Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Все сферы современного общества не могут в настоящее время обойтись без прогнозов, которые являются основными средствами познания будущего. Прогнозы применяются для того, чтобы предвидеть последствия принимаемого решения, обосновать основные направления социально-экономической политики и потому имеют особенно важное значение для социально-экономического развития общества.
Можно отметить, что в настоящее время потребность в прогнозах непрерывно и постоянно нарастает.
В случае организации своего собственного производства требуется учитывать все последствия принимаемых решений и таким образом, необходимо быть в курсе всех возможных методов прогнозирования работы предприятия.
Базой теории прогнозирования экономики является экономическая теория. Экономическая теория занимается изучением глубинных процессов экономического развития, устанавливает суть движущей силы любых общественно-экономических формаций, а прогнозирование служит рабочим инструментом определения величин экономических показателей, позволяет обнаружить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно является методологической основой при анализе вопросов прогнозирования основных отраслевых экономик: промышленности, транспорта, строительства.
Таким образом, в системе экономических дисциплин теория прогнозирования является как бы связующим звеном экономической теории, с одной стороны, и отраслевыми экономиками с другой.
Переход предприятий от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной приводит к необходимости нового подхода к финансовому прогнозированию деятельности хозяйствующих субъектов.
Конечно, не следует игнорировать большой опыт плановой прогнозной работы, оценок экономической эффективности проектов, разработки различных технико-экономических обоснований который имеют российские предприятия. Однако, современная экономика предполагает смещения внимания с производственной стороны проектов на рыночную. Появляется необходимость оценить финансовое прогнозирование платёжеспособного спроса на продукцию и конкуренцию, проанализировать экономическую и финансовую устойчивость и результативность. В силу сказанного тема, данной курсовой работы является актуальной.
Целью курсовой работы является изучение методов прогнозирования в экономике.
Задачи курсовой работы:
− изучить сущность экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения;
− описать содержание, цели и методы прогнозирования деятельности предприятия;
− описать типологию и принципы экономического прогнозирования;
− указать характеристику методов прогнозирования;
− изучить модели и методы прогнозирования экономического роста;
− построить регрессионную модель зависимости объема среднедушевых потребительских расходов, от среднедушевых денежных доходов, руб./месяц.;
− оценить качество полученной модели и ее адекватность.
Глава 1. Экономическое прогнозирование: основные понятия, предмет, методы и типология прогнозов
1.1 Сущность экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения.
Прогноз – это научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития и сроках их осуществления, а экономическое прогнозирование является процессом разработки экономических прогнозов, основанным на научных методах анализа экономических и социальных явлений при условии использования всех известных способов, методов и средств экономического прогноза.
Прогнозирование может иметь предсказательную форму, означающую описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего или предуказательную форму, предполагающую решение этих проблем, основанное на использовании полученной информации о будущем.
Объектом экономического прогнозирование является процесс конкретного воспроизводства, учитывающий всё его многообразие, а предметом экономического прогнозирования является анализ возможных в будущем состояний функционирующих экономических объектов, разработку способов экономических прогнозов и изучение их закономерностей.
Основой экономического прогнозирования является предположение о том, что прошлое и настоящее состояния экономики в основном предопределяют её будущее состояние.
Будущее несет в себе и элементы неопределенности, которые
объясняются наличием не одного, а множества вариантов возможного развития, зависимостью действия экономических законов в будущем не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от принятых и реализованных управленческих решений, неполнотой степени познания экономических законов, дефицитом и недостаточной надежность информации.
Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего является решающей предпосылкой экономического прогнозирования, так как полностью определенное будущее, означало бы отсутствие потребности в его прогнозировании, а в случае неопределенности будущего исключается сама возможность экономического прогнозирования.
Прогнозирование необходимо рассматривать в комплексе с понятием предвидения, дающего на основе познания законов природы, общества и мышления, опережающее отображение действительности.
Научное предвидение имеет три формы: гипотезу, прогноз и план.
