Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования характеризуется важнейшей ролью правопорядка в системе юридических институтов государства. Без правопорядка невозможно представить себе цивилизованное общество, не может действовать право и режим законности. Любой способ производства материальных благ подразумевает упрочение социальных отношений и связей, без которого невозможно представить целенаправленную и взаимную производственную и иную общественную деятельность граждан.
Переход к демократическому государству подразумевает приоритетную функцию защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение режима законности и правопорядка.
Обеспечение прав и свобод человека является главным критерием демократического государства. Права человека создают основу политики в правовых отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. В современных условиях происходит интернационализация проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной, мировой политики, признание международной юрисдикции по вопросам, которые связаны с нарушением прав человека.
Многие государства (в том числе и РФ) возвели в ранг конституционного принципа уважения прав и свобод человека и гражданина, а также их соблюдения и защиты.
Общественный порядок создается из волевых отношений граждан, заключающихся в их поведении, действиях как результата их сознательной деятельности. Политическая система формирует общественный порядок, активно влияет на общественные отношения путем возникновения социальных правил поведения, обеспечения их соблюдения и исполнения на практике.
Правопорядок является основой стабильной жизнедеятельности всего цивилизованного общества, всех компонентов его политической системы. Охватывая собственным действием наиболее важные сферы человеческого общежития, правопорядок вносит в него некую гармонию, обеспечивая справедливое отграничение интересов человека.
Как устойчивое явление общественной жизни, правопорядок формируется в условиях цивилизованного общества, способное обеспечить реальное равенство всех граждан перед законом. Когда мы ведем речь о правопорядке, следует отметить, что правопорядок – это устойчивость, порядок и организованность.
Следовательно, правопорядок характеризует уровень систематизации общественных отношений, является антиподом анархии, хаоса, неорганизованности. Правопорядок является состоянием общественных отношений, когда обеспечивается соблюдение закона и других норм права, одна из структурных элементов общественного порядка.
Изменения перевернули привычные представления человека, подвели к значительному пересмотру системы взаимоотношений при производстве, распределении материальных благ, духовных и культурных ценностей.
В условиях столь значительных перемен кризис в обществе был неминуем. Существенно снизились темпы экономического развития, оказались разбалансированными многие управленческие процессы, снизился уровень жизни граждан. Центробежные процессы стали угрожать целостности России. В этих условиях важнейшим направлением государственной политики является обеспечение необходимого уровня правопорядка.
Проблема обеспечения должного уровня правопорядка, как показывает практика, имеет системный характер. Все это подразумевает объективную потребность согласования усилий различных институтов власти государства, местных органов самоуправления, общественных объединений и граждан.
Актуальность этой работы также состоит в том, что знание взаимодействия законности и правопорядка предоставит возможность более глубоко проникнуть в правовые основы практического функционирования гражданского общества.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с правопорядком в современной России.
Предмет исследования – особенности правопорядка в современной России.
Цель данной работы – комплексное исследование правопорядка.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1)рассмотреть понятие, принципы и функции правопорядка;
2) провести соотношение правопорядка и общественного порядка;
3) изучить правопорядок и режим законности, особенности правопорядка в России на современном этапе развития
4) исследовать законность и правопорядок, взаимодействие с демократией и дисциплиной;
5) рассмотреть состояние правопорядка в России и задачи по их укреплению;
6) изучить актуальные вопросы обеспечения правопорядка органами государственной власти субъектов РФ.
Методологическую основу составляют общенаучные и частные научные методы: анализ, синтез, системный подход, метод определения и деления понятий, грамматический, исторический и сравнительно-правовой.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
1.Общая характеристика правопорядка
1.1.Понятие, принципы и функции правопорядка
Правопорядок – это система общественных отношений, определяемая из-за полного и точного осуществления предписаний норм права всеми правовыми субъектами.
При существовании стабильного правопорядка эффективно действует экономика, формируется согласованность действий законодательных, исполнительных и судебных органов власти, реальное гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются духовные и материальные потребности человека.
В формировании правопорядка принимают участие все элементы системы нормативного регулирования общественных отношений. Их причинная связь образует основу юридической жизни общества, которая приводит, в конечном итоге, к становлению правопорядка в государстве .
Правовые нормы признаются нормативной предпосылкой возникновения правопорядка, первичным элементом системы правового регулирования, которая моделирует «идеальный» правопорядок.
Правовое отношение – это система правового регулирования, предназначенная обеспечить переход от идеального правопорядка, предполагаемого законодателем, к возникновению должного либо возможного поведения участников общественных отношений, предусмотренный нормами права. На данном этапе в систему правового регулирования входит законность, призванная гарантировать должное и возможное поведение субъектов правовых отношений.
