Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Речь – это средство интеллектуального развития личности и средство успешной адаптации и социализации. Важным аспектом психического развития младших школьников является речевая деятельность. Ребёнок должен уметь слышать звуки и определять их места в слове. Дети должны чётко произносить слова и звуки, грамотно выстраивать предложения, вступать в диалог с учителем и детьми. Дети должны понимать смысл того, о чём их спрашивают, должны умело отвечать на вопросы учителя и выполнять учебную задачу. Эта та основа, которая определяет речевую культуру ребёнка и успешность его обучения. Для этого очень важно обучать детей подробному пересказу прочитанных текстов.
Необходимость развития читательской компетенции младших школьников регламентирована требованиями ФГОС НОО. ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, но нигде конкретно не раскрыто, как именно развивать у младших школьников читательские компетенции, навыки смыслового чтения и подробного пересказа. В учебниках и учебных пособиях достаточно подробно рассматривают материалы по отработке технической стороны чтения, такие как артикуляция, дыхание, беглость чтения и др.
Проблемы развития читательской компетенции у младших школьников рассматривали Ф.И. Буслаева, Н.Ф. Бунакова и др. По данному вопросу накоплена достаточно большая теоретическая база, но при этом практические подходы до конца не изучены и не представлены. В связи с чем, можно выделить противоречие между необходимостью развития у младших школьников читательской компетенции и недостаточностью методических разработок по данной теме.
Цель работы: теоретически и практически обосновать необходимость процесса подробного пересказа младшими школьниками на уроках чтения.
Объект исследования: процесс подробного пересказа младшими школьниками на уроках чтения.
Предмет исследования: методика обучения младшего школьника подробного пересказа на уроках чтения.
Задачи:
1. Провести анализ понятия читательская компетентность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Изучить приёмы и методы обучения младших школьников подробному пересказу.
3. Описать организационно – педагогические условия обучения младших школьников подробному пересказу на уроках чтения.
4. Предложить методические рекомендации по обучению младших школьников подробному пересказу на уроках чтения.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников подробному пересказу на уроках чтения
1.1. Читательская компетентность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Ведущей задачей современной образовательной среды является создание условий для качественного воспитания и обучения детей. Перед школой стоят такие задачи, как научить ребёнка учиться, научить жить, научить жить вместе. Приоритетной целью обучения детей литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетенции.
Под читательской компетенцией понимают совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Ребёнок должен осознать себя как грамотный читатель, способный к продуктивному чтению и анализу литературы. Читательская компетенция субъекта определяется владением техникой чтения и приемами понимания прочитанного и прослушанного [4]. Школьный курс литературного чтения в начальной школе влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста.
2. Воспитание интереса к чтению и книге.
3. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
4. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
5. Развитие умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства, такими как живопись, музыка и др.
Существуют самые разнообразные подходы к определению понятия информация. В переводе с латыни, оно обозначает изложение и разъяснение. В обычном понимании это обозначает сведения об окружающем нас мире, которые можно использовать в нашей повседневной жизни. Информацию можно представить как связанные между собой данные, понятия и различные сведения, которые позволяют изменять наши представления об окружающем реальном мире. К определению понятия информации существует иной подход.
Основными формами представления информации считают:
-текстовую информацию;
-символьную информацию;
-графическую информацию.
Разная информация по-разному воспринимается органами чувств человека. В зависимости от этого информация бывает визуальная, аудиальная, аудиовизуальная, тактильная. Информация может быть массовой и специальной. Массовая информация предназначена всем членам общества. Специальная информация предназначена специалистам в разных областях науки. Данный вид информации подразделяется на техническую, научную, производственную и эстетическую. При этом в каждом виде специальной информации выделяются её подвиды. Если, к примеру, речь идёт об области какой либо науки, здесь выделяют следующую информацию: математическую, физическую, биологическую, лингвистическую и др. Под лингвистической информацией понимают определённым образом связанных множество сведений и понятий о языке и правилах его функционирования, отражённых в нашем сознании и влияющих на речевое поведение субъекта [11].
