Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что каждый художественный текст имеет свой эмоциональный код, посредством которого автор передает свой замысел и «дотрагивается» до душевных переживаний читателя.
Актуализация эмоций осуществляется посредством применения различных лексических средств, которые входят в категорию инструментов репрезентации эмоциональных состояний и применяются каждым автором по-своему, в зависимости от содержания произведения и целей формирования определенных чувств и ассоциаций у читателя.
Цель исследования – провести анализ эмоций как дискурсивного конструкта на примере предиката «бояться» в художественных текстах А. Иванова «Пищеблок» и «Псоглавцы».
Объект исследования – эмоции в художественном тексте.
Предмет исследования – эмоции как дискурсивный конструкт в художественном тексте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «дискурс».
2. Охарактеризовать языковые средства репрезентации эмоций.
3. Определить особенности художественных текстов А. Иванова.
4. Провести анализ предиката «бояться» в художественных текстах А. Иванова «Пищеблок» и «Псоглавцы».
Материал исследования: художественные тексты А. Иванова «Пищеблок» и «Псоглавцы».
Методы исследования: анализ научной и художественной литературы, описательный, обобщение, сравнительный, моделирование, хронологический, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения эмоций как дискурсивного конструкта. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением анализа предиката «бояться» в художественных текстах А. Иванова «Пищеблок» и «Псоглавцы».
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе, «Теоретические аспекты изучения эмоций как дискурсивного конструкта», раскрываются такие вопросы как сущность понятия «дискурс», а также языковые средства репрезентации эмоций.
Во второй главе, «Категории эмотивности в художественных текстах произведений А. Иванова «Пищеблок» и «Псоглавцы»», рассматриваются особенности художественных текстов А. Иванова, а также проводится анализ предиката «бояться» в художественных текстах А. Иванова «Пищеблок» и «Псоглавцы».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ КАК ДИСКУРСИВНОГО КОНСТРУКТА
1.1. Сущность понятия «дискурс»
Дискурс представляет собой комплексное явление, которое основано на таких характеристиках как процессуальность, деятельностность, связанность с устной речью и речепроизводством. Речь в дискурсе, в свою очередь, характеризуется спонтанностью, диалогичностью, ненормативностью и эллиптичностью .
В части определений делается акцент на ведущем свойстве дискурса, в других исследованиях указывается на его комплексный характер. Так, например, по мнению Г.А. Орлова, дискурс можно определить как категорию естественной речи, реализуемую в виде устного или письменного речевого произведения, относительно завершенного в смысловом и структурном отношении .
Н.Д. Арутюнова приводит культурно-ситуативное определение дискурса, обозначая его как связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, текст, который рассматривается в событийном аспекте, а также речь, имеющая целенаправленное социальное действие .
Многие исследователи считают, что дискурс характеризуется актуальностью, реальностью, событийностью, прикрепленностью ко времени и действительности .
Как считает О.И. Матьяш, типичная для дискурса интерактивная модель коммуникации акцентирует внимание на взаимном влиянии партнеров друг на друга и имеет следующий вид: «адресант ↔ дискурс ↔ адресат». При этом важно отметить, что дискурс всегда выступает в качестве действия, которое должно повлечь за собой какую-либо ответную реакцию .
Многие исследователи, которые занимались изучением такой характеристики дискурса как дискретность, выявили двойственность его структуру.
Так, например, по мнению Е.И. Шейгал, дискурс отличается континуальностью, у него отсутствуют временные границы, поэтому не представляется возможным определить, когда закончился один дискурс и начался другой.
Эта мысль свидетельствует о том, что автор не сводит дискурс к отдельным коммуникативным событиям. Но если говорить о членимости, дискурс, безусловно, дискретен. При этом, как утверждает Е.И. Шейгал, дискурс представляет собой речевые произведения (тексты), которые взяты во взаимодействии лингвистических, паралингвистических и экстралингвистических факторов .
