Фрагмент для ознакомления
2
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1.1 Понятие, признаки и структура административно-правового режима
Понятие административно-правового режима в российской юридиче-ской науке является неоднозначным. Мы можем выделить различные точки зрения на данный термин, сопоставив которые, возможно более глубокое его понимание, а также уяснение юридической структуры административно- правового режима.
Административно-правовые режимы в РФ имеют такую специфику как формирование комплекса нормативных правовых актов специального дей-ствия. Основа этого комплекса - Конституция РФ, отражающая общие прин-ципы государственного управления в стране (принцип приоритета прав и свобод человека, принцип законности, принцип возмещения ущерба, причи-ненного публичной властью; общие принципы публичного управления — эффективность, рациональность, оперативность, экономичность и др.).
В отрасли административного права понятие отраслевого правового режима включает несколько определений: «управленческий режим», «ре-жимная организация управления», «режим государственного управления». Однако, наиболее привычным и распространенным является определение «административно-правовые режимы».
О.С. Родионов в качестве административно-правового режима опреде-ляет установленный законодательством специальный порядок регулирования определенной сферы жизнедеятельности либо ситуации. Данный порядок включает особенный комплекс правовых средств, который при помощи спе-циальных элементов (стимулирований и ограничений) создает благоприят-ные или неблагоприятные условия для реализации субъектами своих прав .
Н.В. Макарейко рассматривает административно-правовой режим как специальный порядок правового регулирования, где сочетаются различные юридические средства, направленные на создание условий для удовлетворе-ния интересов субъектов правового поля в специальных условиях .
Профессор С.С. Алексеев дает более широкое толкование администра-тивно-правовому режиму, заключающемуся в комплексе правовых средств, которые характеризуют особое сочетание взаимодействующих между собой ограничений, запретов и разрешений, а также взаимосвязей между ними, что создает особое направление регулирования .
Опираясь на вышеуказанное, нами предложено определение админи-стративно-правового режима как особого порядка правового урегулирова-ния, который закрепляет комплекс организационных и правовых средств, используемых в ходе установления специального правового состояния объ-ектов (носителей) режима, направленных на обеспечение прав и свобод дан-ных носителей, а также обеспечение их интересов.
Среди административно-правовых режимов существуют группы, кото-рые в нормах права определяются как комплексные, и по отношению к ним используют такие определения, как «особый правовой режим», «особый ре-жим», «специальный режим». Это обуславливает ряд особенностей:
1) данный институт режимов носит межотраслевой характер и включа-ет нормы из различных отраслей законодательства;
2) эти режимы регулируют различные права, обязанности и ограниче-ния субъектов режимного регулирования. Важнейшим компонентом специ-ального административно-правового режима определяют принудительные меры и ограничения, которые отражают совокупность правил, норм, уста-новленных законодательством, а также административно-организационных действий, реализуемые органами власти для обеспечения деятельности дан-ных режимов.
Говоря о понятии административно-правового режима, необходимо выделить его обязательные признаки:
- юридическое регулирование реализуется в интересах носителей режима и закреплено в законах и подзаконных актах;
- конкретное определение правового положения носителей отлича-ет их от правового положения иных субъектов права;
- в контексте режима регулируются конкретные виды обществен-ных отношений, требующие особых средств правового воздействия и ин-струментов для их реализации;
- комплекс реализуемых правовых средств обуславливает наличие специальных правил поведения внутри режима, поддерживающихся сово-купностью организационно-правовых мер и подтверждающихся интересами государства и волей законодателей;
- правила, действующие внутри определенного административно- правового режима формируют определенную модель поведения, разрешения и ограничения участников данных режимов, устанавливают систему гаран-тий выполнения обязанностей и норм, а также устранений потенциальных нарушений.
Вместе с признаками важно необходимо определить структуру и со-держание режима, которые включают в себя:
- нормативную основу;
- систему правил поведения внутри режима;
- субъекты и объекты режима;
- правовой статус носителей режима;
- систему гарантий обеспечения прав субъектов режима и реализа-ции специальных действий;
- ответственность за нарушение правил во время функционирова-ния конкретного административно-правового режима.
По отношению к структуре административно-правового режима можно определить следующее:
Содержание. Отношения, регулируемые внутри определенных отрас-лей государственного управления, а также в особых ситуациях, которые не регулируются обычным административным законодательством.
