Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности в российском образовании
1.1. Актуальные проблемы российского образования
Перед Российской Федерацией поставлена глобальная и масштабная задача в области образования. В ближайшие годы страна должна войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, что обеспечит ей глобальную конкурентоспособность. Глобальные преобразования в системе образования не прекращаются в нашей стране в течение нескольких десятилетий [3]. Президент страны Владимир Путин поручил правительству создать безопасную и современную цифровую образовательную среду, которая обеспечит качественное образование на всех его образовательных уровнях, начиная от дошкольного образования и заканчивая высшим профессиональным образованием.
Одним из направлений в современной образовательной среде остаётся реализация качественного учебно - воспитательного процесса. В нормативных документах обозначено, что необходимо обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации. Здесь речь идёт о внедрении в образовательный процесс новых методов в обучении и воспитании, реализуемых в условиях инновационных образовательных технологий. Это обеспечит обучающимся базовые умения и компетенции, которые повысят их мотивацию к обучению. Указано также, что должна быть сформирована система эффективного выявления способностей и талантов у обучающихся детей и молодёжи. Она должна быть основана на принципах справедливости и равного подхода.
Управление качеством образования подразумевает процесс управления образовательной организацией. Проблема управления качеством образования является всегда актуальной для любой образовательной организации и для любого руководителя образовательной организации. Прежде чем рассматривать категорию качество образования, необходимо рассмотреть такие понятия как обеспечение качества, управление качеством образования, улучшение качества и др. [2].
Под качеством понимают совокупность характеристик объекта, которые относятся к способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Обеспечение качества - это все планируемые и осуществляемые виды деятельности, которые доступные постоянному контролю. Управление качеством образования - это система стратегических и оперативных действий, подлежащая комплексному планированию и направленная на обеспечение, контроль и оценку качества образования. Качество должно всегда лишь улучшаться. Под улучшением качества нужно понимать процессы и результаты приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам, определяемым политикой в области качества образования. Процесс улучшения качества описывает позитивные изменения объекта качества в ходе непрерывного развития.
Качество образования – есть социальная категория. Она характеризует состояние и результативность процесса развития открытых образовательных систем. Здесь необходимо соответствие нормативным целям образования и потребностям и запросам различных социальных групп в достижении высокого образовательного результата. При этом, одной из важнейших функций администрации образовательной организации является обеспечение управлением качества образования [11]. Система качества должна рассматриваться как инструмент и как средство осуществления политики в области качества. Для этого необходима программа действий.
Цели стратегического планирования определяются разработкой общего плана развития на некоторый временной период. При любом планировании необходимо учитывать, что качество образования может снижаться за счет наличия внутренних и внешних, видимых и скрытых дефектов. Под внутренними дефектами будем понимать недостатки, которые возникают по вине самой образовательной организации из-за несовершенства учебно-воспитательного процесса, или неблагоприятного социально-психологического климата, неадекватных методов управления школой и др.
Самым типичным примером внутреннего дефекта является низкий уровень знаний учащихся по отдельным предметам. Все учителя жалуются на то, что у детей отсутствуют навыки самостоятельной работы, часто бывает низкая мотивация к обучению и не желание принимать участие во внеурочной деятельности. Любые дефекты представляют собой легко выявляемые и объективно диагностируемые, подлежащие мониторингу недостатки образования, связанные с отсутствием конкретных знаний и умений учащихся. Есть при этом и скрытые дефекты, выявление которых с помощью объективных методик является затруднительным. Такие дефекты можно обнаружить лишь на основе длительных наблюдений и ретроспективного анализа [15].
Управление в образовании рассматривали П.И. Конаржевский, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др. наиболее часто в качестве основной образовательной организации рассматривают школу. Общеобразовательная школа – это сложная динамическая социальная система. Она выступает объектом внутришкольного управления. В этом случае можно говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами, выступающими подсистемами общей системы – школы. К этим подсистемам относятся:
-целостный педагогический процесс;
-классно-урочная система;
-система воспитательной работы школы;
- система профориентационной работы и др.
