Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность темы заключается в том, что для любого коллектива ценен человек, способный креативно мыслить, предлагать нестандартные варианты решения поставленных задач и пр.
Эти качества также очень важны в детских садах. Дети с высокими творческими способностями всегда окружены друзьями и легко ладят со сверстниками. Хотя дети с недоразвитыми навыками сталкиваются с очевидными трудностями в общении и взаимодействии с другими людьми, это имеет психологический характер, что в основном влияет на личностное развитие и пространственную широту жизни, а также отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии дошкольников [3;45]
Дошкольник со сформированными творческими способностями без труда обретает себе друга по игре, способен осуществить совместную работу со сверстниками, отчетливо высказывает собственную идею, что крайне благоприятным образом влияет на его всестороннее развитие.
Такой ребенок с удовольствием посещает детский сад, и не будет испытывать психологическое давление при поступлении в школу, где ему предстоит пройти процесс адаптации к новым условям. Театрализованная игра, создает благоприятные условия для объединения детей, улучшает их творческое развитие, а также активирует культуру речи.
Литературные исследования и опыт преподавания показали, что существует противоречие между огромным потенциалом театрализованной досуговой деятельности как средства развития творческих способностей старших дошкольников и развитием педагогических предложений по эффективному использованию драмы в этом направлении. В данном случае темой исследования является создание своеобразной театрализованной игры и комплекса действий, необходимого для совершенствования творческих способностей дошкольников.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально выявить развитие творческих способностей старших дошкольников посредством театрализованной досуговой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: театрализовано-досуговая деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: уровень развития творческих способностей преимущественно находится на низком уровне развития.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить понятие «способности» в научной литературе.
3. Выявить роль театрализованной досуговой деятельности в развитии творческих способностей старших дошкольников.
4. Провести планирование исследования.
5. Охарактеризовать полученные результаты.
База опытно-поисковой работы. Для изучения творческих способностей старших дошкольников посредством театрализованной досуговой деятельности экспериментальная работа будет проведена на базе дошкольного отделения МБОУ «СОШ № 106». Выборка испытуемых составит 7 человек – это воспитанники подготовительной к школе группы «Искорки», посещающих театрализованную досуговую деятельность.
Структура выпускной курсовой работы определена целями и задачами исследования, состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка литературы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего школьного возраста
Кратко охарактеризуем психологические особенности, характерные для данного возраста.
В изучаемый возрастной период такой познавательный процесс как внимание носит непроизвольный характер. Значительное повышение неизменности внимания обозначается в исследованиях, в которых детям предлагают посмотреть картинки, и описать их содержание, выслушать рассказ [2].
Переломным моментом в становлении внимания является то, что дети в первый раз начинают сознательно его регулировать, обращать и удерживать его на определенных предметах. Для этой цели дети старшего школьного возраста пользуются определенными способами, которые он узнают у взрослых. Следовательно, вероятности новой формы внимания - произвольного внимания - к 6-7 годам достаточно велика [25].
Речь позволяет развивать такой познавательный процесс как внимание, принимать к сведению характер будущего занятия. Это связано с тем, что в дошкольном возрасте еще трудно сконцентрироваться на чем то определенном. А если предложим ребенку поиграть в интересную для него игру, то внимание будет устойчивым [3]. Дошкольник намного лучше запоминает то, что для него интересно, дает положительные эмоции. Из этого делаем вывод о том, что объем данной информации во многом устанавливается посредством эмоционального отношения к какому либо предмету или явлению [25].
Главным достижением детей дошкольника возраста является развитие произвольного запоминания. Многие элементы такого запоминания можно увидеть у детей в возрасте 4-5 лет, однако в полной мере оно достигает к 6-7 годам [6]. Этому во многом способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя выдавать информацию является одним из условий будет ли успех.
Перед ребенком старшего дошкольного возраста можно ставить цель для того что бы ребенок запоминал какую-либо информацию. В первую очередь это связанно с тем, что ребенок начинает пользоваться различными приемами что бы повысить уровень запоминания, такими как повторение, заучивание, связывать соединять различную информацию [25].
Высокого уровня в своем развитии достигают пространственные представления ребенка. Для детей 6-7 лет присущи попытки провести анализ происходящих ситуаций. В возрасте от 4-6 лет идет интенсивное становление навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, т.е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Это все способствует накоплению материала, об окружающем мире, создается формирование понятий и представлений. В процессе наглядно-действенного мышления проявляются попытки для формирования более сложной формы мышления - наглядно-образного мышления [12].
Отметим, что к 6-7 годам происходит усиленное развитие познавательной мотивации: непринужденное впечатление ребенка снижается, но в тоже время становится наиболее активно поиск новой информации [5].