Высказанная исследователем мысль дает возможность понять, что дискурс представляет собой семиотическое пространство, включающее вербальные и невербальные знаки. Поликодовый характер, прикрепленность ко времени и действительности позволяют говорить о таком факторе дискурса как контекст .
Такой термин как «прагматический контекст» впервые встречается в исследовании Т. ван Дейка. Исследователь рассматривается данное понятие как обязательное условие правильной интерпретации дискурсивной информации.
По мнению Т. ванн Дейка, исследование прагматического контекста предполагает учет таких социальных категорий, как :
– позиции (роли, статусы);
– свойства (пол, возраст);
– отношения (превосходство, авторитет);
– функции (отец, слуга, судья);
– внутренней структуры говорящего: его знаний, мнений, потребностей, желаний, отношений, установок, чувств, эмоций как на уровне отдельного индивида, так и на более общем уровне с учетом норм и ценностей, которых говорящий придерживается.
Для исследования категорий дискурса берутся за основу определенные учеными признаки текстуальности, такие как: когезия, когерентность, интенциональность, интерпретируемость, информативность, ситуативность, интертекстуальность. Как основные можно рассматривать такие категории дискурса как связность и целостность .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абашев, В.В., Абашева, М.П. Поэзия пространства в прозе Алексея Иванова / В.В. Абашеев, М.П. Абашева // Сибирский филологический журнал. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poeziya-prostranstva-v-proze-alekseya-ivanova (дата обращения: 04.06.2023).
2. Абашев, В.В., Фирсова, А.В. Творчество Алексея Иванова как фактор развития внутреннего туризма в Пермском крае / В.В. Абашев, А.В. Фирсова // Вестник Пермского университета. Серия «Российская и зарубежная филология». – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-alekseya-ivanova-kak-faktor-razvitiya-vnutrennego-turizma-v-permskom-krae (дата обращения: 03.06.2023).
3. Александрова, А.М., Семицветова, Т.В,, Поликарпова, А.А. Сущность и содержание понятия «дискурс» и анализ лингвистических подходов к его изучению / А.М. Александрова, Т.В. Семицветова, А.А. Поликарпова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной лингвистики». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2023. – С. 100–108.
4. Арутюнова, Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 590 с.
5. Балашова, Г.В. Эмоции как компонент публицистического дискурса: теория и методология исследования / Г.В. Балашова // Вестник Ижевского государственного университета. – 2020. – № 11. – С. 99–110.
6. Бараненкова, Г.С., Тупикина, А.А., Чертанова, И.М. Современные аспекты изучения эмоционального компонента художественного текста на примере произведений классической литературы / Г.С. Бараненкова, А.А. Тупикина, И.М. Чертанова // Вестник Омского государственного университета. – 2023. – № 1. – С. 60–72.
7. Бурдинов, А.Ю., Повальная, Е.М., Тихоненко, А.А. Отражение во фразеологических единицах национальных представлений об эмоциях и чувствах / А.Ю. Бурдинов, Е.М. Повальная, А.А. Тихоненко // Сборник статей Удмуртского государственного университета. Вып. 3. Лингвистика и языкознание. – Чебоксары: Издательство Удмуртского государственного университета, 2022. – С. 73–86.
8. Гаврилова, М.С., Тарановская, А.С., Лимонова, Н.Е. Эмоциональные особенности формирования устойчивых оборотов в национальных языках: методология и теория проблемы / М.С. Гаврилова, А.С. Тарановская, Н.Е. Лимонова // Вестник культурологи. – 2021. – № 11. – С. 39–51.
9. Годакова, Е.Н., Голованова, А.П., Мироненко, В.С. Дискурс как предмет научного исследования: теория, методология и практика / Е.Н. Годакова, А.П. Голованова, В.С. Мироненко // Известия Тюменского государственного университета. – 2019. – № 10 (126). – С. 64–79.
10. Дейк, Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. – М.: Наука, 1989. – 350 с.
11. Иванов, А.В. Пищеблок / А.В. Иванов. – М.: АСТ, 2018. – 155 с.
