Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования
Эмоциональное или психологическое выгорание - проблема, которая приобрела уже масштабы "психологической эпидемии" по всему миру. По разным статистическим данным этим состоянием страдает от 13 до 25% населения планеты.
В настоящее время вопросы профилактики эмоционального активно изучаются. Клиническими психологами и практиками предлагается широкий спектре инструментов для психокоррекции. Вопрос в том, чтобы своевременно вывить состояние эмоционального выгорания и оказать человеку поддержку. Современная научная литература предлагает различные методы псих коррекции, но их подключают к решению следствия, а не причины проблемы. Возникновение выгорания воздействуют множество факторов. Человек в стадии эмоционального выгорание не способен эффективно выполнять служебные задачи.
Степень разработанности темы, ее место и значение в науке.
По вопросу профессионального выгорания учителей можно найти широкий спектр публикаций, которые характеризуют сложности в современной школе. В российской научной литературе подробно изучены особенности и специфика управления образовательным процессов и его негативные факторы, как многозадачность, перегруженность программ обучения, необходимость совмещать учителю множество ролей. К сожалению, российские исследователи недостаточно освещают проблему личностных деформации учителей, представля ее в обобщенном виде.
В зарубежных исследованиях особое внимание уделено деформациям именно личностных характеристик учителей и поиску оптимальных способов профилактики эмоционального выгорания. В контексте выявления рисков профессиональной деформации учителя в современной школе данные о личностных характеристиках, которые в первую очередь подвергаются деформациям очень важны.
Тема работы: Риски профессиональной деформации учителя в современной школе
Проблема: профессиональное эмоциональное выгорание снижает приводит к личностным деформациям учителей, что негативно сказывается на профессиональной деятельности и учебно-воспитательном процессе
Тема исследования: Риски профессионального выгорания учителя в современной школе
Объект исследования: профессиональное выгорание учителей
Предмет исследования: профилактика личностных деформаций учителей в результате эмоционального выгорания
Цель исследования:
В результате анализа научных работ зарубежных и отечественных исследований выявить
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие и структурные компоненты эмоционального выгорания в зарубежных и российских научных исследованиях
2. Охарактеризовать личностные характеристики современного учителя, которые подвергаются деформации в результате эмоционального выгорания
3. Выявить факторы риска и профилактики симптомов эмоционального выгорания у учителей
4. Провести эмпирическое исследование эмоционального выгорания у учителей г. Екатеринбурга и выявить риски личностных деформаций для разных темпераментов
5. Предложить рекомендации для профилактики эмоционального выгорания учителей
Территориальные и хронологические рамки исследования:
г. Екатеринбург, май 2023 года.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной литературы, синтез, обобщение научных данных, индукция, дедукция, классификация.
Эмпирические методы исследования:
контент-анализ научных статей,
анкетирование: тест Айзенка на определение темперамента человека (EPI); методика «Диагностика эмоционального выгорания» (В.В Бойко) [Фетискин , c. 57];
математическая обработка, сравнение и описание эмпирических данных
Научная новизна данной работы состоит в том, что проведен анализ преимущественно зарубежных научных исследований по проблеме эмоционального выгорания учителей и осуществлено эмпирическое исследование по выявлению рисков эмоционального выгорания для учителей с разными темпераментами.
База исследования:
Теоретическая база исследования составляет научные работы:
по вопросам теоретического и практичного изучения эмоционального выгорания: Г. Дж. Фреденберг (H. J Freudenberger) [4], .В. Форманюк [4], В.Е. Орел [23], Е. В. Ильиной [19], Дж. Д. Майер (J. D.Mayer), П. Саловей (P.Salovey) , Д.Р. Карузо ( D. R.Caruso) [12] , С.Мерида-Лопес (S.Mérida-López), Н.Экстремера (N. Extremera) [13], К.Глиз (K. Glise) , Г.Ольборг (G.Ahlborg), И. Х. Йонсдоттир (I. H.Jonsdottir) [6].
посвященные изучению связи личностных характеристик учителей и эмоционального выгорания: Дж.Ким (H. J.Kim), К. Х.Шин (K. H.Shin), Н. Суонгер (N. Swanger) [11], К. С. Карвер, (C. S. Carver), М. Ф.Шайер (M. F.Scheier) [2], О.П. Джон (O. P John) [10], П.Мурис (P. Muris), К. Меестерс (C.Meesters), Р. Дидерен (R. Diederen) [14] и другие.
