Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
XXI век – это эпоха всеобщей глобализации и информатизации, и потому возникает большой спрос на профессии, связанные с применением интеллектуального труда (такие как менеджер, юрист, экономист, предприниматель и т.д.) В подобной тенденции нет ничего плохого: люди стремятся получать новые знания, умения, навыки, ключевые компетенции и опыт практической деятельности, чтобы успешно применять их в своей будущей профессии и строить карьеру. Однако мы забываем о самом главном – о формировании в человеке его духовного начала.
Искусство оказывает колоссальное влияние на человека. Воспринимая предметы искусства, он неосознанно впитывает в себя те нравственные идеалы и ценности, которые в них заложены. Среди всех видов искусств наибольшее влияние на любой живой организм оказывает музыка, потому как с ней человек встречается чаще всего. Музыка окружает нас повсюду. Сегодня трудно встретить молодого человека, который идет по улице без наушников.
Важно понимать, что музыка несет в себе не только созидательный характер, но и разрушительный. Музыка может не только обогащать духовную и эмоциональную сферу человека, формируя положительные качества личности, но и наоборот – разрушать духовное начало человека, подрывая моральные устои, заложенные обществом.
Все зависит от того, какую музыку слушать. И здесь мы плавно подходим к вопросу современной музыкальной культуры и ее места в жизни молодежи. Необходимо четко понимать, что в себе несет эта культура, и какое влияние она оказывает на современного молодого человека. Нужно понять, какая музыка увлекает молодежь, и какой ценностный потенциал она в себе несет.
Современная молодежная музыка представлена в огромном разнообразии: начиная от танцевальной популярной музыки и заканчивая андеграундом. Каждое из музыкальных направлений имеет собственные жанровые и стилистические особенности, смысловое наполнение произведений, характер, преследуют свои цели и имеют свою аудиторию.
Однако нельзя не согласиться, что любая музыка оказывает влияние на своего слушателя, формируя в нем систему ценностей и идеалов. Наиболее сильное влияние оказывает та музыка, на основе которой существуют субкультуры. Это связано с тем, что в любой субкультуре помимо музыки существует своя идеология, которая буквально навязывается её представителям, и зачастую эта идеология противоречит ценностям и нормам морали, которые существуют в обществе. Поэтому вопросу музыкальных субкультур следует уделить особое внимание.
Целью данной работы является рассмотрение музыкальной субкультуры как фактора социализации подростков.
Задачи:
- описать понятие социализации;
- рассмотреть особенности социализации подростков;
- изучить субкультуру в современном социуме ;
- проанализировать особенности молодежной субкультуры подростков.
Объект исследования – социализация подростков. Предмет исследования - музыкальная субкультура как фактора социализации подростков.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Общее понятие социализации
Человек - это существо социальное, общение является неотъемлемой частью нашей жизни. Он становится личностью в том случае, если живет в обществе, и взаимодействуя с другими людьми развивает возможности, заложенные в его природе. Человек не смог бы стать личностью и реализоваться вне общества.С первых дней своего существования человек включен в социальное взаимодействие. Свой первый опыт общения он получает еще до того, как научился говорить. На протяжении всей жизни он встречает миллионы самых разных людей, в детском саду, школе, колледже, университете, на работе и т.д.
Человек неразрывно связан с обществом. Где бы мы не находились, нас окружают люди, с которыми мы с радостью или вынуждено общаемся, и каждый в нашей жизни играет определенную роль.
Г. Тард (1843–1904) как социальный психолог рассматривал социализацию как включение человека в народ при помощи достижения сходства в языке, воспитании и образовании с другими людьми в обществе.
Термин «социализация» был близок уже тогда к тому, что мы понимаем под этим термином сейчас. По мнению Э. Дюркгейма (1858–1917), социализация – это процесс, благодаря которому формируются человеческие качества. Этого подхода придерживались О. Конт, К. Маркс и М. Вебер. Дюркгеймом была создана теория, где в центре – мораль как структура объективных поведенческих правил. Функции морали ученый связывал с воспитанием, которое «очеловечивает» индивида, развивает в нем качества, необходимые социуму. Благодаря социализации человек приобщается к теме «коллективного сознания» при помощи установления целостности социума, учится подавлять индивидуальные интересы во имя социальных.
К середине прошлого столетия психологи А. Парк, Д. Доллард, Дж. Кольман, А. Бандура стали рассматривать социализацию в виде научной области.
Психолог и социолог Т. Парсонс (1902–1979) же рассматривает только социологию как науку, что должна заниматься изучением социальных систем коллективных действий индивидов. Тему социализации ученый описывал с точки зрения изучения социальных явлений и процессов.
Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блумер, Г. Зиммель, У. Томас и другие утверждали, что социальный мир – это множество разных символов (жесты, язык и др). Они несут социальную информацию, придают важность жизни индивида, создают основу для интеракции. Социально-когнитивная теория рассматривала социализацию вместе с процессом воспитания. А. Бандура [Бандура 2000:320] полагал, что воспитание формирует у ребенка определенную поведенческую модель. Ученым была определена зависимость между примера разного поведения и подражанием этому поведению детьми.