12. Иванов, А.В. Псоглавцы / А.В. Иванов. – М.: АСТ, 2011. – 106 с.
13. Колышкина, Т.Б. Модель анализа дискурса и рекламного дискурса / Т.Б. Колышкина // Вестник Волжского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». – 2010. – № 1. – С. 36–49.
14. Коноваленко, А.М., Харитонова, С.В., Чудновская, Е.Г. Исследование компонентов дискурса в публицистических текстах: проблемы и методы / А.М. Коноваленко, С.В. Харитонова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные аспекты изучения текстов». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 58–70.
15. Куликова, Д.Л. Поэтика ужасного в произведениях А.В. Иванова. Дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / Д.Л. Куликова. – М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2022. – 176 с.
16. Макаров, М.Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. – М.: Гнозис, 2003. – 260 с.
17. Мансурова, Е.В. Категории эмотивности в художественных текстах / Е.В. Мансурова // Филологический вестник. – 2019. – № 10. – С. 44–56.
18. Матьяш, О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование / О.И. Матьяш // Сибирь. Философия. Образование: Альманах. Вып. 6. – Новокузнецк : Институт повышения квалификации, 2002. – С. 38–49.
19. Орлов, Г.А. Современная английская речь / Г.А. Орлов. – М.: Наука, 1991. – 320 с.
20. Подлесных, А.С. Геопоэтика Алексея Иванова в контексте прозы об Урале. Дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / А.С. Подлесных. – Пермь: Пермский государственный университет, 2008. – 190 с.
21. Рисухина, Е.Н., Перегудова, В.В., Смыслова, Н.К. Категория эмотивности и языковые средства репрезентации эмоций в художественных и публицистических текстах: теоретические аспекты исследования / Е.Н. Рисухина, В.В. Перегудова, Н.К. Смыслова // Сборник статей Костромского государственного университета. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Кострома: Издательство Костромского государственного университета, 2023. – С. 102–117.
22. Саломатина, Н.А., Булдакова, Е.Е., Щербинская, Е.Н. Современные аспекты исследования дискурса как лингвистической категории: методические основы / Н.А. Саломатина, Е.Е. Булдакова, Е.Н. Щербинская // Вестник Нижегородского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 90–106.
23. Сидниченко, Ю.А., Фролова, А.В., Томаненкова, С.В. Формирование языковой культуры этнической группы в специфических социально-культурных условиях: психолингвистический анализ / Ю.А. Сидниченко, А.В. Фролова, С.В. Томаненкова // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2022. – № 3. – С. 10–17.
24. Федорова, А.С. Эмоции и чувства и их репрезентация в художественных текстах / А.С. Федорова // Современные лингвистические исследования. – 2019. – № 7. – С. 89–100.
25. Хабарова, А.П., Мануйлова, В.И., Шиловская, Е.Н. Принципы исследования содержания и структуры дискурса: теория и методология исследования / А.П. Хабарова, В.И. Мануйлова, Е.Н. Шиловская // Сборник статей Оренбургского государственного университета. Вып. 3. Филология и лингвистика. – Оренбург: Издательство Оренбургского государственного университета, 2023. – С. 45–58.
26. Чудинова, Е.Н., Огорельцева, Н.А., Полизняк, А.А. Эмоциональные особенности национального самосознания: теория и практика исследования / Е.Н. Чудинова, Н.А. Огорельцева, А.А. Полизняк // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы и проблемы этнической психологии и лингвокультурной политики государства». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2020. – С. 149–160.
27. Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса / Е.И. Шейгал. – М.: Гнозис, 2004. – 288 с.
28. Щербаков, К.Ю. Эмоции через призму фразеологизмов / К.Ю. Щербаков // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsii-cherez-prizmu-frazeologizmov (дата обращения: 01.06.2023).
29. Яковлева, А.П. Сущность и признаки понятия «дискурс»: основные научные подходы / А.П. Яковлева // Сборник статей Дальневосточного федерального университета. Вып. 3. Гуманитарные науки. – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2023. – С. 16–27.