Очевидно, что управление школой неразрывно связано с развитием управленческих идей. Сегодня до сих пор нет общепринятого понятия внутришкольного управления. Это понятие постоянно обогащается по мере развития научного знания. Под управлением школой понимают «особую деятельность, в которой ее субъект посредством решения управленческих задач обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы» [20].
М.И. Кондаков понимает управление учреждениями образования как «специализированную социально-педагогическую систему, предусматривающую сознательное, планомерное и целенаправленное воздействие субъекта управления на все стороны жизни образовательного учреждения для обеспечения оптимального социально-экономического и организационно-педагогического функционирования процесса обучения и воспитания подрастающего поколения» [20, с.65].
Н.Д. Хмель отмечает, что управление есть совокупность целенаправленных и взаимосвязанных действий управляющей и управляемой систем по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленных целей. При этом он рассматривает ряд положений общей теории управления образовательной организации:
-обеспечение целенаправленной и интегрированной деятельности субъектов педагогического процесса;
-управление направлено на создание, становление, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательной организации;
-управление осуществляют с помощью управленческих действий анализа, планирования, организации, контроля, регулирования.
Центральным объектом управления в школе является учебно-воспитательный процесс. То, как должно осуществляться управление в зависимости от особенностей технологии учебно-воспитательного процесса – это вопрос к науке управления школой. Необходимо грамотно подбирать кадры, осуществлять объективную оценку их деятельности, мотивировать на продуктивную работу, формировать продуктивный психологический климат в коллективе и др. Всё это является актуальными проблемами внутришкольного управления. Одним из важнейших объектов управления в школе является процесс ее развития. Руководитель школы при этом активно использует методы наблюдения, тестирования, анкетирования и др. с внедрением в образовательный процесс технических средств и средств компьютеризации, существенно сократились сроки сбора и обработки информации.
В успешном управлении педагогической системой важна любая информация, но прежде всего - управленческая. Управленческая информация может быть распределена по следующим признакам:
-временные, ежедневные, ежемесячные, четвертные, годичные;
-функции управления, аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная;
-источники поступления, внутришкольные, ведомственные, вневедомственные;
-целевое назначение, директивное, рекомендательное, ознакомительное и др.
Можно отметить, что управление образовательной организацией имеет свои особенности. Важным фактором, влияющим на принятие правильного управленческого решения, является скорость в обработке поступающей информации. Эту проблему можно успешно решить за счёт использования в процессах управления цифровых и информационных технологий. Современное общество часто называют информационным. Это происходит от того, что роль и объём информации стремительно нарастают. При этом есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация сегодня быстро достигает своих потребителей. Д. Джонсон и Л. Бакер одни из первых высказали возможность применения цифровых технологий в образовании. Они достаточно подробно представили в своих работах плюсы и минусы цифровизации в целом, касающиеся образования. К плюсам они отнесли отсутствие бумажного документооборота. Весь документооборот, раньше, или позже перейдёт в электронный формат. Нельзя при этом не учитывать экономию средств. Когда весь образовательный процесс перейдет в электронный формат, это позволит сэкономить существенные средства. Благодаря цифровизации управленческих процессов получится существенно сэкономить время.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воробьева, М.А. Формирование системы мотивации педагогических работников [Текст] / М.А. Воробьева. //Педагогическое образование в России. - 2016. - No2. - С. 57-61.
2. Вертий, И.А. Мотивация как фактор развития профессионализма педагогов /И.А. Вертий - текст: непосредственный // Кафедра государственного управления и таможенного дела. - Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко https://scientifictext.ru/images/PDF/2018/DNO-7-29/motivatsiya2.pdf (дата обращения 30.05.2023).
3. Виноградова, Г.А. Профессиональная мотивация и направленность личности педагога [Текст] / Г.А. Виноградова. //Вестник Самарского государственного университета. - 2015. - No4. - С. 197.
4. Галеева, Н.Л. Правовое поле деятельности современного учителя: проблемы и ресурсы [Текст] /Н. Л. Галеева. //Методист. - 2015. - No3. - С. 2-12.
5. Гурова, И.М. Зарубежный опыт мотивации и стимулирования трудовой деятельности [Текст] / И. М. Гурова. О.В. Г урова Н Экономика и социум: современные модели развития. - 2017. - No18. - С. 106-119.
