Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде ФГОС на каждой образовательной ступени регламентирует не только формирование знаний и умений учеников по всем учебным предметам, но также предусматривает изучение лексики и грамматики при обучении иностранным языкам и развитие коммуникативных умений и иноязычного речевого взаимодействия субъектов. Большую роль в этом процессе играет письменная речь как особый вид речевой деятельности. Речь, прежде всего, идёт о формировании коммуникативной компетенции в иноязычной письменной речи.
Коммуникативная письменная речь - это экспрессивный вид речевой деятельности, который нацелен на порождение речевого сообщения в письменной форме. Развитие навыка выражать мысли в письменной форме происходит на базе и посредством учебной письменной речи, которая опирается на технику письма. Для этого необходимо сформировать у учеников графические и орфографические навыки. Современный процесс обучения иностранным языкам выстраивается на коммуникативной основе и на основе личностно ориентированного подхода, что также регламентировано требованием ФГОС.
Становление личности школьника осуществляется в ходе формирования его иноязычного чтения и речевого поведения. Прежде всего, имеется в виду овладение умениями и навыками письменной речи на английском языке. Чтобы достичь этих целей, педагоги в своей профессиональной деятельности используют различные приёмы и методы. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, включая технологию кейс - метода. Образовательные технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса. Образовательные технологии повышают творческую активность учеников, и развивают их познавательные способности.
В современном обществе иностранный язык представляет собой одно из основных средств международного общения. Значимой и важной остается проблема правильного использования методов преподавания иностранного языка, а также подбора наиболее эффективных форм обучения в системе образования. Если человек владеет иностранным языком, перед ним открываются новые перспективы в жизни, общении, работе и др. Английский язык является общепризнанным языком международного общения, лексика которого имеет свое своеобразие. Иностранный язык обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Задача учителя состоит в том, чтобы создать на уроке соответствующие дидактические условия, способствующие развитию и познавательной активности школьников.
Цель работы: изучить и обосновать процесс формирования письменной речи как особого вида речевой деятельности при обучении иностранному языку.
Объект исследования: процесс формирования письменной речи как особого вида речевой деятельности при обучении иностранному языку.
Предмет исследования: приёмы и методы в процессе формирования письменной речи как особого вида речевой деятельности при обучении иностранному языку.
Задачи:
1. Изучить понятие письменной речи как особого вида речевой деятельности при обучении иностранному языку.
2. Рассмотреть приёмы и методы развития письменной речи как особого вида речевой деятельности.
3. Описать организационно – педагогические условия развития письменной речи как особого вида речевой деятельности при обучении иностранному языку.
4. Предложить методические рекомендации по развитию письменной речи как особого вида речевой деятельности при обучении иностранному языку.
Теоретическую базу исследования составили:
- исследования, посвящённые теории и методике изучения иностранных языков Е.И. Пассова, И.А Зимней, В.В. Бондаревой;
- исследования, посвящённые формированию фонетических, лексических и грамматических навыков речи Е.Н. Соловова;
- исследования, посвящённые развитию коммуникативных умений в видах речевой деятельности, чтении, аудировании, письме, говорении М.В. Вербицкой, В.М. Филатова.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия письменная речь как особого вида речевой деятельности и обоснованных приёмов и методов письменной речевой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке упражнений для развития письменной речи учеников на уроках английского языка, которые могут быть использованы учителями школ и студентами при прохождении учебной практики.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития письменной речи как особого вида речевой деятельности при обучении иностранному языку
1.1. Письменная речь как особый вид речевой деятельности при обучении иностранному языку
Инновационные преобразования современного российского образования обусловлены новыми общественными запросами. Эти запросы связаны с формированием личности субъекта, который должен быть мобильным, самостоятельным и способным к восприятию и осмыслению целостной картины мира. Актуальность данной проблемы обусловлена качественными изменениями сознания субъекта и с необходимостью совершенствования способности личности более полно и глубоко понимать окружающий мир, и свое место в этом мире [5].
Место письменной речи при обучении иностранному языку занимает в этом процессе особое место. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции в иноязычной письменной речи. Под коммуникативной письменной речью понимают экспрессивный вид речевой деятельности, нацеленный на порождение речевого сообщения в письменной форме. Умение субъекта выражать мысли в письменной форме происходит на базе и посредством учебной письменной речи, которая опирается на технику письма и сформированные графические и орфографические навыки. Целью обучения коммуникативной письменной речи является также развитие навыка создавать различные типы и жанры письменных сообщений. Речь идёт о текстах, которые могут понадобиться ученикам для различных видов деятельности и продуктивной коммуникации.
