Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной образовательной среде одной из важных педагогических задач является воспитание зрелой и гармоничной личности. Яркой характеристикой личности является многообразие ее свойств и их проявлений. На каждом этапе жизненного пути у индивида формируются определенные отношения в социуме. Основой таких отношений являются общезначимые ценности и нравственные ценностные ориентиры.
Приоритетными в жизни человечества должны стать знания, культура, воспитанность и интеллигентность каждого субъекта образования. В современной образовательной среде формирование положительного отношения к нравственным ценностным ориентирам, является актуальной проблемой. Это одна из главных задач в современном образовательном пространстве. К нравственным ценностным ориентирам можно отнести патриотизм, социальную солидарность, семью, здоровье, труд, творчество, традиционные религии России и др.
Воплощение инноваций в жизнь диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей каждого из учеников. Все эти требования прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), на каждой из образовательной ступени, от дошкольной организации и до вуза. ФГОС регламентирует внедрение в образовательно – воспитательный процесс новые образовательные технологии и принципы обучения. Это дает педагогам большие возможности для создания различных инновационных педагогических проектов, которые позволяют развивать ценности и ценностные ориентиры индивидуально у каждого ученика. Путём организации воспитательно – развивающего процесса, педагог имеет возможность путём сочетания различных форм и методов, помогать детям, осваивать, различного рода ценности.
Система образования является стратегически важной сферой человеческой деятельности и одним из социальных институтов, значимость которого неуклонно возрастает по мере продвижения общества по пути прогресса. Современная образовательная среда как социальное явление ориентирована на формирование личности, и на выполнение важнейших функций профессионализации, социализации и воспитания человека.
Цель работы: изучить и обосновать процесс формирования у подростков нравственных ценностных ориентиров.
Объект исследования: процесс формирования у подростков нравственных ценностных ориентиров.
Предмет исследования: формы и методы, используемые при формировании у подростков нравственных ценностных ориентиров.
Задачи:
1. Провести анализ понятия нравственные ценностные ориентиры в подростковом возрасте.
2. Изучить приёмы и методы формирования нравственных ценностных ориентиров в подростковом возрасте.
3. Описать организационно – педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентиров у подростков.
4. Предложить методические рекомендации по формированию нравственных ценностных ориентиров у подростков
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ У ПОДРОСТКОВ 1.1. Анализ понятия нравственные ценностные ориентиры в подростковом возрасте
Система ценностей и нравственных ценностных ориентиров в любом обществе претерпевает изменения, обусловленные сменой эпох, информационным взрывом и др. Нравственные ценностные ориентиры представляют собой систему, функции которой чрезвычайно разнообразны. Развитие личности, как и система личностных ценностей, неразрывно связаны и это во многом обусловлено возрастными стадиями индивидуального развития субъекта [4, с.118]. Нравственные ценностные ориентиры можно рассматривать как формирование нравственных ценностей. Можно сказать, что нравственные ценности – это этические идеалы. К нравственным ценностям относят такие качества как: честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Речь идёт о высших общечеловеческих ценностях, с определяющими категориями добра и совести. Нравственные ценности характеризуются понятиями совесть, честь, воля, благоразумие, великодушие, мужество, справедливость и др.
Базовые источники нравственности – это наше государство Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд. Специалисты характеризуют подростковый возраст как переходный и критический. Значительно расширяется объем и меняется характер деятельности подростка. В этот же период закладываются основы сознательного поведения и формируются устойчивые нравственные представления. Расставляются новые акценты и приоритеты.
Семья, школа и сверстники обретают новые значения и смыслы. У некоторых подростков кардинально изменяется круг интересов, которые являются психологической основой его ценностных ориентаций. Ценностные ориентации при этом являются системообразующим свойством личности. Особенности формирования ценностных ориентаций подростков есть необходимое условие развития подростка как личности. Очевидно, что формирование ценностных ориентаций субъекта должно осуществляться целенаправленно и в течение всего жизненного пути, включая в том числе, и подростковый возраст.
Необходимо выявить все те факторы, которые бы способствовали формированию ценностей современных подростков.
При этом необходимо дать ответы на следующие вопросы:
- какие свойства и особенности входят в систему нравственных ценностей подростка;
- какие условия, средства и способы эффективны при формировании и развитии нравственных ценностных ориентаций подростка и др.
Каждое общество имеет свою уникальную ценностно-ориентационную структуру. Совокупность ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему сообщает само общество. В течение жизни человека одни ценности закрепляются, а другие видоизменяются, в результате чего создаётся индивидуальная структура личностных ценностей. Для каждого отдельного субъекта характерна своя структура личностных ценностей. «Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то прибавит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, а на другом более слабый» [11, с.484].