6. Зубов, Н.К. Как руководить педагогами: Пособие для руководителей образовательных учреждений [Текст] / Н.К Зубов. – М.: АРКТИ, 2009. – 144 с.
7. Ильенко, Л.П. Новые модели службы в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л.П. Ильенко. – М.: АРКТИ, 2011. – 64 с.
8. Кальней, В.А. Школа: мониторинг качества образования [Текст] / В.А Кальней, С.Е Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
9. Кулагин, В.П. Механизмы формирования мотивации персонала с целью повышения эффективности управления инвестиционными ресурсами компании [Текст] / В.П. Кулагин - текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 12. – с. 4159-4174.
10. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю. А. Конаржевский. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000. – 222 с.
11. Котлярова, И.О. Инновация и повышение профессиональной педагогической квалификации кадров [Текст] / И.О. Котлярова. – Челябинск: ИДПОПР, 2002. – 136 с.
12. Куриленко, Л.В. Развивающаяся школа – школа инновационная [Текст] / Л.В. Куриленко. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. – 166 с.
13. Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики [Текст] / Н.И. Лапин. - М.: Университетская книга; Логос, 2008 – 328 с.
14. Магасумова, Г.Ф. Подготовка к введению профессионального стандарта «Педагог» в образовательной организации (управленческий аспект) [Текст] / Г.Ф. Магасумова, А.В. Коптелов. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - No2. - C.5-11.
15. Маркина, Е.И. Проектирование системы научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога [Текст] / Е.И. Маркина. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. -No1. - С. 60-61.
16. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2001. - 366 с.
17. Маслов, В.И. Стратегическое управление персоналом в XXI веке: учебное пособие [Текст] / В.И. Маслов. - М.: Эксмо, 2008. - 365 с.
18. Макарова, Т.М. Планирование и организация методической работы в школе [Текст] / Т.И. Макарова. - часть 2. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2008. – 160 с.
19. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н Меньшикова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.
20. Морозова, Т.В. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений [Текст] / Т.В. Морозова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
21. Монахов, В.М. Проблемы стандартизации и инструментализации современной профессиональной деятельности учителя математики [Текст] / В.М. Монахов. //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - No1. - С. 40-53.
22. Нечаев, М.П. Методика самооценки соответствия педагога требованиям профстандарта [Текст] / М.П. Нечаев. // Воспитание школьников. - 2015. -No3. - С. 22 - 27.
23. Сушко, А. В. Оценка ценностей – один из инструментов управления мотивацией персонала [Текст] / А.В. Сушко - текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 7. – с. 82-89.
24. Скударева, Г.Н. Профессиональная мотивация педагога: научная теория и инновационная социально-педагогическая практика [Текст] / Г.Н. Скударева. //Вестник Костромского государственного университета. - 2014. - No1. - С. 30-31.
25. Орлов, В. А. Проблемы интенсификации профессиональной мотивации школьного учителя [Электронный ресурс] / А. В. Орлов – текст: непосредственный // Психологическая наука и образование 2003, № 4. С. 97-104.-https://www.researchgate.net/publication/324000042_Problemy_intensifikacii_professionalnoj_motivacii_skolnogo_ucitela (дата обращения 30.05.2023).
26. Панасюк, В.П. Системное управление качеством образования в школе [Текст] / В.П. Панасюк. – С.- П. – М., 2000. – 216 с.
27. Проектирование систем внутришкольного управления [Текст] / Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем. - Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 384 с.
28. Сергеев, И.С. Мониторинг эффективности управления общеобразовательной школой [Текст] / И.С. Сергеев // Стандарты и мониторинг в образовании / И.С. Сергеев. – М.:2008.- No5 - С.7-12.
29. Управление инновациями: учебник [Текст] / В.П. Баранчеев, Н.П. Масаенников, В.М. Мишин. – М.: Высшее образование, Юрайт – издательтво, 2009. – 711с.
30. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образовательного процесса в школе [Текст]: монография / С.Е. Шишов, В.А Кальней, Е.Ю Гирба. – М.: Издательский дом ИНФРА – М, 2016. – 206с.