Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность.
В наши дни спорт, способствуя гармоничному развитию духа и тела человека, является составной частью культуры современного общества, в связи с чем представляется как популярное, сложное, многозначное и противоречивое социальное явление. Общественная значимость спорта, интерес к нему, который вызван непредсказуемостью результатов, постоянной интригой и динамикой, делают спорт привлекательным для освещения его проблем представителями СМИ, для репортажей о наиболее важных спортивных событиях.
Сегодня спортивная сфера играет большую роль в современной журналистике. Возрастание роли именно спортивной медиакоммуникации связано с проведением в нашей стране серьезных спортивных соревнований. Исследования спортивной медиакоммуникации связаны с выявлением наиболее продуктивных моделей СМИ, которые направлены на максимально эффективное освещение событий разных по статусу и объему.
Мы солидарны с исследователем в сфере спортивной журналистики Е.А. Войтик, которая в своей статье «К пониманию сузности «спортивного информационного пространства» пишет: «Информационное поле есть совокупность свойств объектов и процессов, протекающих во внешней или внутренней среде в сфере спорта, где определяющим фактором становится содержание спортивной информации. В его рамках происходит перерастание спортивной информации в медиатекст, в котором фрагментально раскрывается не только спортивная деятельность, отражающаяся в смыслах взаимодействия между субъектами профессиональной спортивной деятельности, сущности и характеристик спортивных практик, а также представление происходящих общественных, социальных, политических процессов в социуме» .
Целью данной работы является рассмотрение новейших медиаформатов в освещении спортивных мероприятий.
Задачи:
- описать роль освещения спортивных мероприятий в обществе;
- изучить имиджевую функцию освещения спортивных мероприятий ;
- рассмотреть основные медиаформаты освещения спортивных мероприятий в России;
- проанализировать медиа в спортивных мероприятиях;
- описать дистанционные технологии при организации и проведении спортивных соревнований;
- изучить специфику проведения Европейских игр-2015 г.: новые медиаформаты освещения;
- изучить вопрос создания зрелищности спортивных событий.
Объект исследования – спортивная журналистика. Предмет исследования - новейшие медиаформаты в освещении спортивных мероприятий.
Степень изученности темы. В настоящее время все виды (печатные, электронные, ТВ, радио) СМИ организуют передачу информации о спортивных событиях, спортсменах, клубах, спортивных достижениях определенной территории (страны, региона, города). Анализ работ А. А. Ивановой , Т. И. Тумасян, Э. В. Маркина показал, что к функциям СМИ, освещающих спортивно-физкультурную тематику, относятся: пропаганда важности физических нагрузок в жизни человека; демонстрация потрясающих возможностей человека в покорении спортивных вершин; популяризация того или иного вида спорта; привлечение новых общественных групп («фанатов») к массовым спортивным событиям; формирование привлекательных образов звезд большого спорта; патриотическое воспитание молодежи на примере ведущих отечественных атлетов, поскольку «спорт высоких достижений будоражит, рождает мечты, зовет к подражанию, способствует воспитанию патриотизма» . В полном объеме эти функции выполняют специализированные спортивные издания, а Интернет является важнейшим каналом спортивной информации.
Глава 1 Теоретические основы спортивной журналистики и медиаформатов при освещении спортивных мероприятий
1.1 Роль освещения спортивных мероприятий в обществе. Спортивная журналистика и ее современное развитие
В современном мире человек уже не мыслит себя без информационного пространства, где он черпает значительную часть разного рода информации, большая часть которой состоит из визуальных образов, символов, знаков (свыше 90% всей информации об окружающем внешнем мире обеспечивает зрительное восприятие).
Активное распространение визуальной культуры непосредственно связано с таким важным социокультурным фактором, как тотальная медиатизация. Масс-медиа не только, определенным образом формируют и моделируют повседневную жизнь человека и общества в целом, но и влияют на осмысление происходящих событий. На фоне происходящей экспансии средств массовой информации, на передний план выходят новые медиа, создающие новые способы коммуникации и влияния на аудиторию.
Интернет становится популярнее телевидения, сообщают «Ведомости» со ссылкой на данные исследовательской компании Mediascope. Каждый день в интернет в России заходит около 75% жителей крупных городов, а телевизор смотрят 70,4% горожан.