Осознание своего поведения и соотнесение его с общепринятыми нормами происходит к 6 годам. Характеризуя эти особенности
Л. С. Выготский отмечает, что в дошкольном возрасте возникают разнообразные основания и стимулы, подталкивающие детей к каким-то действиям. Ученый указывает, что к данному возрасту сформировано представление о количестве, числе, обществе, природе, на этой стадии происходит развитие психических функций: память, внимание, восприятие, мышление [9].
В работах Л. С. Выготского необходимо отметить следующие моменты:
в детском возрасте формируются различные стимулы, побуждающие их к определенным действиям;
обращение к развитию высших психических функций как предпосылке школьного обучения [8].
С позиции Л. С. Выготского в своих исследованиях пришел к выводу, что успешность процесса обучения в первую очередь зависит от изменений отдельных функций детской психики, и в том числе от функциональных связей и отношений [9].
В своих исследованиях С. Л. Рубинштейн отмечал, что для готовности обучения в школе важен принцип единства сознания и деятельности. Ученый указывал на то, что изучать особенности развития детей необходимо в процессе их обучения, т.к. только в этом процессе происходит переход от одного уровня психического развития к другому [31]. В том числе в своих работах он постоянно подчеркивал взаимосвязь игровой и практической деятельности, т.к. игра позволяет воздействовать на мир и учит выстраивать взаимоотношения с окружающей действительностью. С позиции
С. Л. Рубинштейна человеческая игра является порождением деятельности, с помощью которой личность может преобразовывать и изменять мир, а главная суть игры заключается в способности преображать действительность, отображая ее [31].
Многие научные работы о психологической готовности детей 6-7 лет к систематическому школьному обучению выделяют основной фактор ее успешной сформированности – это произвольность психических процессов. Получается, что речь идет о возможности управлять своими психическими процессами. В том числе, указывает С. В. Куваева, готовность к обучению в школе необходимо рассматривать через соответствие психического развития детей 6-7 лет содержанию, методике и условиям обучения. Готовность к школьному обучению, указывает автор, необходимо рассматривать с двух сторон как генетическую программу развития организма и психики ребенка, и как предшествующие условия жизни ребенка, способствующие накоплению индивидуального опыта и знаний. Получается, что С. В. Куваева рассматривает эту проблему как неразрывное изучение особенностей биологического и психического развития ребенка, а не как противопоставление [17, с. 7].
Учебная деятельность во многих исследованиях предоставляется как новая ступень в жизни дошкольника. Однако Н. И. Ганошенко в своих работах указывает, что необходимо помнить о том, что обучение ребенка происходит с самого рождения. Этот процесс является непрерывным, т.к. постоянно происходит наполнение его новыми знаниями и умениями, и очень важно помнить о том, что каждый последующий этап развития ребенка основывается на предыдущем, т.е. развитие происходит постоянно, а условия для решения новых задач закладываются на предыдущих этапах развития [11, с. 15].
Если придерживаться вышеописанного подхода к задачам обучения, то важным является отсутствие оценки уровня развития личностных качеств, здесь важно выявлять характерные качества личности ребенка. Для того, что выстраивать подобный процесс обучения, то необходимо, чтобы он был направлен на процесс развития и становления личности. Чтобы реализовывать подобное обучение необходимо в процессе образования применять индивидуальный подход, а не традиционный метод учебной деятельности. Получается, что обучающегося необходимо принимать такого, какой он есть, а не стараться подгонять его под какие-либо стандарты. Для выстраивания подобной формы работы необходимо превращать педагогическую деятельность в искусство и вырабатывать высокую меру профессионального мастерства.
В основе закладывания адекватной самооценки личности ребенка лежит умения сравнивать себя с самим собой, а не с другими людьми. Если исходить из возрастных особенностей, то для детей 6 лет, как правило, характерна завышенная самооценка, а к 7 годам происходит ее снижение, т.к. возникает, отсутствующая на предыдущих этапах развития, сравнение себя со своими сверстниками.
Исходя из вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:
важными достижениями в психическом развитии детей 6-7 лет является достижение высокого уровня психического развития, включающее в себя становление произвольности внимания и памяти, развития наглядно-образного мышления и пр.;
происходит формирование объема знаний и навыков, основывающихся на интенсивном развитии произвольных форм памяти, внимания и воображения, опираясь на которые ребенок старшего дошкольного возраста начинает внимательно слушать, запоминать, рассматривать и анализировать;
дети 6-7 лет способны регулировать свою деятельность со взрослыми и сверстниками в процессе совместных игр или продуктивной деятельности, в этот момент ребенок способен регулировать свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами поведения;
в своей профессиональной деятельности педагогу необходимо использовать такой набор технологий, который позволяет их применять для реализации индивидуального подхода в процессе образовательной деятельности, т.к. необходимо научить воспитанника принимать себя таким, какой есть, не подгоняя себя под какие-либо стандарты.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллин А. Г. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии / А. Г. Абдуллин, Е. Р. Тумбасова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология, - 2012. - С. 4-11.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М.: МГУ, 2008. - 564 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / М. Г. Андреева. – Москва : Речь, 2006. – 384 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. М.: Смысл; ИЦ Академия, 2012. - 414 с.