Акты реализации прав и обязанностей признаются последней предпосылкой возникновения правопорядка. В условиях режима законности система прав и обязанностей участников правовых отношений в реальности выражаются в их поведении, достигают собственной цели, следовательно, переходят в систему общественных отношений, формирующих правопорядок.
Содержание правопорядка образует правовое (правомерное) поведение субъектов, т.е. поведение, которое регламентируется правовыми нормами и достигшее целей правового регулирования.
Система правопорядка – это одновременное разделение и единство предусмотренной правом системы общественных отношений согласно особенностям их отраслевого содержания.
Характерная черта правопорядка в качестве специфической системы общественных отношений заключается в том, что формируется он лишь на основании норм права и в связи с этим охраняется государством. По этой причине правопорядок охватывает не все правоотношений, существующие в обществе.
Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовом регулировании. Она находится в области действия моральных норм, норм разных общественных организаций и иных противоправных правовых регуляторов. С данной точки зрения правопорядок признается только системным элементом общей системы общественных отношений, формируемых под влиянием правового регулирования. Это часть общественного порядка.
Общественный порядок является системой общественных отношений, возникающий вследствие реализации на практике социальных норм: правовых, моральных норм, норм общественных организаций, традиций, ритуалов, а также положений неправовых обычаев.
В рамках правового государства все системные компоненты правопорядка в обществе вступают во взаимодействие между собой и находятся под его защитой. К тому же, исключительно правопорядок охраняется специальными юридическими мерами государства. Другие компоненты общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: общественными, моральными, естественными навыками и привычками, традициями .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Указ Президента РФ от 11.12.2010 N 1535 (ред. от 26.06.2013) О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка // Российская газета от 13 декабря 2010 года №281
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.1996 N 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области» // Документ официально опубликован не был, СПС Консультант Плюс
Научная и учебная литература:
4. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 497 с.
5. Безруков А. В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: монография. М., - 2016.- 191 с.
6. Зуев А.В., Егорова У.И. Проблемные аспекты законности и правопорядка в современной России // Журнал «Заметки ученого». - 2022. - № 1-1. - С. 384-387.
7. Исайкина А.Э. Правовые аспекты обеспечения правопорядка в России в условиях модернизации и развития // Модернизация и устойчивое социально-экономическое развитие России и ее регионов в XXI веке сквозь призму роста производительности труда. Сборник научных статей. - 2020. - С. 292.
8. Казакова П.А. Законность и правопорядок // Журнал «Аллея науки». - 2019.- Т. 1. - № 4 (31). - С. 546-548.
9. Кичалюк О.Н., Кононова Н.А. К вопросу об обеспечении правопорядка в России // Журнал «Вопросы гуманитарных наук». - 2022. - № 2 (119). - С. 48-49.
10. Ковалёв П.В. Право и законность как основа правопорядка // Журнал «Студенческий вестник». - 2020. - № 1-2 (99). - С. 49-52.
11. Коновалов В.А. Правопорядок: административно-правовые основы формирования // Журнал «Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии». -2019. - № 41. - С. 9-12.
12. Крутиков А.В. Соотношение понятий законность, правопорядок, общественный порядок // Законность и правопорядок: взгляд сквозь века. Сборник научных статей. - 2020. - С. 173-177.
13. Куликова О.Н., Масягина Ю.Б. Правопорядок как внешняя правовая форма // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 11-4 (113). - С. 12-15.
14. Ледяйкин С.А. Понятие и сущность правопорядка // Теория и практика современной юриспруденции. Сборник научных статей. - 2020. - С. 196-198.
15. Матяшова К.В. Законность и правопорядок в современном обществе // Журнал «Студенческий». - 2021. - № 35-4 (163). - С. 23-24.
16. Назарова Ю.С. Правопорядок – законность – дисциплина // Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика. Сборник научных статей. – 2018. – С. 218-220
17. Працко Г.С., Тюнина Е.А. Правовой порядок: ценностный аспект // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. Сборник научных статей. - 2019. - С. 116-117.
18. Протасов В. Н. Теория государства и права : учеб. пособие для вузов / В. Н. Протасов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.39-40
19. Ступаченко Е. В. Состав участников постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах РФ // Журнал «Законность». -2019. -№ 7. -С. 43-47.
20. Султанова Р. М. Актуальные вопросы обеспечения правопорядка органами государственной власти субъектов РФ // Журнал «Человек: преступление и наказание». – 2019. – С. 68-70
21. Хиль И.М. Особенности категории правопорядок и современные проблемы его стабильности // Журнал «Юридический вестник Кубанского государственного университета». - 2019. - № 1. - С. 11-14.
22. Хлебосолова М.И., Анахин М.М. Проблемы соотношения правопорядка и общественного порядка // Журнал «Актуальные проблемы науки и практики». - 2021. - № 2. - С. 25-28.