Такой расклад вполне закономерен, потому, что негласно, медиасфера давно уже поделена по принципу предпочтений: молодое поколение выбирает – новые медиа, а старшее – традиционные. Огромную долю медиапространства занимает тема спорта, который приобрел такую социальную значимость, какой не имел никогда в историческом прошлом. В настоящий момент, спорт представляет собой многослойное и неоднородное явление как по характеру удовлетворения потребностей зрительской аудитории, так и по способам его репрезентации, вследствие чего, отображение спорта определяется все более возрастающим интересом к синтетическому воспроизводству спортивно-зрелищных мероприятий, в которых визуализация является главным условием популярности.
Физическая культура и спорт – неотъемлемая часть культуры, а организация спортивной жизни страны. Одним из условий популярности занятий физической культурой и спортом, особенно среди молодежи, является освещение спортивной тематики в СМИ и сетевых медиа .
Физическая культура направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека. Это сложное и многогранное социальное явление, выражающееся в деятельности человека по «возделыванию» своей собственной природы, развитию и реализации заложенных в ней психофизических способностей.
Если физическая культура доступна всем, то спорт высших достижений – это профессиональная деятельность людей, обладающих особыми физическими и личностными характеристиками. Спортивные соревнования с античных времен помимо прочих смыслов являются развлекательным шоу для зрителей, называемых «болельщиками». У зрительской аудитории спортивные шоу вызывают положительные чувства и эмоции. Это, например, гордость за город (страну) в случае победы местного спортсмена или национальной команды. Это чувство единения болельщиков на трибунах стадионов и в спортивных барах в ходе трансляций соревнований. Это острые ощущения от переживания рисков экстремальных видов спорта и эстетическое наслаждение от созерцания гармонии и физического совершенства атлетов тех видов спорта, где есть арт-составляющая спортивного шоу в виде музыки, ярких костюмов и грима спортсменов (художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание и др.).
Проведение масштабных спортивных соревнований – это привилегия больших городов, которые, как правило, обладают значительной спортивной инфраструктурой, включающей спортивные сооружения и площадки для определенных видов спорта; профессиональные спортивные клубы; спортивные школы для детей и юношества, специализированные образовательные организации, готовящие тренерские и управленческие кадры для спорта высших достижений; секции для детей и взрослых; коммерческие структуры, организующие спортивные шоу и массовые мероприятия; и наконец, фитнес-центры, реализующие на абонементной основе различные спортивно-оздоровительные программы для широких слоев населения. Наличие такого рода инфраструктуры создает благоприятные условия для занятий физической культурой и интересной жизни горожан, насыщенной спортивными событиями.
Спортивная тематика находится в центре внимания спортивной журналистики. Спортивная журналистика имеет особую, специфическую аудиторию, именуемую любителями спорта. Данную аудиторию можно разделить, как минимум, на три части: специалисты, непосредственно занятые по роду профессиональной деятельности в спортивной индустрии, пассивные болельщики и активные болельщики (фанаты).
Развитие спортивных интернет-медиа началось в середине 1990-х гг., их растущая популярность определила и быстрое развитие спортивной журналистики. Этому способствовало увеличениие пользователей Интернета – в современной России их число составляет более 70% населения – и доступность соответствующих технологий: усовершенствование планшетов, смартфонов и портативной техники.
Спортивные интернет-СМИ можно классифицировать по нескольким признакам. Основным считается тематический аспект, по которому спортивные интернет-медиа делятся на: универсальные – издания, освещающие все виды спорта (Sovsport.ru, Championat.com, Sports.ru). В российской спортивной интернет-журналистике это самая многочисленная группа изданий; узкоспециализированные – СМИ, посвященные отдельным видам спорта (Allhockey.ru, Soccer.ru, Allboxing.ru). Бывает и более глубокая специализация: например, посвященная российскому футболу (Rusfootball.info); интегрированные (рубрики) в общественно-политических/деловых/экономических изданиях (раздел «Спорт» на порталах – KP.RU, Kommersant.ru, Lenta.ru). Именно последний вид спортивных медиа наиболее распространен и призван оперативно освещать предстоящие спортивные события и результаты недавно завершившихся соревнований и праздников.
Постоянные рубрики, тематические разделы и полосы на тему физической активности населения, по мнению А. Н. Гришаниной, выполняют следующие функции: идеологическую (пропаганда здорового образа жизни); аксиологическую (все формы трансляций событий нацелены на формирование здорового образа жизни как ценности); интеграционную (объявления или репортажи о проводимых соревнованиях объединяют людей); просветительскую; функцию культурной памяти (информирование о соревнованиях, связанных с памятными датами) .
