Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вопрос формирования и развития мелкой моторики сегодня очень важен: по словам В.А. Сухомлинского, "истоки способностей и талантов ребенка лежат на кончиках его пальцев".
Правильность этого утверждения невозможно отрицать. Развитие высших психических функций ребенка (восприятия, внимания, памяти, мышления, языка и воображения) начинается с движений пальцев рук, когда они становятся достаточно точными и координированными. Таким образом, мелкая моторика руки взаимодействует с высшими свойствами сознания через воспроизведение определенных движений, влияя на качество их развития.
Советские ученые (Л.А. Венгер, А.Р. Лурия Л.С. Выготский и др.) установили, что моторное развитие оказывает сильное влияние на познавательные способности детей. Было установлено, что именно "рука" производит развитие мыслительных процессов.
Мелкая моторика относится к развитию мелких мышц пальцев и способности использовать их для тонких координированных манипуляций и мелких движений. Развитие мелкой моторики связано с развитием когнитивной и эмоционально-моторной сфер психики.
Достаточная физическая активность, удовлетворение двигательных потребностей ребенка и, самое главное, способность ребенка выполнять эти движения являются одними из условий комплексного развития ребенка. Необходимо развивать как общую, так и мелкую моторику.
Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Н.А. Козленко, Е С.Г. Шевченко, М.М. Кольцова, М.М. Безруких, О.Н. Усанова, А.Н. Корнев, С.П. Ефимова, М. Монтессори, М.Н. Звонарева, и др.
Одним из наиболее эффективных способов развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность может глубоко стимулировать интерес детей, вызывать положительные эмоции, задействовать пальцы и развивать моторную координацию. Творческая работа и манипуляции с материалами естественным образом массируют биологически активные точки давления на ладонях и пальцах, что положительно влияет на общие навыки рук ребенка, включая мелкую моторику, которые важны для его здоровья и будущего обучения в школе.
С другой стороны, ряд вопросов, связанных с развитием двигательных навыков у детей с задержкой психического развития, еще не до конца решен. К таким вопросам относится, в частности, использование нетрадиционных техник рисования.
Проблема развития нетрадиционных методов рисования изучалась Т.И. Сайгановой, Е.М. Седовой, Р.Г. Казаковой, О.В. Недорезовой, В.Ю. Слепцовой, В.Н. Волчковой и др.
Несмотря на важность и актуальность проблемы, существует противоречие между необходимостью развития мелкой моторики у детей начальной школы с задержкой психического развития и недостаточным использованием нетрадиционных методов и технологий для развития этого процессе.
Выявленное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в определении эффективности и целесообразности использования нетрадиционных техник рисования с целью повышения уровня развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития».
Объект исследования: мелкая моторика детей младшего школьного возраста с ЗПР
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования, как средство развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР
Цель исследования: изучить возможности нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР
Гипотеза исследования: мы предлагаем, что развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет проходить эффективнее, если использовать нетрадиционные техники рисования.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать особенности мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР
2) Рассмотреть возможности нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР
3) Провести диагностику уровня развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР
4) Разработать коррекционную программу по развитию мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с ЗПР
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого – педагогической литература, синтез, обобщение, сравнение;
эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование.
База исследования:
Практическая значимость: разработанная коррекционная программа по использованию нетрадиционной техники рисования будет полезна педагогам и психологам для развития мелкой моторики рук младших школьников с задержкой психического развития
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, списка источников литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
1.1. Особенности мелкой моторики детей младшего школьного возраста с ЗПР
Задержка психического развития у детей - это задержка в темпах познания мира и выполнения определенных действий. Эта задержка связана с интеллектуальными и перцептивными процессами ребенка. Кроме того, наблюдается снижение устойчивости внимания. Однако во многих случаях официальный диагноз может быть поставлен только после того, как ребенок пойдет в школу.
Задержка психического развития осложняет развитие детей и их интеллекта, так как нервно-психические расстройства возникают одновременно и оказывают негативное влияние на интеллектуальное развитие ребенка.
Существует несколько способов классификации задержки психического развития, но наиболее широко используется клинико-психологическая классификация К.С. Лебединской [9, с.76]:
1.ЗПР конституционального происхождения. Исследователи отмечают, что этот тип относится к генетической предрасположенности у ребенка, которая наследуется от обоих родителей. В данном случае она наследуется, если отец или мать ребенка имеют подобный диагноз. В раннем детстве такие дети могут развиваться нормально. Лишь по мере приближения к школьному возрасту аномалии начинают давать о себе знать.
В школьном возрасте дети могут развиваться на уровне, сравнимом с четырех- или пятилетними детьми. Однако в более сознательном возрасте они могут быть неотличимы от других. При соответствующем руководстве и занятиях к 10 или 12 годам они могут быть сравнимы с детьми того же возраста.