практическим психологическим разработкам в области снижения факторов риска и профилактики симптомов эмоционального выгорания у учителей: Г.Неринг (G.Näring), М.Бриет (M. Briët), А.Брауэрс (A. Brouwers) [15], О. И. Халиана (O. I Halian) [8], Д. Жолнерчик-Среда (D. Żołnierczyk-Zreda) [17], (Л. О.Кобелева) [20], Е. В.Родионова, Т. В. Конюхова) [24], Н.П.Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов [28], Д.Н.Церфус, И.А.Акиндинова, М.В.Карагачева, Ю.В.Козлова, С.В.Реховская, М. В. Меткин, [31], Е.В.Филь, Ю.А. Катанова [29], Л.В. Куликов, С.П. Иванова, Л.В. Кузьменкова, Е.А. Горская [21, 28] и др.
Эмпирическая база исследования: учителя школ г. Екатеринбурга
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и список литературы из 31 источника (17 на иностранном языке, 14 на русском)
Глава 1 Эмоциональное выгорание учителей: теоретический анализ научной литературы
1.1 Проблема эмоционального выгорания в зарубежных и российских научных исследованиях
Одним из первых исследователей проблемы эмоционального выгорания был Г. Дж. Фреденберг (H. J Freudenberger). Первоначально под синдромом профессионального выгорания Г. Дж. Фреденберг понимал состояние, при котором человек переживал внутреннее истощение, которое сопровождалась ощущением ненужности и никчемности [4].
Исследователь Т.В. Форманюк [4] выделяет факторы, влияющие на возникновение эмоционального выгорания:
1) личностный, основу которого составляет мотивация и специфические реакции на стрессовую ситуацию, а также ряд других индивидуальных особенностей;
2) ролевой, связанный с ролевой неопределенностью или ролевой конфликтностью;
3) организационный, касающийся общей организации труда, характеристики профессийных задач, а также меры ответственности.
В.Е. Орел определяет составные эмоционального выгорания [23], рисунок 1
Рисунок 1 - Составные компоненты эмоционального выгорания (В.Е. Орел)
В.Е. Орел описывает составляющие эмоционального выгорания следующим образом [23]:
1) эмоциональное истощение выражается через недовольство собственной работой и эмоциональную опустошенность;
2) деперсонализация или цинизм проявляется в безразличном и циничном отношении к своему труду в целом и отдельным его объектам;
3) редукция профессиональных достижений определяется специалистами как чувство собственной некомпетентности в профессиональной среде и осознание профессиональной неудачи)
Е. В. Ильина выделяет 5 групп симптомов, по которым можно определить эмоциональное выгорание [19, c.217-218], таблица 1
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Becker P. Beyond the big five //Personality and individual differences. – 1999. – Vol. 26. – №. 3. – P. 511-530.
2. Carver C. S., Scheier M. F. On the self-regulation of behavior. – NY: Cambridge University Press, 1998. – 439 p.
3. Digman J. M. Higher-order factors of the Big Five //Journal of personality and social psychology. – 1997. – Vol. 73. – №. 6. – P. 1246.
4. Freudenberger, H. J. Staff burn-out. Journal Social Issues. - 1974. - Vol. 30 - №1. - P. 159–165
5. Friedman I. A. Burnout in teachers: The concept and its unique core meaning //Educational and Psychological Measurement. – 1993. – Vol. 53. – №. 4. – P. 1035-1044.
6. Glise K., Ahlborg G., Jonsdottir I. H. Prevalence and course of somatic symptoms in patients with stress-related exhaustion: does sex or age matter //BMC psychiatry. – 2014. – Vol. 14. – P. 1-13.
7. Goldberg L. R. An alternative" description of personality": the big-five factor structure //Journal of personality and social psychology. – 1990. – Vol. 59. – №. 6. – P. 1216.
8. Halian O. I. Responsibility and emotional burnout of teachers //Insight: the psychological dimensions of society. – 2019. – №. 2. – P. 16-23.
