Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня особое значение отводится проблемам, которые связаны с эмоциональной сферой человека. Эмоции представляют собой мотивационную основу сознания и языкового поведения. Люди в процессе коммуникации не могут обходиться без эмоций. Эмоции неразрывно связаны с языком, их изучение целесообразно посредством языка, и именно язык становится инструментом исследования эмоций. Именно этот факт обусловил то, что эмоции – объект изучения не только философии и психологии, но и лингвистики.
Художественный текст преимущественно соотносится с миром эмоций и чувств человека. Автор литературного произведения стремится передать эмоциональные ситуации, отражая в тексте вербальное и невербальное эмоциональное поведение, применяя различные средства и способы трансляции эмоционального состояния человека.
Эмоция представляет собой общий термин для наименования любого из перечня субъективно испытываемых, аффективно нагруженных состояний. Эмоциональные состояния, как правило, подвергаются анализу как острые. Для них свойственно относительно непродолжительное возбуждение и стремление действовать.
Семантическое поле представляет собой совокупность явлений или сфера действительности, которая имеет в языке соответствие в форме тематически объединенной группы лексем. Отметим, что оно представляет собой совокупность слов и выражений, которые обозначают тематический ряд и покрывают обозначенную зону значений.
Творчество Веры Полозковой оказало огромное огромное влияние на развитие женской лирики в контексте отечественной литературы. Ее лирическая героиня воплощает образ современной женщины, которая решает злободневные проблемы, при этом оставаясь женщиной, находящейся в поиске надежного мужского плеча. Эмоциональный диапазон ее лирической героини широк и многослоен, что отражено в лирическом сборнике «Фотосинтез», написанный в 2008 году. Любовь в «Фотосинтезе», втором по счету сборнике, все также остается печальной и безответной. Синонимы любви в «Фотосинтезе» - это разлука и расставание
Актуальность темы исследования определяется тем, что творчество Веры Полозковой не имеет системного исследования, которое могло бы отразить характерные для ее поэзии художественные особенности. Ее творчество сумело выделиться среди огромной массы интернет-поэтов и сохранить на длительное время свою популярность.
Теоретическая база исследования представлена работами авторитетных ученых, которые специализировались на изучении лексического выражения эмоций, в том числе работы В.И. Шаховского, М.А. Бурякова, В.Л. Каракчиевой, Т.А. Муллиновой, Л.Г. Бабенко, C.B. Ионовой.
Материалом для исследования являются стихотворения из сборника В. Полозковой «Фотосинтез».
Научная новизна работы заключается в попытке систематизировать языковые средства, относящиеся лексико-семантическому полю «эмоции» в контексте лирического сборника «Фотосинтез».
Объект исследования – семантическое поле эмоционального состояния человека. Предмет исследования – лексическая единица, которая входит в семантическое поле эмоционального состояния человека.
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и описать лексические средства трансляции эмоционального состояния в лирическом тексте В.Полозковой (на примере сборника «Фотосинтез»).
Цель обусловила следующие задачи:
-рассмотреть функциональный потенциал эмоции;
-рассмотреть семантическое поле как филологическую категорию; - выявить и описать вербальные средства выражения эмоции (на материале сборника стихотворения В.Полозковой «Фотосинтез»)
-провести анализ семантического поля на примере стихотворения «…».
Теоретическая значимость заключается в изучении и дальнейшем исследовании семантического поля «Эмоция» в стихотворном тексте. Данная работа способствует внесению новых нюансов в рассмотрение семантического поля человеческих эмоций и способствует расширению представлений об эмоции как средстве реализации коммуникативных целеустановок личности.
Практическая значимость состоит в том, что результаты данной работы могут применяться в рамках преподавания русского языка как иностранного: при лингвистическом анализе художественного текста в аспекте русского языка как иностранного и обучении языковым средствам выражения эмоций.
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭМОЦИИ И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛ
1.1. Функциональный потенциал эмоции
Эмоции представляют собой особый вид психологических состояний человека, как правило, эмоциональное проявление может принимать форму переживания, ощущения, настроений, чувств. Большинство психических состояний и процессов сопровождается эмоциями, которые выражены в определенной мере и форме. Основополагающая роль эмоций состоит в установлении определенной связи между объективной реальностью и оценочным восприятием человека. Рассмотрим несколько дефиниций к понятию.
«Эмоция представляет собой душевное переживание, чувство человека», согласно Толковому словарю русского языка. Благодаря ей возможно ориентироваться в окружающей реальности, можно подвергать оценке предметы и явления.
Сам термин в русский язык пришел от латинского слова, emovere, что означает «двигать, возбуждать, подбадривать или волновать'. Современное применение предполагает два вида:
1. Общий термин для наименования всякого из порядка индивидуального испытываемых, аффективно заваленного состояния. То, что имеется в виду, например, любовь, страх, ненависть, ужас и т.д. называются эмоциями.
2. Наименование области научного исследования, которое занимается различными факторами, которые относятся к окружающей среде, физиологии и познанию и лежащими в основе этих субъективных переживаний, согласно информации, представленной в Большом толковом психологическом словаре.