Гипотеза – это научное предвидение, дающее на уровне общей теории качественную характеристику исследуемых объектов и выражающее общие закономерности их поведения.
Прогноз отличается большей достоверностью, в сравнении с гипотезой, и имеет значительно большую качественную и количественную оценку.
План является постановкой точно определенной цели, предвидением конкретных, детальных событий исследуемого объекта и характеризуется определенностью, конкретностью, адресностью и обязательностью.
План и прогноз существенно различаются друг от друга. План имеет обязательный, а прогноз вероятностный характер. План предполагает однозначное решение, а прогноз – имеет вероятное содержание. Целью прогноза является создание научных предпосылок принятия управленческих решений, а план предполагает их принятие и практическое осуществление.
Итак, задачей экономического прогнозирования в исследуемой области является, с одной стороны, выяснение перспективы ближайшего или более отдаленного будущего, а с другой стороны, основываясь на составленном прогнозе оптимизировать текущее перспективное планирование и регулирование экономики.
1.2 Содержание, цели и методы прогнозирования деятельности предприятия.
В условиях рыночной экономики эффективная деятельность предприятий и фирм зависит от прогнозирования перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.
В программах предприятий по маркетингу при определении оптимальных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров учитываются результаты прогнозирования.
Определение тенденции факторов, которые воздействуют на конъюнктуру рынка является основной целью прогноза.
Обычно при прогнозировании выделяют краткосрочные прогнозы – на 1-1.5 года, среднесрочные – на 4-6 лет и долгосрочные – на 10-15 лет.
При краткосрочном прогнозировании главный акцент делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, спроса и предложения, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий, также учитываются временные, случайные факторы.
Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование предполагает изучение прогнозов конъюнктуры рынка, соотношения предложения и спроса, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.
Временные и случайные факторы воздействия на рынок при среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитываются. В отличие от краткосрочных прогнозов, нацеленных на количественные оценки уровня цен на рынке, среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен.
В качестве инструментария прогнозирования применяются факторные, формализованные количественные методы статистического анализа, математического моделирования, методы экспертных оценок, которые базируются на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.
Прогнозирование деятельности предприятий по выпуску продукции производственного назначения учитывает анализ в отраслях, потребляющих соответствующие товары инвестиционной политики, тенденции развития в этих отраслях НТП, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их оптимального удовлетворения.
Прогнозирование деятельности предприятий, выпускающих продукцию широкого потребления, как правило опирается на данные опросов потребителей и продавцов товаров. Также активно используются такие методы изучения рынка как анкетирование, телефонные и персональные интервью.
1.3 Типология и принципы экономического прогнозирования
Основой типологии прогнозов являются различные критерии и признаки. Можно выделить следующие критерии:
1. масштаб прогнозирования;
2. временной горизонт или время упреждения прогноза;
3. характер объекта;
4. функциональный признак;
5. степень детерминированности объектов прогнозирования;
6. временной характер развития объектов прогнозирования;
7. обеспеченность объектов прогнозирования необходимой информацией.
По масштабу прогнозирования прогнозы делятся на:
- макроэкономические прогнозы;
- структурные (межотраслевые и межрегиональные) прогнозы;
- прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (энергетического, инвестиционного, аграрно-промышленного и др.);
- прогнозы отраслевые и региональные;
- прогнозы развития отдельных предприятий, АО, а также отдельных производств и продуктов.
Характер исследуемых объектов определяет следующие виды прогнозов:
- развития производственных отношений;
- развития НТП и его последствий;
- динамики народного хозяйства;
- воспроизводства основных фондов и капитальных вложений;
- экономического использования природных ресурсов;
- воспроизводства населения и трудовых ресурсов;
- уровня жизни населения;
- внешних экономических связей и др.
Функциональный признак разделяет прогнозы на два типа:
- поисковый прогноз, основанный на условном продолжении тенденции развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем – в будущее, и отказ от условий, способных изменить эти тенденции;
- нормативный прогноз, заключающийся в определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования, которые принимаются в качестве цели.
