Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В настоящее время российская экономика находится в сложной и нестабильной ситуации. Это затруднительное положение можно объяснить как внутренними, так и внешними факторами, такими как напряженные международные отношения, колебания обменных курсов, повышенные финансовые риски и отсутствие новых высокотехнологичных отраслей. Опасения по поводу будущего экономики страны широко распространены, поскольку экономические колебания влияют на различные аспекты жизни в России.
Импортозамещение становится перспективным инструментом стабилизации российской экономики. Этой экономической стратегии уделяется значительное внимание, и усилия сосредоточены на замене импортных товаров отечественными товарами. Пик развития импортозамещения в России пришелся на период с 2014 по 2015 год, период, отмеченный усилением санкций, введенных враждебными зарубежными странами в отношении Российской Федерации. С 2015 года правительство России создало комиссии по импортозамещению, а также приняло ряд поддерживающих законодательных мер, направленных на поддержку отечественных производителей.
Цель работы – комплексное рассмотрение импортозамещения в сфере государственных и муниципальных закупок.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность и принципы контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок
2. Изучить правовые основы регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных закупок
3. Дать общую характеристику импортозамещения в государственных и муниципальных закупках
4. Выявить механизмы реализации политики импортозамещения в сфере государственных и муниципальных закупок
5. Определить проблемы импортозамещения в государственных и муниципальных закупках
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере государственных и муниципальных закупок.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие институт импортозамещения в государственных и муниципальных закупок.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты государственных и муниципальных закупок
1.1 Сущность и принципы контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок
Эффективность и результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд во многом зависит от государственного и муниципального управления системой бюджетных закупок.
С принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) начался новый этап в развитии системы государственных закупок .
Согласно нормативному определению контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система в сфере закупок) - совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено Законом о контрактной системе), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Данная дефиниция позволяет сделать вывод о сложной конструкции контрактной системы в сфере закупок, что приводит к различным подходам авторов к определению понятия «контрактная система».
С точки зрения формально-юридического подхода Е.А. Малыхина считает, что контрактная система в сфере государственных и муниципальных закупок представляет собой определенный механизм, созданный для регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд . Данный подход ориентирован на контрактную систему как систему правовых норм, регулирующих сферу закупок, что не совсем согласуется с понятием, содержащимся в Законе о контрактной системе.
Ряд авторов, опираясь на легальное определение, рассматривают контрактную систему с позиции совокупности компонентов ее составляющих. Так, Матевосян С.С. определяет, что «понятие «контрактная система» включает в себя два элемента: участников контрактной системы и осуществляемые ими действия, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд» .
А.Н. Борисов и Т.Н. Трефилова полагают, что данная категория содержит три элемента: «1) перечень участников контрактной системы в сфере закупок; 2) указание на осуществляемые перечисленными органами и лицами в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действия, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд; 3) указание на ЕИС как на основу информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок» .
Е.П. Чорновол предлагает следующее определение контрактной системе: «Контрактная система России - это совокупность взаимообусловленных и связанных между собой различной отраслевой принадлежности правоотношений частного и публичного порядка, функционирующих на федеральном, региональных и муниципальных уровнях, возникающих в силу совершения их участниками, в том числе с использованием единой информационной системы, предусмотренных нормами контрактного права действий по планированию, определению поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществлению, мониторингу, аудиту и контролю в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» . Такой подход, по мнению Свининых Е. А., свидетельствует о представлении контрактной системы как совокупности правовых связей различной отраслевой принадлежности частного и публичного порядка, формирующихся на основании действий ее субъектов применительно к отдельным стадиям процесса государственных и муниципальных закупок .
При различных подходах к понятию контрактная система немаловажным остается роль участников контрактной системы. Согласно Закону о контрактной системе к участникам контрактной системы относятся федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок.
Участников контрактной системы можно классифицировать в зависимости от уровней реализации контрактной системы: федеральный, региональный и муниципальный уровни.
В зависимости от функций участников контрактной системы их можно классифицировать по признакам их ролевой принадлежности.
Следует согласиться с мнением Свининых Е.А. об определенном логическом противоречии в легальном определении контрактной системы, в том числе по причине несопоставимых функций ее участников: «с одной стороны, в нем указана цель действий участников контрактной системы в сфере закупок - обеспечение государственных и муниципальных нужд. С другой стороны, к участникам этой системы отнесены, например, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление нормативноправового регулирования и контроля в сфере закупок. Нормотворческая деятельность и контроль в сфере закупок направлены на обеспечение государственных и муниципальных нужд не прямо, а косвенно. В частности, основная цель контроля состоит в проверке соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе. В свою очередь, обеспечение соблюдения правовых предписаний в сфере государственных и муниципальных закупок способствует обеспечению государственных и муниципальных нужд».
Контрактная система в сфере закупок базируется на таких основополагающих принципах, как принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Принцип открытости и прозрачности контрактной системы обеспечивается посредством свободного и безвозмездного доступа к информации о контрактной системе, в том числе путем ее размещения в единой информационной системе в сфере закупок. Следует отметить, что данный принцип реализуется на региональном и муниципальном уровнях путем внедрения региональных и муниципальных информационных систем в отношении закупочной деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В городе Челябинске функционирует муниципальная информационная система в сфере закупок города Челябинска, на которой размещена информация применительно к закупочной деятельности города Челябинска.
