Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЯХ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Понятие о координационных способностях, их классификация
1.2 Сущность и значение координационных способностей в управлении движениями
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
2.1 Особенности развития координационных способностей школьников младших классов
2.2 Основные приемы развития координационных способностей
2.3 Методика развития координационных способностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Улучшение координации направ-лено на то, чтобы подготовить молодое поколение к все более сложным условиям современного общества и высокому темпу жизни.
Уровень координационных способностей человека определяется следу-ющими методами:
- быстро реагировать на различные сигналы, особенно на движущийся объект;
- выполнять точные и быстрые двигательные действия в кратчайшие сроки;
- дифференцировать пространственно-временные и силовые параметры движения;
- адаптироваться к меняющимся ситуациям, к необычным задачам;
- прогнозировать положение движущегося объекта в нужный момент;
- ориентироваться на координационные навыки во время выполнения двигательной задачи.
Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также способствует правильной осанке. Конечно, координация формируется не в короткие сроки - на это уходит более года, поскольку в процесс вовлека-ется вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.
Развитая координация предполагает не только скоординированные дви-жения тела, но и скоординированное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это условие необходимо для отточен-ной работы центральной нервной системы. Вот почему у гиперактивных детей часто возникают проблемы с координацией движений.
На уроках физкультуры в школах детям обязательно дают специальные упражнения для формирования координации. Однако каждый ребенок может легко выполнять их дома или на детской площадке под присмотром своих родителей.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, преподавателей, посвящен-ных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия развития координационных способностей школьников младших классов.
Объектом исследования является процесс развития координационных способностей школьников младших классов.
Предметом исследования являются основы и принципы развития ко-ординационных способностей школьников младших классов.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для развития координационных способно-стей школьников младших классов.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие о координационных способностях, их классифи-кация;
- изучить сущность и значение координационных способностей в управлении движениями;
- рассмотреть особенности развития координационных способностей школьников младших классов;
- детально проанализировать основные приемы развития координаци-онных способностей;
- проанализировать методику развития координационных способностей.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы бы-ли использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистиче-ский анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЯХ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Понятие о координационных способностях, их классификация
Одним из самых сложных физических качеств человека является уме-ние ловить рыбу. Однако в связи с тем, что его природа еще не была доско-нально изучена, специалисты вместо термина «ловкость» стали использовать более корректный термин «координационные способности».
Координационные навыки - это сложное физическое качество, которое включает в себя ряд двигательных навыков.
«Координация» (от лат. сoordination - координация, приведение в поря-док). Координационные способности (КС) - совокупность качеств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач различной коорди-национной сложности и определяющих успешность управления и регуляции двигательной деятельности.
Естественной основой КС являются установки, под которыми понима-ются врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся особенности нервной системы (сила, подвиж-ность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости отдельных отделов и дру-гих отделов центральной нервной системы, уровень развития отдельных ана-лизаторов, особенности строения и функционирования нервно-мышечного аппарата, темперамент, характер, особенности регуляции [12].
Координационные навыки - это набор двигательных навыков, которые определяют скорость освоения новых движений, а также способность адек-ватно переориентировать двигательную активность в необычных ситуациях.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксарин И. В. Выявление показателей координационных способ-ностей 10-12 лет, занимающихся баскетболом // Культура физическая и здо-ровье. 2016. № 1 (56). С. 28-30.
2. Аустер Б. В. Развитие координационных способностей младших школьников в процессе физического воспитания на основе использования по-движных игр на воде // Теория и практика физической культуры. 2018. № 7. С. 61.
3. Барчукова Г. В., Мишутин Е. Д. Влияние зрительного контроля на способность к поддержанию ритмовой характеристики техники движений в различных видах спорта // Спортивно-педагогическое образование: сетевое издание. 2019. № 4. С. 18-20.
4. Беклемишева Е. В., Хамед Е. Д. Развитие координационных спо-собностей девочек 9-10 лет в художественной гимнастике // Физическая куль-тура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 4. С. 46-48.
5. Ботяев В. Л., Котова К. А., Ботяев С. В. Актуализация форм кон-троля и оценки координационных способностей в младшем школьном воз-расте // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3. № 4. С. 81-84.