По степени детерминированности выделяют следующие объекты прогнозирования:
- детерминированные объекты (определенные или предсказуемые), которые можно описать в детерминированной форме без потери информации существенной для задачи прогнозирования;
- стохастические объекты (вероятностные), для которых учет случайных составляющих необходим для анализа и прогнозирования и удовлетворения требований точности и достоверности прогноза;
- смешанные объекты, которые можно описать частично в стохастическом частично в детерминированном виде.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Албегов, М.М. Краткосрочное прогнозирование регионального развития в условиях неполной информации / М.М. Албегов. - Москва: Высшая школа, 2019. - 376 c.
2. Алексей, Вячеславович Белокопытов Основы планирования и прогнозирования АПК в условиях рынка: учебное пособие / Алексей Вячеславович Белокопытов. - М.: Белокопытов Алексей Вячеславович, 2019. - 344 c.
3. Димитриади, Г.Г. Государственные и корпоративные долговые обязательства как финансовые пирамиды. Моделирование и прогнозирование / Г.Г. Димитриади. - М.: Московский гуманитарный университет, 2019. - 229 c.
4. Долгосрочное планирование и прогнозирование. - М.: Прогресс, 2019. - 520 c..
5. Зеньчук, Николай Основы прогнозирования и планирования в экономике / Николай Зеньчук. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 121 c.
6. Лукашин, Ю. П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования временных рядов / Ю.П. Лукашин. - М.: Финансы и статистика, 2022. - 416 c.
7. Лысенко, М.В. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Учебник для бакалавриата / М.В. Лысенко. - М.: КноРус, 2021. - 759 c.
8. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Учебник / А.Н. Семин и др. - Москва: ИЛ, 2019. - 308 c.
9. Мишина, Светлана Методологические основы бюджетного планирования и прогнозирования доходов местных бюджетов: на примере бюджета городского округа «Город Калининград» / Светлана Мишина. - М.: Научная библиотека, 2020. - 810 c.
10. Наталья, Александровна Невская Макроэкономическое планирование и прогнозирование в 2 ч. Часть 1 2-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Наталья Александровна Невская. - М.: Юрайт, 2020. - 950 c.
11. Наталья, Александровна Невская Макроэкономическое планирование и прогнозирование в 2 ч. Часть 2 2-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Наталья Александровна Невская. - М.: Юрайт, 2019. - 724 c.
12. Наталья, Александровна Невская Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Наталья Александровна Невская. - М.: Юрайт, 2019. - 276 c.
13. Невская, Н. А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Учебник и практикум / Н.А. Невская. - М.: Юрайт, 2022. - 544 c.
14. Невская, Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в 2-х частях. Часть 2. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А. Невская. - М.: Юрайт, 2019. - 981 c.
15. Пивоваров, С.Э. Методология комплексного прогнозирования развития отрасли / С.Э. Пивоваров. - М.: Наука, 2021. - 193 c.
16. Поляков, В. В. Мировой рынок. Вопросы прогнозирования: моногр. / В.В. Поляков. - М.: КноРус, 2022. - 264 c.
17. Семин, А.Н. Макроэкономическое планирование и прогнозирование (для бакалавров). Учебник / А.Н. Семин. - М.: КноРус, 2021. - 911 c.
18. Чиненов, М. В. Бюджетное планирование и прогнозирование / М.В. Чиненов, В.С. Семибратов. - М.: Де-По, 2019. - 118 c.
19. Шарипов, Т. Ф. Макроэкономическое планирование и прогнозирование национальной экономики / Т.Ф. Шарипов. - М.: Бибком, 2019. - 603 c.
20. Шурыгин, А. М. Математические методы прогнозирования: моногр. / А.М. Шурыгин. - Москва: Машиностроение, 2020. - 180 c.
21. Эйрес, Р. Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование / Р. Эйрес. - М.: Мир, 2021. - 296 c.