Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Танец… Балет—изысканный и прекрасный вид сценического искусства, больше двух веков не перестающий восхищать своих поклонников.
Раиса Стручкова — одна из тех балерин, для кого эта профессия была не только приятным хобби, но и актомсамопожертвования. Зрителям, которые приходили на спектакли с её участием, передавалось это чувствои потому не одного спектакля ни на сцене Большого театра, ни во время гастролей, не проходили без многократных вызовов артистки на бис.
За свою более, чем тридцатилетнюю творческую жизнь, на сцене Большого театра Раиса Стручкова исполнила главные партии практически во всех спектаклях классического репертуара: зрители шквалом авиаций встречали её выступления в таких спектаклях, как «Спящая красавица» , «Лебединое озеро»,и «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Б.В. Асафьева, «Медный всадник»и «Красный мак» Р. М. Глиэра, «Золушка» и «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева.
Закончив исполнительскую карьеру, Р. Стручкова, как и многие другие балерины, обратилась к педагогической работе, где она с таким жесамозабвением передавала свои знания и опыт молодым танцовщицам. К огромным заслугам и творческому успеху Р. Стручковой следует отнести работу над изданием журнала «Советский Балет» — первого профессионального периодического издания, посвященного искусству танца. Перечисление спектаклей, в которых Стручкова исполняла главные роли, список учеников, которых она подготовила за годы педагогической практики и в Большом театре и в ГИТИСе позволяют говорить о ней как о выдающемся мастере отечественного балета, оставившего заметный след в его истории . Имя это не должно быть забыто ни любителями балета, ни, тем более, профессионалами.
Объект изучения : творческая деятельность Р. С. Стручковой
Предмет изучения: исполнительская и педагогическая деятельность Р. С. Стручковой
Цель работы : изучение биографии, творческой и педагогической деятельности Р. С. Стручковой
Задачи:
* изучить этапы творческой биографии Р. С. Стручковой
* проанализировать созданные Р. Стручковой партии в балетных спектаклях
* выявить особенности творчества Р.:Стручковой
* осветить педагогическую деятельность Р. С. Стручковой, а также её работу на посту главного редактора журнала «Балет»
В процессе работы предполагается на основе научных и литературных источников, а также сохранившихся документальных записей,проанализировать творческую и педагогическую деятельность Р. С. Стручковой и выявить их особенности .
Обращение к теме творчества Р. Стручковой в рамках курсовой работы «Выдающиеся представители русской школы балета: Раиса Стручкова» является актуальным, поскольку имя этой выдающейся русской балерины, педагога и первого редактора журнала «Балет» в настоящее время находится в тени её коллег, в то время как её преданное служение балету заслуживает того, чтобы это имя, неразрывно связанное с искусством Большого театра, не оказалось в забвении.
Работа состоит из двух глав, вступления и заключения, также она дополнена списком использованной литературы и интернет-источников.
Алгоритм исследования персоналии может быть применен к исследованию творчества других мастеров балета, которые работали каку нас в стране и за рубежом.
ГЛАВАI. РАИСА СТРУЧКОВА И МОСКОВСКАЯ ШКОЛА БАЛЕТА
1.1. Московская балетная школа
Понятие «Московская балетная школа» неразрывно связано с искусством балета Большого театра и учебным заведением, которое сейчас носит название Московская государственная академия хореографии. Ученики именно московского хореографического учебного заведения на протяжении более двух столетий составляют основу труппы главного балетного театра страны. Этот факт позволяет рассматривать Альма Матер московского балета как как создателя и хранителя традиций московской балетной школы в широком смысле этого слова.
Роль профессиональной балетной школы в жизни Большого театра переоценить невозможно: из сезона в сезон балетная труппа пополняется выпускниками хореографических училищ. Однако и не менее важен и обратный процесс, когда театр, как творческий организм самым непосредственным образом влияет на процесс воспитания будущих артистов, формируя профессиональные критерии, касающиеся будущей сценической деятельности её выпускников. Тесные профессиональные связи школы и театра имеют глубокие исторические корни. В советское время эта традиция получила продолжение: как правило, ведущее положение и руководящие должности в Большом театре занимали ведущие педагоги хореографического училища. Не даром Школа на своем титульном листе имела приписку» при Большом театре Союза ССР».
Среди профессионалов, возглавлявших Школу в разное время, в интересующий нас период послевоенного времени, училище возглавлял выдающийся деятель балетного искусства — Н. И. Тарасов. Вместе с другими педагогами он сумел не только восстановить весь школьный процесс вернувшихся из эвакуации учеников и педагогов, но и в короткие сроки возродил исторические традиции. Именно в это время Раиса Стручкова вернулась вместе с другими учениками и педагогами из эвакуации, подготовила номера для выпускного экзамена и после окончания училища, была принята в труппу Большого театра.
История одного из самых известных балетных учебных заведений в мире начинается с создания «Классов театрального танцевания», открытых в 1773 году в стенах Воспитательного дома. В 1806 году году танцевальные курсы были переименованы в «Московское императорское училище», которое определили в ведение Конторы императорских театров. Собственно, именно с этого времени московское училище наряду с петербургскими классами стало еще одним учебным заведением, в котором готовили профессиональных танцовщиков в Российской империи.
Если до Октябрьской революции училище находилось в тени Петербургского
балетного учебного заведения, то начиная с 20-х гг. XX века, с установлением Советской власти и переездом правительства в Москву, ситуация изменилась: повысилась роль московского училища, его состав укрепили известными профессионалами. Среди художественных руководителей московского хореографического училища, можно встретить имена таких выдающихся танцовщиков, как В. А. Семёнов (1931-1936), Н. И, Тарасов (1942-1945) и (1953-1954), Р. В. Захаров (1945-1947), Л. М. Лавровский (1948-1953), С. Н. Головкина (1960-2001) и ряд других. Только перечисление имен говорит о величайшем профессиональном мастерстве артистов, в разные годы возглавлявших хореографическое училище— академию.Это не могла не сказаться не только на качестве программы и качестве обучения, но также оказало сильнейшее влияние на формирование московской балетной школы в целом. Начиная с 1920-х годов, училище закончили такие мастера отечественного балета, как Асаф Мессерер (1921), Ольга Лепешинская (1933), Майя Плисецкая (1943 — класс Е. П. Гердт), Раиса Стручкова (1944 — класс Е. П. Гердт), Лев Голованов (1947), Николай Фадеечев (1952), Михаил Лавровский (1952), Марина Кондратьевп(1952), Владимир Васильев (1958), Екатерина Максимова (1958 — класс Е. П. Гердт — Р. А. Стручковой), Наталья Бессмертнова (1961. —класс С. Н. Головкиной), Вячеслав Гордеев (1968), Инна Зубковская (1941), Александр Лапаури(1944), Наталья Касаткина (1953) и многие- многие другие артисты, составившие славу отечественному балету.
Показать больше