Пятковская Ю.В., разграничивая принцип прозрачности с принципом гласности, отмечает, что прозрачность также является основополагающим началом для формирования и осуществления публичных расходов, представляющих собой непрерывный процесс использования централизованных и децентрализованных фондов для удовлетворения публичных (общественных) интересов .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан в г. Астане 29.05.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145- ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 824-р «О создании единого агрегатора торговли» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
8. Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
Специальная литература
9. Андреева, Л.В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования / Л.В. Андреева // Законы России: опыт, анализ, практика. - М.: Издательский дом «Буквовед», 2013. - С. 3-16.
10. Анимица Е.Г., Анимица П.Е., Глумов А.А. Импортозамещение в промышленном производстве региона: концептуально-теоретические и прикладные аспекты // Экономика региона. - 2015. - № 3. - С. 160-172.
11. Антонова И.И., Белобрагин В.Я. Качество и импортозамещение // Стандарты и качество. - 2015. - № 3. - С. 68-70.
12. Белов, В.Е. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок: Содержание и реализация / В.Е. Белов // Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (6 июня 2014 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). - М.: Юстицинформ, - 2014. - 176 с.
13. Бодрунов С.Д. Теория и практика импортозамещения: уроки и проблемы. - СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2015. - 171 с
14. Борисов, А.Н., Трефилова, Т.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный) [Электронный ресурс] / А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова - Режим доступа: www.consultant.ru.
15. Валеев, А.Р. Эффективность бюджетных расходов: планирование и контроль: на примере республики Татарстан: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Валеев Азат Рустемович. - М., 2012. - 24 с.
16. Ванин В.В. Правовое регулирование удовлетворения государственных нужд в рыночной экономике России: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2007. 49 с.
17. Версан В.Г. Еще раз об импортозамещении, качестве и господдержке // Стандарты и качество. - 2014. - № 10. - С. 64-68
18. Винницкий А.В. Участие публичных образований в имущественных отношениях: проблемы сбалансированности административно-правового и гражданско-правового регулирования // Административное и муниципальное право. 2010. № 11. С. 86-90.
19. Гапанович, А.В. Профессионализм заказчика как принцип контрактной системы в сфере закупок / А.В. Гапанович // Юрист. - 2014. - № 12. - С. 16 - 20.
20. Госзакупки подорожали на 40% из-за ограничений для иностранных компаний // www.rbc.ru/economics/02/02/2016/56b 05e619a7947ed28b400bc.
21. Джужома В.В., Погорелко М.Ю. Эффективность общественного контроля в сфере закупок. Барьеры и препятствия для участия общественных контролеров в наблюдении за процедурами закупок // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. - 2015. - № 41 (июль-сент.). - С. 60-71
22. Дмитриева, И.К. Г осударственная контрактная система в смешанной экономике: дис. ...канд. экон. наук: 08.00.05 / Дмитриева Инга Кимовна - М., 2003. - 172 с.
23. Казанцев Д.А. Импортозамещение в регулируемых закупках: проблемы и возможности // Госзакупки. ру. - 2015. - № 5. - С. 36-41
24. Кураков, Л.П., Краснов, А.Г., Назаров, А.В. Экономика: инновационные подходы: учебное пособие / Л.П. Кураков, А.Г. Краснов, А.В. Назаров - М.: Гелиос, 1998. - 600 с.
25. Локота О.В., Попова Е.А., Золочевская Е.Ю., Медякова Е.М., Медякова Е.М., Морозова А.И. Императивы функционирования контрактной системы и стандарты закупок. Ростов-на-Дону, 2019. 499 с.
26. Малыхина, Е.А. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: особенности финансово-правового регулирования: дис. ...канд. юрид. наук: 12.00.04 / Малыхина Елена Александровна - Саратов, 2015. -205 с.
27. Масленников А. Импортозамещение: как избежать ошибок // www.forbes.ru/mneniya-column/konkurentsiya/271103- importozameshchenie-kak-izbezhat-oshibok.
28. Матевосян С.С. Принцип эффективности при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд / С.С. Матевосян // Финансовое право. - 2013. - № 8. - С. 8 - 11.
29. Петров Н.И. Во что одеваться-обуваться будем? Качество и импортозамещение // Стандарты и качество. - 2015. - № 3. - С. 56-61.
30. Пятковская, Ю.В. Прозрачность как основополагающий принцип публичных расходов: правовой механизм реализации / Ю.В. Пятковская // Российская юстиция. - 2016. - № 10. - С. 19 - 22.
31. Свининых, Е.А. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как юридическая категория / Е.А. Свининых. // Современное право. - 2016. - № 7. - С. 85 - 89.
32. Тасалов, Ф.А. Принцип развития конкуренции в контрактных системах России и США: понятие, значение, гарантии реализации / Ф.А. Тасалов // Закон. - 2014. - № 5. - С. 148-154.
33. Цатурян Е.А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография. М.: Статут, 2020. 340 с.
34. Чорновол, Е.П. Понятие контрактной системы России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / Е.П. Чорновол // Право и экономика. - 2015. - № 4. - С. 42 - 46.
35. Шигаев В.Ю. Государственные закупки как механизм реализации программ импортозамещения //Алгоритм безопасности. - 2016. - № 2. - C. 84-86