Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблема развития познавательного интереса является важной и современной в теории и практике обучения. Ее актуальность обусловлена изменениями в науке и производстве, а также новыми социальными запросами. Согласно концепции общего начального образования, образование и учебный процесс в общеобразовательных учреждениях переориентируются на личность ребенка.
Главной задачей современной школы является развитие у детей способности мыслить, приобретать знания и развивать мотивацию применять их на практике. Поэтому вопрос о развитии познавательных интересов учащихся младших классов является одним из самых важных в современной педагогической практике.
Особую значимость указанной проблемы заключается в том, что в обучении как особом виде преобразовательной деятельности что внимание должно сосредоточиться не только на восприятии учебного материала, но и на формировании отношения ученика к самой познавательной деятельности, непосредственно связано с его активной позицией.
Познавательный интерес - это особая избирательная направленность человека на познание, избирательное качество, проявляющееся в области конкретного объекта познания. В условиях обучения познавательный интерес выражается как склонность к учебной познавательной деятельности учащихся начальной школы по одному или нескольким предметам. Проблема формирования познавательных интересов в младших классах является одной из важнейших задач современной школы. Известно, что устойчивый познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и разума в обучении.
Проблеме развития познавательного интереса у младших школьников посвящены исследования таких авторов как, А.Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Л.И. Божович, Г.И. Щукина, Б.Г. Ананьев, Л. С. Рубинштейн, К.М. Рамонова, Р.Д. Тригер, И.Д. Власова, Н.К. Постникова, Л.М. Маневцова, Л.Ф. Захаревич, Е.В. Иванова, Т.А. Куликова, Л.Н. Вахрушева, Е.С. Бабунова, и др.), которые рассматривают познавательный интерес как мотив познавательной деятельности. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте рассмотрены В.А. Петерс, формы обучения, способствующих развитию познавательного интереса были различны. Одной из них является внеклассная работа
Роль внеклассной работы в формировании и последующем развитии познавательных интересов учащихся средней школы является подходящим предметом для исследования, так как ведет к адаптации подходов ко всему учебному процессу, индивидуализированному и личностно-ориентированному подходу к обучению и оценке результатов обучения учащихся средней школы.
Этой проблемой занимались множество педагогов XIX и XX веков, например, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, А. Дистервег, Д.И. Писарев, Н.В. Кузьмина, Ф.Н. Гоноболин, В.Ф. Одоевский, Г.И. Щукина но до сегодняшнего дня она остается не решенной, а от ее решения зависит будущее нашего общества.
Сегодня одной из важнейших целей обучения, воспитания и развития характера детей 7-10 лет является формирование познавательных интересов у младших школьников, о чем говорится в таких базовых документах, как Примерные основные компоненты общего образования и Федеральные национальные стандарты.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса младших школьников
Предмет исследования: влияние внеклассной работы на развитие познавательного интереса младших школьников
Цель исследования: рассмотреть роль внеклассной работы по формированию познавательного интереса младших школьников
Задач:
1. Раскрыть понятие познавательного интереса младших школьников
3. Проанализировать возможности внеурочной деятельности в формировании познавательного интереса младших школьников
3. Провести диагностику уровня развития познавательного интереса младших школьников
4. Разработать программу развития познавательного интереса во внеурочной деятельности
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого – педпгогической литературы;
практические: диагностика, количественный и качественный анализ.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте
Младший школьник находится в новых для него условиях -- он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. Развитие личности детей в этот период напрямую зависит от их успеваемости в школе и репутации хороших или плохих учеников.
Яркие различия у младших школьников наблюдаются в области познавательных интересов. Сильный интерес к предмету редко встречается в младших классах начальной школы и обычно сочетается с ранним развитием определенных навыков. Лишь меньшинство детей считаются одаренными. Большинство детей начальной школы проявляют меньший познавательный интерес. Однако детей с хорошими способностями привлекает широкий спектр предметов, включая самые трудные. Они взрываются интересом и интеллектуальной активностью, когда знакомятся с разными ситуациями, разными учебными программами и разными учебными материалами.
Многие, в том числе А.Г. Ковалев и Б.И. Додонов (посвятившие специальный раздел "интересу" как психологическому феномену), отмечают разнообразие современных взглядов на интерес. Во-первых, если одни психологи сводят интерес к осознанному желанию, другие - к концентрации внимания, то большинство придерживается определения интереса как познавательного отношения человека к действительности.
Б.И. Додонов указывает, что интересы проявляются в переживаниях и деятельности, которые систематически повторяются, либо как сиюминутное состояние, либо как характеристика личности. При этом он выдвинул гипотезу, что за "веерами" различных мнений об интересе стоит не иллюзия исследователя, а то, что каждый исследователь "освоил" те или иные самостоятельные аспекты и проявления, которые частично совпадают с другими явлениями психологического становления [12].
Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.
Познавательный интерес в младших классах формируется в форме любопытства, исследования плюс механизм внимания (при этом, как уже говорилось, внимание является лишь механизмом ситуативного интереса, хотя некоторые авторы считают внимание тоже интересом). Переход от одной стадии интереса к другой не означает, что предыдущие стадии исчезают. Они продолжают существовать и функционировать на том же уровне, что и формирующаяся форма.
Развитие интереса также включает ситуации, когда познавательный интерес становится интересом к обучению; А.Я. Миленький рассматривает специфическое содержание интереса к обучению, которое отличается от других видов познавательного интереса [2].
Формирование познавательного интереса у школьников начинается в самом начале обучения в школе. Он формируется в младших классах вслед за интересом к результатам учебной деятельности, интересом к содержанию учебной деятельности и потребностью в приобретении знаний.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Баданина, Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов / Л.П. Баданина. - М.: Флинта, 2014. - 300 c.
2.Бойматова Ойдин Гулмуродовна Формирование познавательного интереса и познавательной активности младших школьников // European research. 2021. №1
3.Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. / Л.С. Выготский - Москва, 2006. - 245 с.
4.Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 509с.
5.Инкина Ю. М. Формирование познавательного интереса младших школьников к учению // Ярославский педагогический вестник. 2000
6..Королева, К.П. Формирование познавательных интересов и творческого отношения к учению / К.П. Королева. - Свердловск: СГПИ, 1987. - 154с.
7.Киселева Татьяна Ивановна Развитие познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности // Управление образованием: теория и практика. 2020. №3
8.Осипова, М.П. Активизация познавательной деятельности младших школьников/ М.П.Осипова. - Минск: Нар. асвета, 1987. - 243с.
9.Рубинштеин, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштеин. - СПб.: Питер, 2000. - 512с.
10.Черемкина Оксана Петровна, Сокорутова Людмила Владимировна Формирование познавательных интересов у младших школьников // StudNet. 2020.
11.Шишкина Ксения Игоревна, Саматова Алёна Ахнафовна Формирование познавательного интереса у младших школьников // Изд. психология и образование. 2021.
12.Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.
13.Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2018. – 325 с.
14.Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна, Яяева Алиме Миметовна Теоретические основы изучения проблемы познавательного интереса младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2022.
15.Якимова Мария Сергеевна Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // ИСОМ. 2012. №4.
16.Яцковская, Г.А. Развитие учебно-познавательных интересов младших подростков на материале учебных дисциплин по математике: дис. ...канд. пед. наук / Г.А. Яцковская - Брянск, 1997. - 176 с.