Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Модернизация российского образования осуществляется с целью обеспечения нового качества, которое обеспечивало бы актуальные запросы современного общества. В рамках требований ФГОС образовательный процесс ориентируется на новые результаты образования. Процесс учения сегодня, подразумевает, прежде всего, процесс развития личности обучающегося.
Сегодня школьнику необходимо демонстрировать обретение в образовательном процессе духовно-нравственного и социального опыта. В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе и в инновационной педагогической деятельности современных образовательных технологий и методик, которые позволяют формировать абстрактно – логическое мышление школьников. Именно это необходимо решать при внедрении в образовательный процесс инновационных образовательных технологий. История относится к гуманитарным предметам, которые требуют умений и навыков работы с большими объемами информации, в том числе с текстами различного характера. Перед каждым педагогом сегодня стоит задача научить учеников правильно работать с информацией и различными информационными источниками, которые служат средством развития мышления школьников.
Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий. В настоящее время педагогические образовательные технологии всё больше и чаще применяются в образовательной практике. Технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса.
Игровые технологии повышают творческую активность и развивают познавательные способности и мышление школьников. При усвоении и закреплении информации на уроке, эмоциональные действия игры активизируют психические процессы школьников. Наличие активности и самостоятельности школьников на уроке - есть важнейший показатель плодотворности технологичной работы педагога. Ученик сегодня не должен быть пассивным объектом воздействия. Он должен самостоятельно находить нужную информацию, обмениваться мнением с одноклассниками и педагогами, участвовать в дискуссиях, находить подходящие аргументы и др. Словом, он должен выполнять все те учебные действия, которые регламентированы требованиями современных ФГОС ООО. Всё это также относится к образовательной области истории. Современные образовательные технологии позволяют сформировать социально – активную инициативную творческую личность, развивая при этом её природные задатки и индивидуальность.
Цель работы: изучить и обосновать процесс формирования абстрактно – логического мышления на уроках истории в 5 классе.
Объект исследования: процесс формирования абстрактно – логического мышления на уроках истории.
Предмет исследования: актуальные методики, используемые на уроках по истории в средней школе, с целью формирования абстрактно – логического мышления школьников.
Задачи:
1. Проанализировать понятие абстрактно – логическое мышление школьников.
2. Рассмотреть особенности преподавания курса истории в 5 классе.
3. Предложить приёмы и методы формирования абстрактно – логического мышления на уроках истории в 5 классе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования абстрактно – логического мышления на уроках истории в 5 классе
1.1. Анализ понятия абстрактно – логическое мышление школьников
Современная образовательная среда функционирует в условиях требований ФГОС. В современной школе актуальны не только знания, умения и навыки по различным учебным предметам, как это было в традиционной образовательной модели. Речь не идёт о том, что предметные знания, умения и навыки (ЗУН) сегодня не актуальны. Они были и остаются одним из важнейших образовательных результатов в учебно – воспитательном процессе. Тем не менее, в системно - деятельностном подходе, который регламентирует сегодня ФГОС, требования предъявляют к трём видам образовательных результов:
1. Предметному.
2. Метапредметному.
3. Личностному.
Здесь можно отметить, что знания, умения и навыки по любому предмету входят в группу предметных результатов. Что касается метапредметного и личностного результатов – это относится к тем индивидуальным личностным результатам, которые должен демонстрировать каждый обучающийся на любой из образовательных ступеней. В связи с этим, можно говорить о том, что в школе сегодня актуально не только усвоение учащимися определенной суммы знаний. Актуально в целом развитие личности, а также развитие ее познавательных и созидательных способностей. Достичь этой цели можно при формировании абстрактно – логического мышления учеников [13].
Под абстрактно – логическим мышлением понимают разновидность мыслительного действия, реализуемого за счет проведения логических операций с теоретическими понятиями и категориями. Абстрактно – логическое мышление опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. Мыслительные операции при абстрактно – логическом мышлении осуществляются при работе с новой информацией, которая даёт нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Это такой вид мышления, который позволяет формировать абстрактные понятия и оперировать ими в самых разнообразных областях науки. При абстрактном мышлении человек выходит за рамки привычной системы координат и правил мировосприятия. Оно абстрагируется от внешней действительности концентрируется на восприятии мысли или идеи, что и позволяет активизироваться мыслительным процессам человека. прежде всего – это работа с информацией и её последующим анализом. Абстрактно-логическое мышление применяется в логике, физике, астрономии и других точных науках, где нужно уметь измерять, считать, вычислять, объединять элементы в одну группу. Этот тип мышления также важен при изучении гуманитарного цикла наук и необходимо психологам, философам, писателям [22].
Школьники должны сегодня правильно оценивать любую полученную информацию и самостоятельно находить эффективные способы её использования. Работа школьников с различного рода текстами значительно повышает продуктивность работы учащихся на уроке. Причём в данном случае не принципиально, какой именно это урок и является ли содержание текста предметного или иного характера. На практике тенденция наблюдается иная. Современные школьники читают и размышляют все меньше и соответственно меньше имеют возможности грамотно анализировать читаемые тексты. Иногда они с трудом понимают смысл прочитанного, не говоря про анализ текста. Но именно эти навыки и компетенции необходимы для того, чтобы уметь самостоятельно определить значимость и ценность любого текста. Здесь очевидно, что без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с контрольными заданиями любого уровня сложности. Исследования специалистов в этой области позволили сделать некоторые выводы:
1. Школьники не умеют работать с информацией. У них не получается сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать и др., что является основой абстрактно – логического мышления
2. Ученики с трудом анализируют какую - либо описанную предметную ситуацию.