Большинство пунктов этого списка еще раз доказывает, что журналистике присуща культуроформирующая функция. Спортивная журналистика, в частности, через разнообразные форматы современных медиа участвует в пропаганде и распространении в обществе таких культурных ценностей, как ценность здоровья, ценность физического совершенства человеческого тела, ценность силы воли, ценность успеха, ценность первенства за которым всегда стоит многолетний труд, буквально пот и кровь, а также высокая мотивация к преодолению трудностей на пути к победе.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Березовчук Л. Зрелищность в кино (к вопросу о содержании понятия) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinozapiski.ru/data/home/articles/attache/139-180.pdf (дата обращения: 09.06.2023).
2) Борисов Д., "Люблю экстренные эфиры: выплеск адреналина силен настолько, что ты как будто перерождаешься" // Журналист. — 2020. — N 6. — С. 52-60
3) Бушнева В.Д., Косенко В.Ю. Влияние инновационных технологий на развитие профессионального спорта в XXI веке//ШАГ В НАУКУ. Сборник статей по материалам V научно-практической конференции молодых ученых (III всероссийской). Москва, 2022. С. 103-107
4) Войтик, Е. А. Спортивная медиакоммуникация в России: эволюция и современное состояние: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. – Санкт-Петербург, 2014.
5) Гришанина А. Н. Спорт для всех: медийные ресурсы в продвижении спортивно-массовых мероприятий // Теория и практика физической культуры. 2016. No 8. С. 59–61.
6) Ефремова Т. В. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М. : Русский язык, 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://www.efremova.info/ (дата обращения: 09.06.2023).
7) Зыков И. А., Голубева Т. Б. Световая инсталляция как инструмент создания зрелищности спортивного мероприятия// Актуальные проблемы физической культуры и спорта в образовательных организациях : материалы всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием (Екатеринбург, 11 дек. 2015 г.) / под общ. ред. Н. Б. Серовой ; отв. за вып. Д. Ю. Нархов. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 180-185
8) Иванова А. А., Тумасян Т. И. Анализ существующих медиаформатов освещения результатов спортивно-массовых мероприятий и спорта высших достижений // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: сборник материалов XXI Всерос. науч.-практ. конф. Ростов-наДону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2018. С. 81–84.
9) Князева В. С. Освещение спортивной жизни города: функциональный анализ современных спортивных медиа// Культурные индустрии в пространстве открытого города : материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Екатеринбург, 24–25 нояб. 2022 г.) / сост. и науч. ред. А. А. Пронин. – Электрон. текст. дан. (15,8 Мб). – Екатеринбург : Екатеринбургская академия современного искусства, 2022. С. 205-210
10) Костиков В. Ю. Особенности жанровых моделей в сетевых ресурсах спорта//ПРОБЛЕМЫ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ. Материалы международной научно-практической конференции исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью. Том Часть I. Под общей редакцией В.В. Тулупова. 2019. С. 84-86
11) Маркин Э. В. Социальная значимость спорта в жизни человека // Актуальные вопросы профессиональной ориентации сельских школьников в современных условиях развития агробизнеса: сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф., Орел, 2017. С. 171–176.
12) Могилевская Т. Е., Гареев Д. Р., Чукавин В. О. Дистанционные технологии при организации и проведении спортивных соревнований// Современные тенденции развития образовательных технологий в аграрном вузе : материалы Всероссийской учебно-методической конференции (Екатеринбург, 26 ноября 2021 года) / Под общ. ред. О. П. Неверовой, А. В. Ручкина. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ГАУ, 2021. С. 324-328
13) Ожегов С. Н. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL:http://www.ozhegov.org/ alfabet/z38.shtml (дата обращения: 09.06.2023).
14) Протасова Н.В. Новые тенденции освещения Олимпийских игр в медийном пространстве//СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ, СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. Материалы Межкафедральной научно-практической конференции. 2020. С. 130-133
15) Пучкина И. Ю. Особенности освещения первых европейских игр сетевыми СМИ// МАТЕРИАЛЫ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА. 2017. № 1. С. 142
16) Савельева О. В., Ляховская Ю. М. Спортивная сфера в условиях пандемии коронавируса: наиболее успешные решения дистанционной системы занятий спортом // Вопросы студенческой науки. 2020. No 5 (45). С. 301–307.
17) Huntington H. E. Pepper spray cop and the American dream: Using synecdoche and metaphor to unlock internet memes’ visual political rhetoric // Communication Studies. 2016. № 67 (1). Р. 77-80