Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Человек живет в мире, в котором среди прочих, природные опасности нередко угрожают его жизни и здоровью. Природные факторы вызывают различные катастрофы, аварии, стихийные бедствиях, несущие с собой разрушения, травмы и гибель людей.
Опасные ситуации природного отличаются наибольшей регулярностью, тем не менее они, в сравнении с другими ситуациями, часто поддаются прогнозированию. Одновременно природные явления всегда неизбежны, потому как они напрямую связаны и зависят от естественных процессов, происходящих в географической оболочке Земли [22, c. 5].
Для человека угрозу природных явлений определяет характер природных процессов, а также готовность самого индивида обеспечить себе безопасность. Подрастающему поколению необходимо знать, каким именно должно быть их поведение в такого рода опасных ситуациях природного характера.
Кроме этого, особое место в системе безопасности занимает психологическое реагирование индивида возникшую ситуацию. В этом случае весьма важным становится уровень психологической устойчивости.
Все выше сказанное делает рассмотрение темы «Воспитание психологической устойчивости учащихся в опасных ситуациях природного характера» актуальным.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей организации воспитания психологической устойчивости учащихся в опасных ситуациях природного характера в условиях образовательного учреждения.
Задачами работы являются:
- рассмотреть понятие психологической устойчивости;
- определить сущность и виды опасных ситуаций природного характера;
- обозначить педагогические условия воспитания у обучающихся психологической устойчивости в опасных ситуациях природного характера;
- разработать рекомендации по воспитанию у учащихся психологической устойчивости в опасных ситуациях природного характера в урочной и внеурочной деятельности.
Объект исследования – психологическая устойчивость обучающихся.
Предмет исследования – особенности воспитания психологической устойчивости учащихся в опасных ситуациях природного характера.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Ф.Б. Березин, Б.Х. Варданян, Б.Б. Величковский, М.В. Газиева, В. Казаков, Е.А. Климов, Л. Ф. Колесников, Е. П. Крупник, А.Р. Кудашев, О.В. Лозгачева, А.Г. Маклаков, Я. Рейковский, А. П. Савин, К.В. Судаков, С.П. Черный и др.
Методы исследования: терминологический анализ, метод анализа разного рода публикаций по данной теме, метод сравнения и сопоставления, метод логической группировки и систематизации выявленной информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы воспитания психологической устойчивости учащихся в опасных ситуациях природного характера
1.1 Понятие психологической устойчивости
Вопросы психологической устойчивости имеют очень важное практическое значение, так как именно устойчивость личность охраняет от дезинтеграции и разного рода личностных расстройств, формирует основу внутренней гармонии человека, высокой работоспособности, а также полноценного психического здоровья. Психологическая устойчивость индивида определяет его жизнеспособность, соматическое и психическое здоровье.
Кроме этого, психологическая устойчивость личности выступает в качестве интегрального показателя, в котором находит свое отражение опыт взаимодействия человека с окружающей средой. Развитие психологической устойчивости у учащихся общеобразовательных школ на современном этапе выступает в качестве одного из объектов внимания педагогов, психологов, а также родителей.
Следует в этом отношении указать, что у понятия «психологическая устойчивость» имеется много определений. Так, к примеру, Е.П. Крупник психологическую устойчивость рассматривает в качестве подвижного равновесное состояния системы. При этом происходит в целях сохранения системы противодействие всему тому, что нарушает данное равновесие разного рода внутренними и внешними факторам. Также происходи противодействие целенаправленному нарушению такого рода равновесия согласно с задачами, которые возникают в процессе взаимодействия системы непосредственно со средой [10].
По мнению И.Ю. Стахнеева под психологической устойчивостью можно понимать системное свойство, которое обуславливает наиболее успешную адаптацию индивида к воздействию разного рода психосоциальных нагрузок, а также факторов среды обитания без нанесения кратковременных и долговременных негативных последствий для физического и психического здоровья [20].
С позиции Л.Ф. Колесникова психологическая устойчивость представляет собой тонкий индикатор состояния дезадаптации и дистресса организма непосредственно текущей стресогенной ситуации жизнедеятельности [9, c. 22].
Проблеме психологической устойчивости в современной науке посвящены труды таких ученых, как Л.М. Аболин, А.А. Баранов, В.А. Бодров, Б.X. Варданян, М.Ю. Денисов, Л.В. Куликов, А.В. Либина, А.В. Либин, Л.А. Китаев-Смык, А.А. Реан, С.В. Субботин и ряд других.