Ценностные установки человека всегда связаны с его эмоционально – волевой сферой. Установки – это, как правило, оценочные суждения субъекта, которые сформировались у него на основе процессов воспитания и развития. Установки человека формируют его чувства, и любая установка может рассматриваться как нравственные ценностные ориентиры субъекта. Ценностные установки объясняют то поведение, которому следует человек.
В целом всё это может позволить говорить об эталоне ценностных ориентаций отдельно взятого подростка. При этом, различные уровни ценностной сферы подростка могут быть представлены следующим образом:
- личностные качества;
-жизненные ценности;
- конкретные персоналии, которые могут выступать для подростков в качестве идеала.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. - 2002. - No 1. - С. 96–105.
2. Голянская, О. А. Психологические факторы развития ценностных ориентаций личности [Текст]: дисс...канд.психол.наук / О.А. Голянская. – Новосибирск, 2004. – 163 с.
3. Григорьева, С. Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике [Текст] / С.Н. Григорьева // Молодой ученый. - 2016. - No6.2. - С. 37-41.
4. Дивисенко, К. С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) [Текст] / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2008. – No8. – С. 118 – 122.
5. Ерофеева, И. А. Жизненные ценности современных подростков [Текст] / И.А. Ерофеева // Новаинфо. – 2016. – Т.1 - No 49. – С. 475 – 482.
6. Жильцова, Ю. В. Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи [Текст] / Ю.В. Жильцова, И.Р. Сорокина // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 41-43.
7. Завражнов, В. В. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте / В. В. Завражнов, Е. Д. Железнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43338/ (дата обращения: 29.05.2023).
8. Казаринова - Волшебная, Е. К. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи [Текст] / Е. К. Казаринова - Волшебная, И. Г. Комиссарова, В. Н. Турченко // Социологический журнал. - 2012. - No6. - С. 123-124.
9. Киреев, М.Н. Ценность как психолого-педагогическая категория [Текст] / М.Н. Киреев, А.Ю. Галиченко, Е.Н. Коренева // Наука. Искусство. Культура. - 2015. - Вып. 4(8). – С. 130 – 137.
10. Крапивка, И. А. Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте [Текст] / И.А. Крапивка // Общество: политика, экономика, право. – 2010. - No 1. - С.42 – 46.
11. Копкова, Д. К. Формирование ценностных ориентиров и установок у подростка / Д. К. Копкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 484-485. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21544/ (дата обращения: 29.05.2023).
12. Кузнецова, Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков [Текст] / Е.Г. Кузнецова // Вестник ОГУ. - 2012. - No2 (138). - С. 109 – 114.
13. Левина, А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект [Текст] / А.А. Левина // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - No 10. – С. 132 – 136.
14. Лодыгина, И.А. Особенности формирования семейных ценностей у современной молодежи [Текст] / И.А. Лодыгина, Е.В. Быстрова, Т.И. Митичева // Современная педагогика. - 2016. - No 2 (39). - С. 124 -126.
15. Низовских, Н.А. Психосемантическое исследование ценностно -мотивационных ориентаций личности [Текст] / Н.А. Низовских // Психологический журнал. – 2005. - No 3. – С. 25-37.
16. Панкова, Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников [Текст] / Т.А. Панкова // Социол. исслед. - 2002. - No 5. - С. 111–114.
17. Правила успешного тренинга с подростками [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://summercamp.ru (дата обращения: 29.05.2023).
18. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст: электронный // Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений. – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 29.05.2023).
19. Сивцова, А.А. Программа тренинга по ценностно-смысловому и личностному самоопределению старших подростков [Текст] / А.А. Сивцова. – Кочки: МКОУ «Кочковский центр». - 2017. - 36 с.
20. Степанов, П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе [Текст] / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. – М.: Академия: АПКИПРО. - 2003. – 82 c.
21. Тренинговые занятия с воспитанниками на формирование эмоционально-волевой сферы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/656606019/ (дата обращения: 29.05.2023).
22. Файзуллина, М.И. Формирование у подростков ценностных ориентаций [Текст] / М.И. Файзуллина, А.Р. Нуриева // Научный альманах. – 2015. - No 10 – 2 (12). – С. 452 – 455.
23. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения [Текст] / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188 с.
24. Ярина, Е.В.Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» [Текст] / Е.В. Ярина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – С. 160 – 162.
25. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. – М.: Просвещение, 2018 . – 230 с.