Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Проблема коммуникации субъектов образования всегда была актуальной. Возможности успешной коммуникации не изучены учёными и исследователями достаточно полно, в связи с чем, тема остаётся достаточно актуальной. Как показывает практика, коммуникативная компетенция педагога и способность избегать производственных конфликтов выступает достаточно важным личностным качеством и служит одним из важнейших показателей при взаимодействии со всеми субъектами образования.
Возникновение конфликтов, при различных коммуникациях, является достаточно часто встречающейся производственной ситуацией. Конфликты могут носить различный характер, поскольку для этого на местах имеются самые различные причины. Конфликт может классифицироваться как конструктивный, или как деструктивный. К основным признакам деструктивного конфликта можно отнести тенденцию к его расширению. Постепенно начатый конфликт становится почти независимым от первоначальных причин и при этом продолжается его эскалация. Случается и так, что даже при устранении причин, по которым конфликт возник, последний всё равно продолжается.
При этом наблюдается рост затрат и потерь, которые несут все участники конфликта. Причём ни одна из противоборствующих сторон не собирается идти на компромисс. Решением подобного рода проблем занимается отдельная наука – конфликтология. Она рассматривает достаточно большое количество вариантов и направлений, благодаря которым конфликт так, или иначе можно разрешить. Исход любой конфликтной ситуации зависит лишь от того, насколько профессионально этим конфликтом управляют. Чтобы конфликтом управлять компетентно, необходимо знать истинные причины возникновения конфликта.
Цель работы: изучить и рассмотреть особенности конфликтов в работе педагогического коллектива, пути их разрешения и предупреждения.
Объект исследования: Конфликты в работе педагогического коллектива, пути их разрешения и предупреждения.
Предмет исследования: технология повышения коммуникативной компетенции педагога для предотвращения конфликтов в педагогическом коллективе.
Задачи:
1.Изучить понятие конфликт и его социально – психологические свойства.
2. Описать процесс управления конструктивными и деструктивными конфликтами.
3. Предложить пути разрешения и предупреждения конфликтов.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты конфликтов в работе педагогического коллектива
1.1. Конфликт и его социально – психологические свойства
По мнению большинства специалистов, главной причиной любого конфликта является расхождение интересов личностей. Отчасти – это так, но, тем не менее, для успешного разрешения конфликта необходимо знать всё, начиная от факторов их возникновения и заканчивая путями решения выхода из подобного рода ситуации. Для этого необходимо владеть методами анализа конфликтной ситуации, в какой либо педагогической организации. Коммуникативной компетенцией важно владеть всем тем специалистам, которые работают с людьми. Более того, им необходимо постоянно совершенствовать свою коммуникативную компетентность при общении со всеми субъектами в образовательной среде. Проблемами социальных коммуникаций и коммуникативной компетентности занимались учёные и исследователи М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, А.Л. Южанинова и др. Учёные признают, что чем выше у субъекта показатели сформированности коммуникативной компетентности, тем легче ему адаптироваться в новой обстановке и успешней осуществлять взаимодействие с окружающими. Чтобы установились продуктивные отношения между педагогами, всем им необходимо владеть соответствующими средствами коммуникации.
Наука конфликтология рассматривает варианты изучения социально-психологических механизмов конфликта, начиная от факторов возникновения конфликта до окончательного выхода из него [12]. Конфликт может возникнуть в любой организации. При этом важно уметь проводить анализ конфликтной ситуации в деятельности организации. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем была возможность разработать план мероприятий по разрешению конфликта и предотвращения его дальнейшего развития. Конфликты имеют собственную структуру, определённого рода функции и соответствующие этапы развития. Зная всё это – можно изучать сущность управления конфликтами и изучить стратегию выхода из того, или иного конфликта.
Под конфликтом понимают ситуацию, при которой каждая сторона занимает соответствующую позицию, которая несовместима и противоположна по отношению к интересам другой стороны. Конфликт – это взаимодействие групп, индивидов, или объединений, которое возникает при возникших несовместимых позициях, интересах и взглядах. Конфликт обладает конструктивными, или деструктивными функциями.
К признакам деструктивного конфликта относят следующее:
1. Расширение конфликта.