Стоит отметить, что у таких детей часто возникают проблемы с настроением и эмоциями. Поэтому детям с конституциональной умственной отсталостью необходимо уделять первоочередное внимание нормализации в этой области.
2.ЗПР Соматогенного происхождения. Такое психологическое развитие у детей может быть результатом перенесенного в детстве заболевания. Тяжелые или частые болезни могут привести к этому расстройству. Однако это расстройство не является наследственным и может возникнуть и у совершенно здоровых родителей.
Дети, с которые перенесли тяжелыми хронические инфекции или аллергии в раннем возрасте, которые влияют на их развитие в более позднем возрасте, могут стать более утомляемыми и демонстрировать сниженную работоспособность в более старшем возрасте. Их память и концентрация также часто ухудшаются, что может привести к увеличению проблем с психическим здоровьем и беспокойству.
Они могут обладать достаточно высоким уровнем интеллекта, но иметь слабые эмоциональные способности, а также конституциональную заторможенность. Эти дети могут хорошо учиться как в школе, так и вне ее, но плохая успеваемость может сильно затруднить процесс обучения. Они отказываются усваивать информацию и часто отвлекаются на другие дела.
Такие дети часто используют свое плохое здоровье для достижения личных целей, например, избегая умственной работы в классе в периоды плохой успеваемости. Адаптация к новой среде и обществу может быть очень сложной для этой группы детей. Поэтому такие дети нуждаются в психологической и педагогической поддержке, начиная с этапа развития личности, чтобы помочь им адаптироваться к новой среде [6, с.106]:
3.ЗПР психогенного происхождения. Многие исследователи не относят этот тип к задержке развития. Часто этот тип называют "педагогической запущенностью".
Этот тип характеризуется отсутствием активности с ребенком, когда он исследует мир и формирует свою личность на ранних стадиях. Однако интеллект ребенка может быть высоким, а физическое развитие нормальным для его возраста.
У многих детей с этим диагнозом отклонение психики проявляется в более сознательном возрасте, даже если их забирают из класса и доводят до соответствующего возрасту развития.
Этот тип ЗПР может по-разному проявляться в более сознательном возрасте, так как он вызван недостатком знаний в детстве, плохим воспитанием или, наоборот, чрезмерной дисциплиной, когда ребенку ничего не нужно делать самостоятельно.
Они импульсивны, взрывчаты, психически неуравновешенны, равнодушны, апатичны и необщительны. Эти общие черты проявляются у детей, чьи родители редко бывают вместе на ранних стадиях их развития, в результате чего они отстают в воспитании.
Чрезмерная опека (гиперопека) также оказывает негативное влияние на детей. Это связано с тем, что на ранних этапах развития личности ребенка родители все делают за него.
В этом контексте личность детей развивается плохо. У них отсутствует чувство независимости, и они паникуют, когда им нужно что-то делать самостоятельно. Такие дети склонны становиться эгоистичными и корыстными.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астапова В.М. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития /Сост. и общая редакция В.М. Астаповой. - СПб.: Питер, 2001. - 384с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологические исследования / Л. И. Божович. - Издательство Питер, 2008. - 400 с.
3. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6–8 лет [Текст] : практическое пособие / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова – М. : АРКТИ, 2006. – 87
4. Власова, Т. А. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления [Текст] / Татьяна Власова– М. : Просвещение, 2010 – 150 с.
5. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.
6. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе [Текст]/ Игорь Грошенков - М, 2011. – 256
7. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования [Текст] / Галина Давыдова– М.: 2007, часть 2. – 69 с.
8. Занков, Л. В. Психология [Текст] : книга для студентов / Леонид Занков - М. : Просвещение, 2009. - 69 с.
9. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений [Текст]/ Александр Запорожец. - М., 2006. – 256 с.
10.Зимняя, И.А. Психология воспитания / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2006. – 222 с
11. Казакова, Р. Г. Изобразительная деятельность младших школьников. [Текст] / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. – М. : ТЦ Сфера, 2006 – 128 с.
12. Коноваленко, В. В. Хлоп-топ – 2: Нетрадиционные приемы коррекционной работы с детьми 6–10 лет [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Кононов– М. : ГНОМ и Д, 2004. – 123 с.
13. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / Алексей Леонтьев - 3-е изд. - М. : Издательство Московского университета, 2012. - 576с.
14. Озерецкий, Н. О., Психомоторика [Текст] / Н. О. Озерецкий, Н. И. Гуревич – М.: Просвещение, 2011 — 368 с.
15. Осипова, Л. Б., Развитие осязания и мелкой моторики [Текст]: / Лариса Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011 – 60 с.
16. Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детском возрасте / Д. Б. Эльконин. - М: Издательский центр «Академия», 2007.