6. Возрастная и спортивная морфология [Текст] : учеб.-метод. посо-бие / сост.: Г. Д. Алексанянц [и др.] ; Куб. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : КГУФКСТ, 2019. - 196 с.
7. Волкова Е. В., Заяц Е. В. Методика развития специальной ловко-сти у волейболистов в возрасте 10-12 лет // Наука-2020. 2019. № 7 (32). С. 87-95.
8. Воловик Н. И. Методика развития координационных способно-стей у детей 4-5 лет с нарушением зрения // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2007. № 10. С. 12-15.
9. Горская И. Ю. Методика развития координационных способно-стей у дошкольников 5-7 лет с нарушением речи // Ученые записки универси-тета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 4 (38). С. 28-32.
10. Двейрина О. А. Координационные способности: определение по-нятия, классификация форм проявления // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 1 (35). С. 35-38.
11. Жемчуг Ю. С., Белоусова К. В., Лабазова А. В., Сараев А. С. Ме-тодика коррекции координационных способностей обучающихся с умствен-ной отсталостью // Глобальный научный потенциал. 2020. № 6 (111). С. 53-55.
12. Иванова Е. В. Развитие координационных способностей у зани-мающихся экстремальными видами деятельности // Психопедагогика в право-охранительных органах. 2008. № 2 (33). С. 15-16.
13. Илларионова А. В., Капилевич Л. В. Особенности формирования вестибулярной и проприоцептивной чувствительности при тренировке коор-динационных способностей с использованием биологической обратной связи // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 421. С. 188-192.
14. Котова О. В., Медведев И. Н., Уколова Г. Б., Калюбаев В. Н. Пе-дагогические основы развития координационных способностей у детей до-школьного возраста // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2-1. С. 516-525.
15. Лях В. И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физическая культура в школе. 2018. № 3. С. 20-25.
16. Матназаров У. Л., Махмудов Ю., Матназаров У. Р. Параметры формирования у 10-11 летних учащихся координационных способностей по-средством баскетбольных занятий // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 7. С. 343-347.
17. Мишина Е. Г. Развитие координационных способностей у детей 7-8 лет средствами оздоровительной аэробики // Педагогические науки. 2017. № 4 (85). С. 24-26.
18. Новиков И. В., Новиков В. В. Реализация методики формирова-ния координационных способностей у мальчиков 7-9 лет с нарушениями слу-ха // Современное педагогическое образование. 2018. № 5. С. 183-186.
19. Овчинников Ю. Д., Курочкина А. В. Диагностика и развитие ко-ординационных способностей детей // Начальная школа. 2020. № 6. С. 52-56.
20. Паначев В. Д., Ощепков А. С. Инновационный метод развития ко-ординационных способностей студентов Вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2008. № 6 (40). С. 82-85.
21. Педагогика. Учебник / Под ред. Сластенина В.А. 12-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 608 с.
22. Петров И.А. Методика обучения двигательным действиям маль-чиков младшего школьного возраста на основе интеграции скоростных и ко-ординационных способностей. Автореферат на соискание ученой степени кан-дидата педагогических наук. - Волгоград, 2013.
23. Салькова Н. А. Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста // Физическая культура. Спорт. Туризм. Дви-гательная рекреация. 2017. Т. 2. № 3. С. 111-116.
24. Серикова Ю. Н., Александрова В. А., Нечаева А. Ю. Координаци-онные способности: определение, основные подходы к изучению, современ-ные средства и методы развития // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 6 (160). С. 224- 231.
25. Тихомиров А. К. Развитие координационных способностей // Фи-зическая культура в школе. 2006. № 4. С. 29-32.
26. Тумаров К. Б., Кудяшева А. Н., Панягин Д. М., Панягина Л. А. Координационные способности мальчиков 8-10 лет при различных двига-тельных режимах // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 287-290.
27. Физиология человека. Спорт: учеб.пособие для прикладного ба-калавриата / Л.В. Капилевич. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 141 с. - Се-рия: Университеты России.
28. Фоменко В. В., Маринович М. А. Особенности развития коорди-национных способностей младших школьников на занятиях каратэ // Физиче-ская культура, спорт и здоровье. 2019. № 33. С. 61-63.