Как полагают многие лингвисты, эмоция – это отношение между людьми и его окружающим миром, в большей степени психологическое переживание. Согласно Ноженко, термин «эмоции» целесообразно применять для «обозначения психических процессов переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности» [Ноженко, с. 32].
В.И. Шаховский предлагает аналогичную дефиницию эмоции. По его мнению, эмоции, в качестве одной из форм трансляции мира, «отражают не предметы и явления реального мира, а отношения человека к предметам и явлениям», то есть, не свойства предметов и явлений, а их значения для жизни человека. Эмоции представляют собой способ оценки того или иного значения для определённой личности и через нее - информацией о состоянии внутреннего я, его сознания и психики [Шаховский, с. 24].
Например, В.И. Жельвис утверждает, что эмоции – это «такой метод взаимоотношения мужа к опоясывающему миру и себе самому, выражающийся в виде непосредственного переживания. А такое переживание отражает значимость для человека воздействующих на него явлений и фактов». Эмоциональный мир являет собой неотделимую часть человеческой психологии. [Жельвис, с. 8]
В сопоставлении мнения Жельвиса с позицией Шаховского, можно отметить, что Шаховский полагает, что эмоция –это форма отражения внутреннего состояния человека, а Жельвис подчеркивает, что эмоция- это способ выражения. В рамках нашего исследования мы рассматриваем эмоции в качестве формы отражения человеческой психологической деятельности, как способ выражения внутреннего мира человека.
В контексте психологической науки понятия «эмоция» и «чувство» противопоставлены. Эмоции рассматривают как более примитивные и элементарные, первичные, непродолжительные отправные психические проявления, своеобразные реакции на определенные события, оценку. По итогу, эмоции объединяют в себе особый класс психических процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами, отраженные в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость влияющих на человека явлений и ситуаций для реализации его жизнедеятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов В.П. Семантические поля русского языка - М.: Краснодар: Акад. пед. и соц. наук РФ, Кубан. гос. ун-т, 2003. - 338 с.
2. Абрамов В.П. Синтагматика семантического поля. - Ростов-на-Дону, 1992.
3. Анохин П.К. Эмоции, «Психология эмоций». Тексты: Состав: Ю.Б.Гиппенрейтер и В.К.Вилюнас. - Москва: Изд-во МГУ, 1984.
4. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 1. Лексическая семантика. - М., 1995.
5. Балли Ш. Французская стилистика: Пер. с фр. / Под ред. Е.Г. Эткинда. Изд. 3-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 392 с
6. Буянова Л.Ю., Эмотивность и эмоциогенность языка: механизмы экспликации и концептуализации / Буянова Л.Ю., Нечай Ю.П.; М-во образования и науки Российской Федерации, Кубанский гос. ун-т. - Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2006. - 277 с.
7. Вайсгербер Й. Л. Родной язык и формирование духа / Й. Л. Вайсгербер – М.: Едиториал УРСС, 2004. - 232 с.
8. Васильев Л. М. Теория семантических полей / Л. М. Васильев // Вопросы языкознания. – 1971. – № 5. – С. 105 – 113
9. Городецкий Б. Ю. К проблеме семантической типологии / Изд-во Ленинградского ун-та, 1969. – 564 с.
10. Жельвис В.И. Эмотивный аспект речи: психолингвистическая интерпретация речевого воздействия: учеб. пособие / В.И. Жельвис; Ленинградский гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена, Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. 1990. - 81 с.
11. Караулов Ю. Н. Общая и русская идеография / Ю. Н. Караулов. М. : Наука, 1976. – 356 с. 5. Караулов Ю. Н. Структура лексико-семантического поля / Ю. Н. Караулов // Филологические науки. – 1972. – №1. – С.57 – 68
12. Кузнецова Э. В. Итоги и перспективы семантической классификации русских глаголов / Э. В. Кузнецова // Семантические классы русских глаголов. – Свердловск, 1982. – С. 3 – 7.
13. Крутецкий В.А. Психология : [Учебник для пед. уч-щ]. - М : Просвещение, 1980. - 352 с.
14. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1989. - 216 с.
15. Малый академический словарь / Ред.: А. П. Евгеньева, М., 1957—1960 ( АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп.
16. Муллинова Т.А. Эмотивная лексика в художественном текст: функционально-семантический аспект (на материале романов А. Белого «Котик Летаев» «Крещеный китаец»): Автореф. дис. на соискание ученой степени к. филол. н - Краснодар, 2004. - 19 с.
17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 910 с.
18. Остринская Н.Н. Некоторые особенности выражения эмоций в художественном тексте // Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике. - Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 2013. - С. 298-303.
19. Полозкова В. Стихи из онлайн (2013-2017) [Электронный ресурс] // ЛитЛайф [сайт]. 2020. URL: https://litlife.club/books/300421/read (дата обращения: 03.06.2023).
20. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций: монография / В.И. Шаховский. - Москва: Гнозис, 2008. - 414 с.
21. Шаховский В.И. Эмоция: Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 128с.