5. Бабаев, Д.Б. Развитие творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения / Д.Б.Бабаев // Центральное Азия: основные направление и перспективы развития в условиях глобализации. Материалы международной научной конференции. - Бишкек, - 2008. - 554-555.
6. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368c.
7. Барсукова, О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 240 c.
8. Безруких М. М. Физическое и психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – М.: Наука, 2010. – 312 С.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2007. – 399 С.
10. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов – М.: РОСМЕН, 1999. – 312 с.
11. Варшава Б. Е. Психологический словарь / Б. Е. Варшава, Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Тропа Троянова, 2008. – 225 с.
12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М.: Юрайт, 2016. – 200 с.
13. Выготский Л. С. Детская психология: Собрание сочинений: в 6 томах. Том 4 / Л.С. Выготский. – М: Наука, 2010. – 459 С.
14. Вьюнова Н. И. Проблемы психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар // Психолог в детском саду. – 2012. – № 2. – С. 24 – 29.
15. Ганошенко Н. И. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста / Н. И. Ганошенко // Вопросы психологии. – 2010. – № 9. – С. 12 – 23.
16. Генкин, Д. М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы [Текст] / Д. М. Генкин. – Санкт-Петербург : ЛГИК 1982. – 141 с.
17. Голышева И. А., Сбитнева Е. С. Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников [Текст] / И. А. Голышева, Е. С. Сбитнева // Молодой ученый. – 2016. – №27. – С. 659-662.
18. Едронова В. Н. Система методов в научных исследованиях / В. Н. Едронова, А. О. Овчаров // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 10 (313). – С. 33-47.
19. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев– СПб.: «Питер», 2-е издание, 2017. - 512с
20. Заболтина, В. В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] / В. В. Заболтина. – Нижний Новгород : ВГИПУ, 2011. - 137 с.
21. Калина, Н.Ф. Психология личности / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2015. - 214 c.
22. Куваева С. В. О проблемах раннего развития и раннего обучения детей / С. В. Куваева // Мир психологии. – 2015. – № 1. – С. 5 – 11.
23. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев // Возрастная и педагогическая психология. – Тексты. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2012. – С. 42–52.
24. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2010. – 318 С.
25. Максимова, А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх [Текст] / А. А. Максимова // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – №. 1. – С. 3-7.
26. Маркова А. К. Формирование мотивации учения у детей дошкольного возраста / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Г. Орлов // Возрастная и педагогическая психология. – №1. – 2011. – С. 23 – 29
27. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество: избранные психические / А. М. Матюшкин. – М.: МПСИ, 2018 – 720 с.
28. Морозова Е.В. Диагностика способностей детей дошкольного возраста / Е.В. Морозова // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». – 2014. - №1.
29. Мясищев В.Н. Проблемы способностей / В.Н. Мясищев - М.: Наука, 2012. - 387 с.
30. Немов Р.С. Психология. Учебник для ВУЗов / Р.С. Немов - М.: ВЛАДОС, 2005 - 294 с.
31. Носс И. Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для бакалавров и магистратуры / Игорь Носс. – Москва : Издательство «Юрайт», 2019. – 362 с.
32. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] : Учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : МГППУ, 2006. – 374 с.
33. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения [Текст] : учебное пособие / Б. Д. Парыгин. Санкт-Петербург : изд-во Михайлова В. А., 1999. - 300 с.
34. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С 15-29.
35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2015. — 552 с.
36. Рубинштейн С.Л. Общая психология / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2009. - 679 с.
37. Рябышева Е. В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе / Е.В. Рябышева. – Челябинск: Управление по делам образования, 2012. – 116 с.
38. Савенков А. И. Подготовка ребенка к школе / А. И. Савенков, И. Е Ядрихинская. – М.: Академия, 2009. – 164 с.
39. Садыкова, Е. Н. Театрализованная деятельность – это игра, в которой ребенок познает мир и развивает речевые навыки [Текст] / Е. Н. Садыкова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – №. 1. – С. 283-284.
40. Семенюк, Н. М. Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника [Текст] / Н. М. Семенюк // Науч.-издат. центр «Sociosfera–CZ». – 2015. – №. 30-С. – С. 89-93.
41. Смирнова Е. О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. – 2014. – № 1. – С. 91–103.
42. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 1984. 272 с.
43. Ульенкова У. В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе / У.В. Ульенкова // Вопросы психологии. – 2014. – № 4. – С. 62 – 69.
44. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. В. Шаповаленко. — Москва : Гардарики, 2005. – 349 с.