Фрагмент для ознакомления
2
. Хронотоп как категория исторической поэтики
В теории хронотопа, как и во всех статьях о романе, получили дальнейшее развитие прежние интересы Бахтина, наблюдаемые к 1920-м годам. Он считает, что каждый жанр существенно ограничен тем, какие события и как могут быть в нем представлены. В основе этого подхода лежит философская концепция взаимозависимости природы и одного из действий человека, с другой стороны, и окружающей среды, с другой. В свою очередь, эта масштабная проблема с проблемой свободы и распределения стала одной из главных тем всей русской литературы и философии XIX-XX веков. Интересно, что на 20-м году жизни решением проблем нравственной философии активно занимается читатель и Бахтин. Этому была посвящена незаконченная книга, отрывки из которой недавно опубликованы под названием «К философии действия». Ранние работы Бахтина примечательны тем, что в них заложены философские основы теории хронотопа. Каждый человек уникально вовлечен в бытие, утверждает Бахтин, у каждого в бытии есть уникальное «место», с которым «индивидуализируются время и пространство» . Отсюда следует, что любое определение человека в пространстве и времени влечет за собой ценностное понимание мира. Размещение идеи «ценностной ценности хронотопа», которым является человек, в эстетике Бахтина перерастает в идею ценностной ценности хронотопа.
Хронотоп — это, действительно, «почти метафора», обращение к «литературному делу» специфично. Конечно, нельзя механически переносить категорию естествознания на литературу. что скоро будет следовать общей методологии художественного творчества и реальной реализации. Мы можем говорить только об известных параллелизмах методов. Но в целом литература требует фундаментального понимания, и иногда «забвение знаний» полезно для более глубокого проникновения в смысл художественного произведения. Однако важно помнить, что, отрываясь от отдельных смыслов, Бахтин представляет суть концепции Эйнштейна, и это взаимодействие с ним также переворачивает представление о «художественной вселенной» с ног на голову.
Что это была за революция? Во-первых, из теории Бахтина следует, что даже в художественном мире пространство и время содержат более общие структуры — хронотоп. Художественное время и пространство пронизывают друг друга: временные входят в определение пространства, поверхностные - в определение времени. В сюжете совмещены пространство и время, поэтому можно согласиться с Бахтиным, что он начинается в литературном хронотопе.
Во-вторых, теория хронотопа подтвердила, что художественное время и пространство могут восприниматься как абстрактные категории, не зависящие от их материального содержания. На разных этапах «материи литературы» выявляются временные отношения, проявляющиеся по-разному.
Таким образом, Бахтиным были обнаружены сделанные из теории относительности другие знания.
Анализируя историю развития романа, Бахтин выдвигает диабет в том, что признаки хронотопов сменяют друг друга во времени или закрепляются традицией, но при этом развиваются их функции и осмысление. Однако по логике рассуждений автора получается, что роман XVIII-XIX вв. вероятно, более высокого качества, чем, возможно, греческий приключенческий роман. Это приводит к следующему постулату: «(...) Описание существующего исторического хронотопа многосложно и прерывисто: осознание некоторых личностных черт хронотопа обнаруживается в этих пищевых состояниях, лишь выявляются развитые формы художественного отражения существующий хронотоп» . Если каждый последующий период воспринимает время и пространство с большей ощутимостью, то тип хронотопа античной литературы более примитивен, чем хронотоп литературы античного происхождения и т. д. Мы рассматриваем этот подход как подход к оценке литературных болезней спорных форм. Прогресс в публикации весьма сомнителен. Каждая эпоха рождает свои формы художественного отражения. Но ни одна из этих форм не имеет преимуществ перед другой. Они имеют в своей чувствительности. Речь должна идти не об утрате тем или иным временным представлением его «действительно продуктивного и адекватного восприятия», а об истории восприятия восприятия и хорошего художественного представления. Обновляются традиции, возрождаются черты хронотопов в новых литературных формах.
Влияние открытий Эйнштейна во многом изменило и приблизило Бахтина к главной проблеме - типологии жанров. Он пришел к выводу, что в разграничении жанров важен хронотоп. Возможно, Бахтин был особенно сосредоточен на чувствительности относительности. Известно, что связь между временем и пространством в физике замыкается на основании постоянства скорости света. Эта скорость есть отношение к пути ко времени. Ваше равенство среди всех людей доказывает всеобщую связь времени и величины. То, что можно назвать «постоянной величиной», отражающей эту зависимость, зависит от разных категорий населения. В самых разных частях или в разных жанрах особенности пространства и времени складываются веками. Так как временные и вызывающие характеристики взаимосвязаны, то есть всегда «еда», то есть в рамках одной и той же традиции. При любых закономерных изменениях образуемый коэффициентом пропорциональности в математике резонансный жанр хронотопа. По Бахтину, именно этот неизменный тип временных отношений определяет жанр. Так, например, основные жанровые черты романа Бахтин выводит из «переворота в иерархии времени», отличающего роман от эпоса. Постоянная незыблемость романного хронотопа есть ориентация на незавершенное настоящее, тогда как эпический хронотоп обязательно определяет «причастность прошлого»35.
В исследованиях последних лет, опирающихся на идеи Бахтина, решение хронотопа уже является структурным законом жанра36. Бахтина в изучении жанровой типологии. Однако до сих пор не раскрыты умеренно богатые возможности хронотопа как категории упаковки поэтики. Бахтин показал основные типы хронотопа романа. Понятно, что возможности его теории не подтверждаются. В дальнейшем возможно выделение устойчивых литературных хронотопов разных культурных эпох.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 502 с.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
3. Бахмутский В. О пространстве и времени во французском реалистическом романе XIX века (Бальзак и Флобер)//Проблемы времени в искусстве и кинематограф. М., 1972. С. 43.
4. Белопольская И. А., Ботникова А. Б., Филюшкина С. Н., Савченко А. Л. Зарубежная литература: От Эсхила до наших дней. Воронежский государственный университет. Воронеж, 1997. С. 148-160.
5. Вернадский В. И. Размышления натуралиста: Пространство и время в неживой и живой природе. М., 1975. С. 49—50.
6. Гюго В. Собор Парижской богоматери.- М.: Худож. лит., 1981. – 344с.
7. Гюго В. Собрание сочинений в 6 т. / Вступительная статья М.В. Толмачева. Москва : Правда, 1988. 656 с.
8. Горянская Н. В. Темы и мотивы романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» в тетралогии // Культура и текст. 2005. № 10. С.42-48.
9. Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде. Материалы I Международной научно-практической конференции./ [ Под общей редакцией И. Б. Каменской]. 2018. С. 34-39.
10. Кожин Н. А. Архитектура Средневековья: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1940. 168 с.
11. Лясковская О. А. Французская готика XII-XIV веков. Архитектура. Скульптура. Витраж. О. А. Лясковская. Москва : Искусство, 1973. 144 с.
12. Муратова К. М. Мастера французской готики XII-XIII веков: Проблемы теории и практики художественного творчества. Москва : Искусство, 1988. 447 с.
13. Останина. Е. А. Соборы Парижа (Памятники всемирного наследия). Москва : Вече, 2005. 224 с.
14. Евнина Е.М. Виктор Гюго. – М.: Наука, 1976. – 216с.
15. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта, Наука, 1999. – 248с.