Субъект. Люди, учреждения и организации, задействованные в функ-ционировании данного режима.
Предмет. Особенностью административно-правового регулирования внутри режима является наличие специфического предмета — особой груп-пы общественных отношений, возникающих, реализующихся и прекращаю-щихся в отрасли государственного управления.
Средства. Специальные административно-правовые нормы, админи-стративно-правовые отношения.
Цель. Возникновение специальных административно-правовых отно-шений, возникающих в различных отраслях жизнедеятельности (чрезвычай-ные ситуации, безопасность, общественный порядок и пр.). Данные отноше-ния содержат права, обязанности и ответственность их субъектов.
Ряд российских авторов предлагает ввести в структуру административ-но- правового режима «правосознание и законность» (Л.Л. Попов), «право-сознание и правовую культуру» (А.А. Долгополов) . Однако, А.П. Шергин отмечает, что и правовая культура, и правосознание, являются внутренними интеллектуальными составляющими и поэтому не могут быть регуляторами общественных отношений .
По мнению А. Ф. Ноздрачева в структуру специального администра-тивного режима необходимо включить режимные мероприятия, которые ре-ализуются уполномоченными субъектами данных режимов: штабов, подраз-делений, центров, наблюдательных советов и др. Основу их функциониро-вания составляет предупреждение отклонений от специального порядка дея-тельности, определение причин и факторов, которые могут нанести вред ин-тересам и правам субъектов режима, предотвращение и пресечение действий лиц, которые совершают нарушения режимных требований.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29.05.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
3. О закрытом административно-территориальном образовании: За-кон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 (ред. от 15.04.2022) // Российская газета. 1992. 26 августа.
Литература
4. Габдрахманова Р.А. Особенности организации местного само-управление в закрытых административно-территориальных образованиях // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 25-2. С. 125 - 130.
5. Гаман В.В. Актуальные проблемы правового регулирования ре-жима закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) // Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития. Материалы Круглого стола. Симферополь, 2020. С. 95-99.
6. Долгополов А. А. Предмет правового регулирования админи-стративно-правовых режимов // Научный портал МВД России. 2011. №4. С. 54-59.
7. Евграфова В.А. Особенности местного самоуправления в ЗАТО // Вестник современных исследований. 2019. № 1.4 (28). С. 29-31.
8. Зиборов О. В. К вопросу о понятии и признаках административ-но-правовых режимов // Общество и право. 2014. №4 С. 50-54.
9. Керамова С. Н., Абдуллаев М. М. Вопросы правового регулиро-вания административно-правовых режимов в России // Закон и право. 2019. №2. С. 21-29.
10. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / В.О. Лучин [и др.]. М. : ЮНИТИ—ДАНА, 2018. 672 с.
11. Кулимбетова Е.Д. Организационные вопросы местного само-управления в закрытом административно-территориальном образовании // Вопросы российской юстиции. 2019. № 4. С. 74-80.
12. Макарейко Н.В. Административное право. М., 2004. 544 с.
13. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция» / под ред. А.С. Пруднико-ва, Д.С. Белявского. М.: Юнити — Дана, Закон и право, 2017. 399 с.
14. Ноздрачев А.Ф. Современное содержание понятия «Администра-тивно-правовой режим» // Журнал российского права. 2017. №2 (242). С. 23-28.
15. Панькин А. А. Административно-правовые режимы в Российской Федерации : учебно-методическое пособие. Ставрополь : Параграф, 2023. 233 с.
16. Певцова ЕА Муниципальное право. М.: Юстиция, 2018. 208 с.
17. Петряев П.Н. Актуальные вопросы правового статуса местных органов власти закрытых административно-территориальных образований // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 12. С. 46-49.
18. Погодина О.Н. Особенности правового режима закрытых адми-нистративно-территориальных образований в Российской Федерации // В сборнике: Развитие современной науки : теоретические и прикладные аспек-ты. Cборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Под общ. ред. Т.М. Сигитова. Пермь, 2017. С. 86-88.
19. Потапова Е.А. Особенности местного самоуправления в закры-тых административно-территориальных образованиях / Е.А. Потапова, Е.А. Артамонова // Вопросы современной юриспруденции. 2017. № 1(63). С. 54 - 58.