Фрагмент для ознакомления
2
Социально-педагогическая служба образования является одним из компонентов целостной системы образования. В своей деятельности социально-педагогическая служба опирается и руководствуется международными правовыми актами в сфере защиты прав и интересов ребенка, Законом РФ «Об образовании», Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и Правительства РФ, решениями муниципальных органов управления образования. Одним из направлений работы социально-педагогическая служба образовательного учреждения, является социально-педагогическое консультирование, консультирование школьников, их родителей (законных представителей), а также педагогов и администрации образовательного учреждения.
Социально-педагогическое консультирование в образовательном учреждении предполагает выработку и точную формулировку социально-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого социально-педагогического обследования, которые должны предлагаться и взрослым и детям в форме, понятной и доступной для практической реализации. Предполагается ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических советов.
Социально-педагогическое консультирование в образовательном учреждении предполагает работу с учителями и родителями, которая выполняется в рамках социально-педагогического всеобуча и системы повышения квалификации и т.д.
Нужно сказать, что сегодня, на фоне ускорения времени, развития цифровых технологий, роста социально-экономического напряжения в связи с событиями последних лет (пандемия, «украинский вопрос») и др., общество наиболее остро ощущает необходимость профессиональной помощи поддержки различного рода (материальная, социально-психологическая, эмоциональная и т.д.). Учитывая также, что социальные проблемы могут стать пусковым механизмом для появлений нарушений поведения, психологических проблем, снижения успеваемости ребенка, соматических заболеваний и т.д., изучение деятельности социального педагога и социально-педагогического консультирования, как одного из основных направлений деятельности социального педагога образовательного учреждения, является одним из актуальных вопросов. Изучение социально-педагогического консультирования, является еще и профилактической мерой в вопросе охраны здоровья подрастающего поколения, а значит и нашего общества в целом.
Кроме того, для социального педагога, одной из уже подтвержденных многочисленными исследованиями аксиом, является то, что любые проблемы ребенка, в значительной степени вероятности, в большей или меньшей степени, связаны с его детско-родительскими отношениями, особенностями его семьи как микросоциума развития. В связи с чем, можно утверждать, что социально-педагогического консультирование необходимо не только школьникам, но и их родителям.
Вышесказанное, обусловливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Социально-педагогическое консультирование как метод работы социального педагога».
Цель исследования: изучение социально-педагогического консультирования как метода работы социального педагога.
Гипотеза исследования: работа с социально-педагогической проблемой школьников и их родителей будет эффективна с использованием такого метода, как социально-педагогическое консультирование.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие социально-педагогического консультирования школьников и их родителей;
2.Представить категории школьников и их семей выступающие субъектами социально-педагогического консультирования
3.Провести эмпирическое исследование социально-педагогического консультирования как метода работы социального педагога.
Объект исследования: социально-педагогическое консультирование.
Предмет исследования: социально-педагогическое консультирование как метод работы социального педагога.
Выборка исследования: учащиеся 9-10 классов (14-16 лет).
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, наблюдение, моделирование, тестирование.
Психодиагностические методики: определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (А.Н. Орел).
Структурно исследование включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников, приложения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Акутина Т.В. Преодоление трудностей учения / Т.В. Акутина, Н.М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
2.Акопян Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) / Л.С.Акопян. – Авторефератт дисс. доктора психологических наук. – Самара: СамГУ, 2011. – 52 с.
3.Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е.Д. Божович. – М. : Знание, 1979. – 37 с.
4.Бударный А. Преодолевать неуспеваемость / А. Бударный // Народное образование. - 1983. - № 10. – С. 20-24.
5.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
6.Визель Т.Г. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты: монография / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева. – Тула, 2007. – 341 с.
7.Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних: дисс… канд. психол. наук. / И.С. ганишина. – Рязань, 2004. – 160 с.
8.Гилинский Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие / Я.И Гилинский, В.С. Афанасьев. – СПб.: Филиал института Социологии РАН, 1993. 167 с.
9.Дёгтева Т.А., Будагова А.Г. и др. Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие / Т.А. Дёгтева, А.Г. Будагова и др. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой и др. – Ставрополь: Психологический центр, 2017. – 268 с.
10.Журавлева В.В. Причины неуспеваемости школьников и пути ее преодоления / В.В. Журавлева // Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. 28 февраля 2011 г. / Гл. ред. А.Н. Ярутова. – Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011. – 376 с.
11.Ковальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – М.: Владос-Пресс, 2010. – 412 с.
12.Каган В.Е. Девиантное поведение детей и подростков: к анализу понятия / В.Е. Каган // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Рос. науч.-практ. конф. – М.: Изд. Дом «Грааль», 1996. – 612 с.
13.Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика. Учебное пособие для ВУЗов / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Басилова и др. –М.: Академия, 2003. – 320 с.
14.Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика / Н.П. локалова. – СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
15.Методика и опыт работы социального педагога / Под.ред.Л.В.Кузнецовой. – М.: ACADEMIA, 2001. – 158 с.
16.Нуркенова А.С. Понятие, виды и причины школьной неуспеваемости / А.С. Нуркенова // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 3 (11) / сентябрь. - С. 85-91. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/ kvo310/
17.Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / П.И. Пидкасистый. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 408 с.
18.Перлз Ф. Превращение тревожности в возбуждение / Общая психология. Тексты / под ред. В.В. Петухова. М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002. Т. 2, кн. 1. С. 548-560.
19.Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2015. – 192 с.
20.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов : комплексная психологическая коррекция / А.С. Спиваковская. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 198 с.
21.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: МПСИ, 2005. – 176 с.
22.Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков / К.Д. Хломов // Социальная психология и общество. – 2016. – т. 7. – №2. – с. 109–125.
23.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога : [5 - 11кл.] / Т. А. Шишковец. - Москва : ВАКО, 2005. - 207 с.
24.Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с.