Под целостной картиной мира понимают совокупность мировосприятия и мироощущения человека, его знания и мнение о мире и мироздании как мыслящего субъекта. Целостная картина мира представляет собой основу миропонимания и определяет особый способ восприятия и истолкования событий и явлений во внешней жизни. В зависимости от субъективного миропонимания человека, в течение жизни изменяются его жизненные приоритеты, социальная активность и направленность деятельности. Главным средством познания целостной картины мира и приобщения субъекта к ценностям, созданным другими народами, выступает иностранный язык. Иностранный язык есть ключ, открывающий уникальность и своеобразие культурного наследия.
Одним из требований ФГОС является формирование языковой компетенции школьника. Формирование картины мира у школьников, которая представляет собой систему философских, социальных, политических, нравственных и эстетических взглядов на мир, есть одна из ведущих задач воспитания базовой культуры личности. Чтобы это осуществлять в образовательных организациях, необходимо создавать соответствующие организационные и педагогические условия для формирования у школьников целостной картины мира в процессе обучения иностранному языку. Сформированная целостная картина мира субъекта будет отражать наиболее существенные стороны бытия и мышления, природы и общества. Окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна. Каждый соотносит себя с каким-либо определенным горизонтом мира и определенной стороной действительности. При целостном подходе мировоззрение субъекта постепенно проявляется в единстве внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. У человека, достигшего определённого уровня развития, когда его можно называть личностью, все личностные свойства и качества приобретают определенную устойчивую структуру [17].
Большую роль в развитии мировоззрения и понимании субъектом целостной картины мира играют язык и речь. Человеку необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. «Язык человека есть система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством передачи от поколения к поколению и хранения информации» [12, с. 5]. Развитию целостного образа мира школьника способствует активная позиция в его познании и учении. Если в учебном процессе присутствует проблемная ситуация, способная вызвать интерес и поиск, то противоречия между имеющимися знаниями и знаниями, вновь приобретёнными во время поиска, приводят к рождению новых ментальных смыслов. Основным инструментом этого процесса являются язык и слово. Любые образы и понятия дают обобщённые знания о действительности, выраженные языком и словом. Это помогает рождению нового текста.
Потребность в общении, или коммуникации есть условие для успешного становления языковой личности школьника. В таких условиях должны быть предусмотрены ситуации, которые определяли бы мотивацию общения, речи и поставили бы ребёнка перед необходимостью логичных речевых высказываний. Особые ситуации, созданные педагогом и возникающие при определённых педагогических условиях должны возбуждать интерес и желание рассказывать и делиться чем либо [24]. Подобное понимание теоретического и практического осмысления действительности повышает требования к пониманию языка и речи любого человека. Большую роль в этом процессе познания играют знаниевый и эмоциональный компоненты каждого субъекта. Здесь можно говорить о реализации специальных педагогических условий в современной образовательной среде. К педагогическим условиям формирования у младших школьников представлений о целостной картине мира, с учётом лингводидактической проблемы, можно отнести:
1. Обогащение опыта взаимодействия учеников в ходе языковых коммуникаций в образовательном процессе.
2. Использование проблемных методов обучения на уроках иностранного языка.
Под знаниевым компонентом будем понимать имеющиеся у субъекта знания о способах коммуникации и сотрудничества, о взаимозависимости людей друг от друга и о способах сотрудничества при выполнении совместной работы, или совместных действий. Школьник, помимо владением предметного образовательного результата, должен владеть соответствующими знаниями системообразующего характера, что сегодня называют личностным образовательным результатом.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка [Текст] / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2006. - No 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М. А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
5. Ахраменко, Е. В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 03.06.2023).
6. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/(дата обращения: 03.06.2023).
7. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2007. С.2–6.
8. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2007. – 60 с.
9. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 03.06.2023).
10. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
11. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д.Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
12. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - No 6. - С. 3 – 5.
13. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
14. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
15. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 03.06.2023).
16. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 03.06.2023).
17. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 03.06.2023).
18. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков [текст] / Е. В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
19. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе [Текст] / Е.Д. Нелунова. - Иностранныеязыки в школе. – 2006. - No 7. – С. 62-65.
20. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст]/ подред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2010. – 425 с.
21. Пассов, Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. [текст] – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
22. Рець, М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М. С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 (дата обращения: 03.06.2023).
23. Хужаниязова, Г.Ю. Говорение как цель обучения английскому языку [Текст] / Г.Ю. Хужаниязова. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С.15-18.
24. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А.Н.Щукин. – М.: Фломатис, 2006. – 480 с.
25. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам [Текст] / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188 с.