2. Эскалация конфликта.
3. Независимость конфликта от исходных причин.
4. Увеличение затрат, которые несут все участники конфликта.
5. Рост агрессивных действий участников, рост ситуативных высказываний и др.
Иногда возникает вопрос о вреде, или пользе конфликта. Любой конфликт является некоторым способом разрешения назревших противоречий. Если конфликт и может быть полезен, то лишь тем, что возникшее противоречие каким либо образом разрешится. Главный вопрос заключается в том, какая может быть цена разрешения возникшего противоречия именно путём конфликта. Чаще всего – эта цена бывает достаточно высокой и далеко не всегда эта цель оправдывает средства. Как минимум, вся коммуникативная система в ходе протекания конфликта может быть сильно повреждена, а то, и вовсе уничтожена. Лучшим разрешением конфликтной ситуации будет являться не конфликт – как способ, а вариант консенсуса. Такого рода вариант может быть обеспечен мирными цивилизованными путями и средствами. При этом противостоящие стороны и все участники конфликта приходят к понима¬нию необходимости решения проблемы мирным путём.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Г.М. Психология социального познания. учеб. пособие для студентов [Текст] / Г. М. Андреева.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Аспект Пресс. - 2000. 288 с.
2. Баширов, И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности: автореф. Дис. ...канд. психол. наук [Текст] / И. Ф. Баширов.- М.: Воен. ун-т МО РФ. - 2006.- 28 с.
3. Витвицкая, JI.A. Деятельностный подход к проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса [Текст]. / JI.A. Витвицкая // Высшее образование сегодня. - Москва. - 2009. - №6. - с.55 – 58.
4. Герасимов, И.В. Теория эффективного поведения: Основные положения. [Электронный ресурс]: Психология, социология и педагогика.- No 11. - 2012.- Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1326 (дата обращения: 16.03.2023).
5. Зимняя, И.А. Компетентностный подход как основа организации образовательного процесса [Текст] / И.А. Зимняя. - // Воспитать человека. - под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. - Москва: Вентана-Графф, 2003.-384 с.
6. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 576 е.: ил.
7. Кудинова, И.Б Коммуникативная компетенция как предмет исследования [Текст] / И.Б. Кудинова, И.С. Вотчин // Сибирский педагогический журнал. НГПУ.- 2005.- No4.- С. 132-142.
8. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов [Текст] / В.Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб. : Питер, 2002. - 544с.
9. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования [Текст] / Д.В. Люсин, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН. - 2004.- 264 с.
10. Маршевская, А. П. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной компетентностью у сотрудников МВД / А. П. Маршевская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74416/ (дата обращения: 16.03.2023).
11. Михайлова, Е.С. Коммуникативная компетентность. Концепции, модели, диагностика [Текст] / Е. С. Михайлова.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 2007.- 266 с.
12. Мерзлякова, Г.С. Синдром профессионального «выгорания» как профессиональный кризис педагога [Текст] / Г.С. Мерзлякова // Материалы международной научной конференции. - Саратов: Научная книга, 2007. - 308 с.
13. Никифорова, Г.С. Психология профессионального здоровья [Текст] / Г.С. Никифорова //Учебное пособие — СПб.: Речь. - 2006. — 480 с.
14. Орел, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / В.Е. Орёл // Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 2009. С. 76-97.
15. Петровская, Л.А. Общение – компетентность – тренинг [Текст] / Л.А. Петровская // избранные труды, М.: Литрес, 2017. — 1224 с.
12. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования [Текст] / В.М. Русалов. - М.: ИП РАН. - 2012. - 528 с.
16. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
17. Трушина, Н.Н. Особенности развития доверия в педагогическом общении. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» [Электронный ресурс] / https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-doveriya-v-pedagogicheskom-obschenii (дата обращения: 16.03.2023).
18. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2004. - No6. - С.38-45.
19. Хохлова, Е. В. Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога / Е. В. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 935-937. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11300/ (дата обращения: 16.03.2023).
20. Хьелл, Л.А. Теории личности [Текст] / Л.А. Хьелл, Д.Д. Зиглер.- Питер. – 2014 г.- 607 с.