Вместе с психологической устойчивостью в науке в целях описания способности индивида к сохранению адекватности психического состояния, а также эффективности деятельности человека в экстремальных условиях используются разные термины, а именно: «устойчивость личности» (в работах Б. Басарова, Л.И. Божович); «психическая устойчивость» (в рудах В.М. Генковска, А.А. Коренева, М.Ф. Секача); «устойчивость к стрессу» (в публикациях Л.А. Кандыбовича и Б.В. Кулагина);«нервно-психическая устойчивость» (применяют П.П. Дорогов и A.M. Столяренко,); «помехоустойчивость» (этим понятием оперируют А.Ф. Ануфриев и Н.П. Казаченко), «эмоциональная устойчивость» (в работах Л.М. Аболина, В.Г. Пичугина, Е.М. Семеновой), «морально-психологическая устойчивость» (в исследованиях Н.Ф. Феденко); «эмоционально-волевая устойчивость» (применяется В.Ф. Власовым, И.И. Рудским); наконец, «профессионально-психологическая устойчивость» (используется Е.В. Василенко).
Все указанные выше виды устойчивости имеют свою особенность, однако в их основе заложены следующие две базовые составляющие:
1) способность индивида к сохранению оптимального психического состояния в процессе воздействия негативных факторов,
2) способность индивида поддерживать оптимальную работоспособность, а также эффективность деятельности в сложных напряженных ситуациях.
Ф.Б. Березин, рассматривающий психологическую устойчивость в качестве многомерного процесса, который затрагивает психофизиологический, психический и социально-психологический уровни процесса регуляции, указывает следующие клинические аспекты нарушений психической адаптации индивида на всех без исключения уровнях: нарушение психофизиологической адаптации находит свое проявление в изменениях психофизиологических соотношений, приводящих к нарушениям соматического здоровья, а также функциональным расстройствам разных систем органов, возникновению психосоматических заболеваний; нарушение самой психической адаптации происходит в форме пограничных неврозоподобных и невротических нарушений, возникновению эмоционального напряжения, тревоги; нарушение у человека социально-психологической адаптации напрямую связано с нарушением межличностных отношений, возникновению повышенной конфликтностью или же поведенческой девиацией и социальной изоляцией.
Психологическая устойчивость, по мнению О.В. Лозгачевой, представляет собой частный случай устойчивости индивида, проявляющаяся при воздействии на человека стресс-факторов [12, c. 12].
Психологическую устойчивость можно трактовать как качество личности, которое отличается емкостью и сложностью, так как в нем объединяется комплекс способностей и возможностей, весьма широкий круг явлений разноуровневого характера.
Р Лазарус и Р. Лаунер психологическую устойчивость рассматривают в качестве результата некоторых отношений между характеристиками выдвинутого требования и имеющимися у человека ресурсам. Качество такого рода отношений опосредуется именно через когнитивные процессы оценки. В том случае, если соотношения между требованиями и способностями человеку кажутся уравновешенными, тогда ситуация оценивается в качестве вызов, что напрямую соответствует определению эу-стресса. В свою очередь, когда стрессор оценивается в качестве вызывающий ущерб, тогда у человека происходит нарушение чувства собственной ценности и возникают такие эмоции, как гнев либо печаль. Но если ситуация человеком оценивается в качестве опасной, тогда у него появляются страх и тревога. Стрессовые эмоции мобилизуют направлено индивида и готовят к конкретным действиям совладания [2].
Субъект неизменно осуществляет некоторые действие по совладанию со стрессом – то есть копинг, основываясь при этом на оценке ситуации, а также ресурсов для её преодоления. Эффективность отдельной копинг-стратегии напрямую зависит от специфик актуальной ситуации и имеющихся у индивида ресурсов. Стратегии, которые эффективные в одной ситуации, неэффективными и вредными могут быть в другой ситуации. При этом выделяют ряд психосоциальных факторов, которые способствуют адаптации индивида к стрессовым ситуациям вне зависимости от характеристик данных ситуаций. К ним принято относить целый комплекс адаптивных индивидуально-типологических особенностей (то есть это копинг - компетентность, самоуважение, оптимизм, жизнестойкость, интернальный локус контроля и т. п.), а также относят свойства социальной сети, наконец, адекватность социальной поддержки [2].
А.А. Чазова многочисленные способы проблемно - решающего поведения человека подразделяет на следующие три типа копинг-поведения:
а) адаптивное (или функциональное), соответствующее адаптивным базовым копинг-стратегиям, ориентированным на решение проблем, а также поиск поддержки;
б) пассивное (или дисфункциональное), которое связано с доминированием пассивных копинг-стратегий, что определяется недостатком активных копинг-стратегий, а также поведенческих копинг-ресурсов;
в) неустойчивое (или ситуационно обусловленное), проявляющееся в диссоциации непосредственно между отдельными весьма развитыми личностно-средовыми копинг-ресурсами, основными копинг-стратегиями, а также неспособностью самостоятельно, без достаточно активной помощи управлять человеком своим поведением [26].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимов, В.А. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах / В.А. Акимов, В.В. Лесных, Н.Н. Радаев. – Москва, 2014. – 164 с. – Текст: непосредственный.
2. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. 1998. – 234 с. – Текст: непосредственный.
3. Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. – Москва, 1983. – С. 542.543. – Текст: непосредственный.
4. Величковский, Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Б.Б. Величковский. – Москва, 2007. – 24 с. – Текст: непосредственный.
5. Газиева, М.В. Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости / М.В. Газиева // Мир науки культуры образования. – 2018. – № 3. – С. 348-356. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-probleme-issledovaniya-stressa-i-stressoustoychivosti (дата обращения: 27.05.2023). – Текст: электронный.
6. Казаков, В. Игры, похожие на жизнь (формирование личности безопасного типа с использованием ситуационных ролевых игр на уроках ОБЖ) / В. Казаков. – Текст: непосредственный // Основы безопасности жизни. – 2008. – № 6. – С. 17-19.
7. Киршбаум, Э.И. Психологическая защита / Э.И Киршбаум, А.И Еремеева. – Москва, 2019. – 288 с. – Текст: непосредственный.
8. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. – Казань, 2019. – 278 с. – Текст: непосредственный.
9. Колесников, Л.Ф. Стратегия образования в интересах безопасности страны / Л.Ф. Колесников. – Текст: непосредственный // Педагогика. – 1999. – № 5. – С. 21-25.
10. Крупник, Е.П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория / Е.П. Крупник // Научные труды МГПУ. – Москва: Слово. 2004. – С. 43-45. – Текст: непосредственный.
11. Кудашев, А.Р. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.Р. Кудашев. – Санкт-Петербург, 2018. – 298 с. – Текст: непосредственный.
12. Лозгачева, О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: авореф. дис. ... канд. психол. наук / О.В. Лозгачева. – Екатеринбург, 2004. – 24 с. – Текст: непосредственный.
13. Лутовина, Е.Е. Формирование безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций техногенного характера / Е.Е. Лутовина, И.В. Чикинева. – Текст: непосредственный. // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – Вып. 2. – С. 85-87.
14. Маклаков, А.Г. Психологические механизмы поведения типа А у молодых людей в период адаптации к длительным психоэмоциональным нагрузкам / А.Г. Маклаков, С.Д. Положенцев, Д.А. Руднев. – Текст: непосредственный. // Психологический журнал. – 1993. – № 6. – С. 86-94.
15. Мерзлякова, Д.Р. Психологическая устойчивость человека в чрезвычайных ситуациях : учебное пособие / Д.Р. Мерзлякова. – Ижевск: Издатеельство «Удмуртский университет», 2014. – 188 с. – Текст: непосредственный.
16. Потапов, Б. Классификация опасных природных явлений / Б. Потапов. – Текст: непосредственный. // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003. – № 1. – С. 23-26.
17. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. – Москва: Прогресс, 2019. – 392 с. – Текст: непосредственный.
18. Савин, А.П. Психологическая устойчивость в общеобразовательном процессе / А.П. Савин, Е.Р. Абдулгазизова, М.П. Зайцева // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. – № 2. – С. 37 – 45 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-ustoychivost-v-obscheobrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 27.05.2023). – Текст: электронный.
19. Смирнов, А. Защита населения от чрезвычайных ситуаций / А. Смирнов. – Текст: непосредственный // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2002. – № 11. – С. 31-35.
20. Стахнеева, И. Ю. Психогигиена личности: Вопросы психологиче-ской устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие / И.Ю. Стахнеева. Санкт-Петербург: СГПУ, 2016. -214 с. – Текст: непосредственный.
21. Судаков, К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу / К.В. Судаков. – Москва, Горизонт, 2018. – 267 с. – Текст: непосредственный.
22. Суздалева, А.М. Опасные ситуации природного характера: учебное пособие / А.М. Суздалева. – Оренбург: ИП Кострицины С.А., 2018. – 198 с. – Текст: непосредственный.
23. Фалеев, М.И. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / М.И. Фадеев. – Москва, 2018. – 164 с. – Текст: непосредственный.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 27.05.2023). – Текст: электронный.
25. Хван, П.А. Безопасность жизнедеятельности. учебное пособие / П.А. Хван, Т.А. Хван. – Ростов на Дону, 2013. – 412 с. – Текст: непосредственный.
26. Чазова, А.А. Копинг-поведение врача и больного в процессе преодоления болезни / А.А. Сазова. – Бишкек, 2004. – 416 c. – Текст: непосредственный.
27. Черный, С.П. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных школ: автореф. дис. канд. пед. наук / С.П. Черный. – Красноярск, 2017. – 24 с. – Текст: непосредственный.
28. 4Шойгу, Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. / Ю.С. Шойгу. – Москва: Смысл, 2007. – 210 с. – Текст: непосредственный.
29. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 256 с. – Текст: непосредственный.