыненко. – Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. – 160 с.
16. Меметов, С.С. Некоторые промежуточные итоги индивидуальных программ реабилитации – абилитации инвалида / С.С. Меметов, М.В. Черныш, О.В. Рукодайный // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2017. – № 3. – С. 6–12.
17. Невлева, И.М. Теория социальной работы / И.М. Невлева, Л.В. Соловьева. Белгород: Кооперативное образование. – 2017. – 424 с.
18. Помников, В.Г. Особенности медико-социальной экспертизы и реабилитации больных и инвалидов в настоящее время / В.Г. Помников // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2010. – Т. 5. – С. 412.
19. Пузин, С.Н. Качество медико-социальной экспертизы: современные аспекты формирования клинико-функционального диагноза / С.Н. Пузин, С.С. Меметов, М.А. Шургая // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2015. – № 3. – С. 4–6.
20. Пузин, С.Н. Проблемные вопросы медико-социальной реабилитации лиц пожилого и старческого возраста на современном этапе / С.Н. Пузин, С.С. Меметов // Физическая и реабилитационная медицина, медицинская реабилитация. – 2019. – Т. 4. – № 4. – С. 42–44.
21. Ростовская, Т.К. Особенности организации медико-социальной службы в России / Т.К. Ростовская, М.А. Королев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2020. – № 3 (59). – С. 88–95
22. Сабанов, З.М. Особенности совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы в современном обществе / З.М. Сабаноа // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 1. – С. 202–204.
23. Сигида, Е.А. Содержание и методика социальной работы: учебное пособие / Е.А. Сигида. – Москва: Владос, 2015. – 345 с.
24. Стрелкова, Я.А. Обоснование проблемы физкультурно-оздоровительных занятий с инвалидами различных нозологических групп / Я.А. Стрелкова, О.В. Польщикова, В.В. Дрогомерецкий // Успехи современной науки. – 2016. – № 1. – С. 82–85.
25. Судьин, С.А. Психиатрия и социальная работа: факторы взаимной интеграции / С.А. Судьин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2011. – № 2 (22). – С. 49–54.
26. Технология социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. – Москва: Дашков и К°, 2020. – 478 с.
27. Технология медико-социальной помощи различным категориям граждан / сост. Л.И. Алифанова. – Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2016. – 52 с.
28. Турсынбекова, Ж.Д. Медико-социальные технологии как средство реализации компетенций социального работника в сфере здравоохранения / Ж.Д. Турсынбекова // Медицина и экология. – 2015. – № 4. – С. 110-118.
29. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья (в ред. от 28 апреля 2023 г. № 174-ФЗ). – URL: https://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения: 25.05.2023).
30. Шарова, Е.Н. Социальная работа в здравоохранении: сравнительный анализ в России и за рубежом / Е.Н. Шарова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 1-5. – С. 116–118.
31. Шахгильдян, В.И. Паллиативная помощь больным ВИЧ-инфекцией как составная часть общей системы паллиативной медицины и реабилитации / В.И. Шахгильдян // Паллиативная медицина и реабилитация. – 2019. – № 2. – С. 13–21.