3. Малый процент школьников обладает навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах, схемах, диаграммах, графиках, таблицах и др.
4. Малый процент школьников способен извлекать из неадаптированных оригинальных текстов, философских, научно-популярных, публицистических, художественных знания по заданным темам.
5. У школьников отсутствует навык целостного анализа информации и др.
Нельзя говорить о том, что эта тенденция безнадёжна. Были и остаются ученики, которые демонстрируют эти компетенции достаточно ярко и продуктивно, но это не самая большая часть современных учеников. На самом деле, при работе с текстовым материалом у школьников должен формироваться комплекс умений и навыков, который связан с анализом и пониманием текстов. Акцент в формировании мышления должен быть сделан при работе с первозданными текстами. Именно оригинальные тексты формируют у школьников информационную компетентность и функциональную грамотность. Под информационной компетентностью будем понимать овладение школьниками определенным набором способов деятельности по отношению к различным источникам информации. Сюда войдёт планирование информационного поиска и извлечение первичной и вторичной информации [14].
Под грамотностью чтения необходимо понимать способность к восприятию субъектом устных и письменных текстов и соответствующей рефлексии. Далее речь пойдёт о нахождении в тексте нужной информации, заданной в явном или неявном виде, понимание письменных текстов и их интерпретация, далее должна идти оценка текста. Многие учителя практики работают в этом направлении и в части гуманитарных дисциплин они используют инструментарий подобного рода. Под инструментарием можно понимать разработанный комплекс практико - ориентированных заданий по предмету различного уровня сложности и понимания. Это могут быть наборы текстов соответствующего содержания, которые позволят обеспечить ученика необходимым набором способов деятельности непосредственно с текстовым материалом.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000. – 624 с.
2. Алексашкина, Л.Н., Учебные проекты по истории в основной школе [Текст] / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – М.: Просвещение, 2017. – No 10. – С. 23-29.
3. Алексашкина, Л Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе [Текст] / Л. Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - М.: Просвещение, 2015. - No 9. - С. 10-20.
4. Актуальность использования технологии развития критического мышления в учебном процессе [Электронный ресурс]. - http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98677058 (дата обращения: 01.06.2023).
5. Анисимова, Н.П. Психологический анализ урока в контексте образовательных стандартов нового поколения [Текст] /Н.П. Анисимова // - Я.: 2013. – No 3. – С. 229–234.
6. Бирюков, С.А. Работа с архивными документами на уроках истории. [Текст] / С.А. Бирюков //Преподавание истории в школе. – М.: Просвещение, 2015. – No 5. – С. 16-23.
7. Бернадский, В.Н. Методика преподавания истории в школе [Текст] / В.Н. Бернадский. - М., 2007. - 216 с.
8. Байбородова, Л.В. Образовательные технологии [Текст] / Л.В. Байбородова. - Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с.
9. Бутенко, А.В. Критическое мышление [Текст] / А.В. Бутенко. - Метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
10. Возрастные особенности среднего школьного возраста [Электронный ресурс]. -http://www.ulsu.ru/com/schools/opalihin/jfuekld/cbkliy/dmdljy/(дата обращения: 01.06.2023).
11. Варенников, Я.М. Воспитывать культуру критического мышления [Текст] / Я.М. Варенников. - Высшее образование в России.- 2001. - No 6. – С. 140-141.
12. Вейдт, В.П. Изменение технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС [Текст]/ В.П. Вейдт // Сборник методических рекомендаций. – К.: Изд-во Калининградского областного института развития образования,2017.-No61. – 272 с.
13. Вяземский, Е.Е. Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов. [Текст]/ Е.Е. Вяземский., О.Ю. Стрелова., Ю.Ю. Сергеева.// Преподавание истории в школе. - Н.: Изд-во Нижневартовского гос. Университета, - 2014. – 107 с.
14. Голиков, А.Г. Методика работы с историческими источниками [Текст]/ А. Г. Голиков, Т. А. Круглова.// Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «История». – М.: Академия, 2014. – 223 с.
15. Горохова, О.А. Использование творческих заданий на уроках практикующего учителя истории [Текст] /О.А. Горохова // Преподавание истории в школе. – М.: Просвещение, 2015. – No 3. – С. 11–14.
16. Гевуркова, Е.А. Формирование метапредметных умений работать с источниками в курсах истории. [Текст]/ Е.А. Гевуркова., Е.А. Крючкова // Преподавание истории и обществознания в школе. - М., 2016. No 7. – С. 33-40.
17. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития [Текст]/ И.О. Загашев. - Пособие для учителя – СПб; Альянс Дельта. - 2003. – 192 с.
18. Загашеев, И.О. Учим детей мыслить критически [Текст] / И.О. Загашеев. - СПб., 2003. – 192 с.
19. Заир – Бек, С. Развитие критического мышления на уроке [Текст] / С. Заир-Бек. - Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2011. – 223 с.
20. Заир-Бек, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приёмы [Текст] / С. Заир-Бек. - Директор школы. – 2005. - No4. – с. 66-72.
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. – 382 с.
22. Клустер, Д. Критическое мышление и новые виды грамотности [Текст] / Д. Клаустер. - Учебник/ Д. Клустер. – М.: ЦГЛ, 2005. – 80с.
23. Пиаже, Ж. Моральное суждение у ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М.; АК, 2006. – 480 с.
24. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. - Учебное пособие. – М. - Академия, 2003. – 272 с.
25. Хоруженко, Е.Г. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах / Е. Г. Хоруженко. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12939/ (дата обращения: 01.06.2023).