9. Jeung D. Y., Kim C., Chang S. J. Emotional labor and burnout: A review of the literature //Yonsei medical journal. – 2018. – Vol. 59. – №. 2. – P. 187-193. – URL: https://synapse.koreamed.org/articles/1032247
10. John O. P. et al. The Big-Five trait taxonomy: History, measurement, and theoretical perspectives. – 1999. – URL: https://personality-project.org/revelle/syllabi/classreadings/john.pdf
11. Kim L. E., Jörg V., Klassen R. M. A meta-analysis of the effects of teacher personality on teacher effectiveness and burnout //Educational psychology review. – 2019. – Vol. 31. – P. 163-195.
12. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits? //American psychologist. – 2008. – Vol. 63. – №. 6. – P. 503.
13. Mérida-López S., Extremera N. Emotional intelligence and teacher burnout: A systematic review //International Journal of Educational Research. – 2017. – Vol. 85. – P. 121-130.
14. Muris P., Meesters C., Diederen R. Psychometric properties of the Big Five Questionnaire for Children (BFQ-C) in a Dutch sample of young adolescents //Personality and individual differences. – 2005. – Vol. 38. – №. 8. – P. 1757-1769.
15. Näring G., Briët M., Brouwers A. Beyond demand–control: Emotional labour and symptoms of burnout in teachers //Work & Stress. – 2006. – Vol. 20. – №. 4. – P. 303-315. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02678370601065182 - Accepted 30.05.2023
16. Weisberg J., Sagie A. Teachers' physical, mental, and emotional burnout: Impact on intention to quit //The journal of psychology. – 1999. – Vol. 133. – №. 3. – P. 333-339.:
17. Żołnierczyk-Zreda D. An intervention to reduce work-related burnout in teachers //International Journal of Occupational Safety and Ergonomics. – 2005. – Vol. 11. – №. 4. – P. 423-430.
18. Балацкая Н. Я. Методика плассотерапии в профилактике синдрома эмоционального выгорания «ЖИТО»(авторский метод НЯ Балацкой //СМАЛЬТА международный научно-практический и методический журнал. – 2023. – №. 1. – С. 64-72.
19. Ильина Е. В. Проблема эмоционального выгорания в современном мире //Интеграция науки, общества, производства и промышленности: проблемы и перспективы. – 2023. – С. 217-219.
20. Кобелева Л. О. Актуальное состояние практикующих психологов в профессиональной деятельности //Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации. – 2023. – С. 230-233.
21. Куликов Л.В., Иванова С.П., Кузьменкова Л.В., Горская Е.А. Основы психологической самопомощи: Учебное пособие по дисциплине «Психология и педагогика» для курсантов, студентов и слушателей высших учебных заведений МЧС / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: СПб университет ГПС МЧС России, 2011. – 156 с.
22. Опросник профессионального выгорания Маслач, MBI/ПВ / Авторы: К. Маслач, С. Джексон (C. Maslach, S. Jackson, 1986). Адаптация: Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова (2001); Е. И Лозинская и др. (НИПНИ, 2007) - Режим доступа: https://psytests.org/stress/maslach.html?ysclid=li9v039ipg725134262
23. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. – №.1.- С. 90–101
24. Родионова Е. В., Конюхова Т. В. Динамические изменения уровня эмоционально-личностного благополучия педагогов: результаты формирующего эксперимента //Векторы благополучия. – 2023. – Т. 48. – №. 1. – С. 59-72.
25. Селье Г. Стресс без дистресса : [перевод с английского] / Г. Селье ; общ. ред. Е. М. Крепса. - Москва : Прогресс, 1982. - 124 с. – Режим доступа: http://psyberia.ru/book/distress.pdf - Доступ свободный
26. Сидоренко Е.М. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2007.
27. Сухов Н. А. Управление профессиональными рисками //Состав редакционной коллегии и организационного комитета. – 2023.
28. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005.
29. Филь Е. В., Китанова Ю. А. Авторский психологический тренинг по профилактике психоэмоционального выгорания педагогов «эмоциональная устойчивость педагога» //наука, инновации, образование: актуальные вопросы и современные аспекты. – 2023. – С. 113-127.
30. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Вопросы психологии. - 1994. - No 6. - С. 57–64.
31. Церфус Д.Н., Акиндинова И.А., Карагачева М.В., Козлова Ю.В., Реховская С.В., Меткин М. В. Здоровьесберегающие психологические технологии в подготовке специалистов помогающих профессий: Учебное пособие – СПб.: СПб УГПС МЧС России, 2016. – 178 с., ил.