Представители психоанализа - З. Фрейд, А. Адлер и К. Г. Юнг - развивали идею конфликта биологического и социального. Психологи рассматривали индивидуальные потребности и социальные как те, что взаимоисключают друг друга. Как полагал З. Фрейд, социализация – это обуздание побуждений человека, в частности, бессознательных.
Если индивид испытывает проблемы с социализацией – необходимо искать источник проблемы в детстве. Кроме того, часто нежелание социализироваться говорит о «бегстве в болезнь». Л. В. Смолова говорит о том, что еще основатель психоанализа говорил о «бегстве в болезнь» как об одном из направлений психоанализа. Болезнь – это способ разрешить конфликт, который есть внутри личности, при помощи формирования симптомов болезни. И разрешение этого конфликта внутри личности при помощи формирования невротического симптома – это удобный и желательный выход для самой личности, которая не хотела бы видеть другие выходы из разрешения этой мучительной для него картины. Чтобы прийти к психологу на работу, нужно преодолеть себя, для работы над собой требуются физические и душевные силы. Смысл в том, что именно в психоаналитическом направлении человек концентрируется на своем бессознательном. Если, к примеру, гуманистическое направление направляет внимание на чувства, ценности человека, говоря об этом как о «внутренней жизни», то в психоанализе ведется глубокий и медленный разбор внутренних паттернов и осознавание психологических защит самим человеком [Смолова 2016:303].
Социализация в теории Р. Харре
Свою позицию в отношении природы Я последовательно проводит Ром Харре. По мнению Харре, каждая личность рассматривается как группа. Значит, психика индивида имеет социальное происхождение, и тесно связана с социализацией. Она – итог социальной коммуникации с другими людьми. Поэтому этогенический подход находится в противопоставлении индивидуализму.
По мнению Харре, социальная психология должна анализировать социальные коммуникации как продукт общества, а после пытаться определить в людях, которые включены в коммуникации, первичные структуры, шаблоны, отражение данной структуры, которая была причиной этого продукта.
Человеческое поведение, исследуемое Р. Харре, является следующим: жизнь человека – это череда эпизодов, которые являются законченными по смысле. Это отрезки жизни, которые связаны между собой и регулируются конкретными правилами и планами. В зависимости от происхождения действий, шаблона и уровня произвольности действия делятся на такие категории: биологические, формальные (официальные), проблемные [Андреева 2002:105].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2002.
2) Андронова Н.В. Особенности эмоциональной сферы старших школьников с различными социометрическими статусами // Текст: электронный // Ученые записки Санкт- Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2017. – No 3 (59) С. 55-60
3) Бандура А. Теория социального научения. СПб. : Евразия, 2000. С. 320.
4) Богданова О.С., Кочетков Н.В К вопросу о трансформации музыкальной субкультуры и ее влиянии на социализацию подростков// СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти М.Ю. Кондратьева. Москва, 2020. С. 92-94
5) Гундорова Е.Ю., Липатова А.В. Субкультура панков и мода// СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. Сборник научных статей. Том Часть 4. Москва, 2020. С. 10-14
6) Гусельцева М.С. Изучение идентичности в контексте культуры: методология латентных изменений // Психологические исследования. 2018. Т. 11, No 58. С. 2-5
7) Иванова И.В. Субкультура как форма идентичности в условиях
8) транзитивного общества//ПСИХОЛОГИЯ СУБКУЛЬТУРЫ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. Материалы международной научной конференции. 2019. С. 104-106
9) Ипатов А. В., Аутодеструктивное поведение подростков // Дефектология. — 2016. — № 3. — С. 19-25
10) Литвинов А. Г., Эмоциональная и личностная сфера подростков с психосоматическими расстройствами // Психология и школа. — 2004. — N 3. — С. 80-85
11) Приступа Е.Н. Семья как институт первичной социализации//АПГРЕЙД СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: ЭТАПЫ СТАРТАПА. ОБНОВЛЕНИЕ 2025. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 150-155
12) Пьяных А.А. ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СУБКУЛЬТУР В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ//МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. Сборник материалов шестого всероссийского с международным участием научного студенческого форума факультета искусств. Курск, 2020. С. 61-66
13) Скворцова Т.А. ПАНК-КУЛЬТУРА//MODERN SCIENCE. 2020. № 6. С. 128-130 Ракишева Е. А., Баринова Е. С. Развитие эмоциональной сферы полдростков//ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2022. С. 236-240
14) Смолова Л.В. Психологическое консультирование: учебное пособие / Л.В. Смолова. - М.: Флинта, 2016.
15) Урусова Л.Х. К вопросу о детерминантах социализации// ЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2019. № 10. С. 475-480
16) Хохлов Н. А., Стратегии сканирования зрительного поля при проведении нейропсихологической диагностики детей и подростков // Вопросы психологии. — 2021. — № 5. — С. 76-80
17) Чернявская А. В., Макарова А. Н. Эмоциональное развитие подростков в старшем школьном возрасте//МОЛОДЕЖЬ И СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ. Сборник научных статей 7-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 5-ти томах. Том 2. Отв. редактор М.С. Разумов . Курск, 2022. С. 313-315
18) Ипполитова Е. В. Особенности эмоционального интеллекта подростков//ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. Материалы ХХI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Иркутск, 2022. С. 356-360