Под текстовой информацией понимают определённую последовательность символов, в частности, печатных знаков, которые принадлежат тому, или иному набору символов. Специалистами отмечено, что текстовая и речевая информация запоминается гораздо хуже образной. Возникающие в воображении зрительные образы, под воздействием слов, не такие яркие, как реально воспринимаемые объекты. При этом не все читаемые субъектом слова вызывают зрительные образы в воображении. Отмечено, что некоторая часть текстовой информации вообще не преобразуется в зрительные образы. При отсутствии образов мозг не в состоянии образовать какие либо связи, а следовательно, не будет возможности такую информацию запомнить. Мозг так же не в состоянии запоминать последовательность текстовой информации. И это ещё одна причина, по которой плохо запоминается текстовая информация. Можно понаблюдать за тем, каким именно образом вспоминается только что прочитанный текст. Как правило, вспоминаются те образы, которые возникали в воображении при прочтении текста. И лишь затем эти образы будут снова преобразованы в речь. Именно с этим связано понятие «умения работы с информацией». Анализ психолого-педагогической и методической литературы раскрывает неоднозначность и многообразие исследуемого понятия информация.
Текстовую информацию используют в лингвистике, чтобы обозначить какой либо отрывок, имеющий любую протяжённость и который образует единое целое. Если говорить о признаках текстовой информации, имеется в виду, что необходимо опираться на смысловую, коммуникативную и структурную целостности, которые можно рассматривать каждую в отдельности. Текстовая информация предопределяет и обусловливает целость автономного речевого построения, который определяют как текст. Различают, так называемые текстообразующие категории, лексические, синтаксические, фонологические, которые на уровне структурного единства соотносятся с текстами и текстообразующими компонентами. Связность текстовой информации является условием цельности. При этом цельность не определяется лишь через связность. Связность можно определить с помощью двух или более предложениях, которые принадлежат одному говорящему. Если говорим про монологическую речь, исследователи признают текстами и текстовой информацией не только монолог, но и диалог, правда лишь в том случае, если он отвечает характеристикам связности и цельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. [Текст]/Н.В. Бордовская. - кол. авторов; под ред. Бордовской Н.В. –– М.: КНОРУС, 2010. – 432с.
2. Голд, Е. А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 09.06.2023).
3. Григорьева, Т. П. Развитие речи младших школьников / Т. П. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/(дата обращения: 09.06.2023).
4. Зиновьева, Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку и литературе в начальных классах Академия, [Текст]/ Т.И. Зиновьева. - М. - 2007. — 304 с.
5. Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств. [Текст]/ Г.А. Краснова. - М., МГИУ, 2001, 224 с.
6. Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 133-138. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1699/ (дата обращения: 09.06.2023).
7. Коник, О. Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников / О. Г. Коник, С. А. Борцова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2014/ (дата обращения: 09.06.2023).
8. Лорсанова, А. А. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы [Текст]/ А.А. Лорсанова. - Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч.конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 7-11
9. Методика преподавания русского языка и литературы в начальных классах: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. –464 с.
10. Пудовкина, Н. В. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку / Н. В. Пудовкина, Л. П. Нестерова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 809-813. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25975/ (дата обращения: 09.06.2023).
11. Салова, З.В. Технология продуктивного чтения [Текст] / З.В. Салова // Начальная школа. – 2016. – No11. – С. 28-29
12. Светловская, Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению [Текст] / Начальная школа. - 2005. -№4; 5; 6.
13. Сейфулина, С.А. Развитие литературных способностей детей младшего школьного возраста [Текст] / Начальная школа + до и после. - 2002. - №8. - С. 29.
14. Степанова, А.И. Методика изучения крупнообъемных произведений (Деление текста на части и составление плана) [Текст] / Начальная школа. - 2001. - №12. - С. 6-10.
15. Строгонова, Л.В. Литературный аспект курса «Литературное чтение» [Текст] / Начальная школа. - 2012. - №4. - С. 45-49.
16. Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/(дата обращения: 09.06.2023).
17. Татьяченко, Д.В. Развитие общеучебных умений школьников [Текст] /Д.В. Татьяченко, С.Г. Воровщиков // – Челябинск: ГОУ, 2001. – 296 с.
18. Тершукова, Е. И. Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения / Е. И. Тершукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 189-190. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41719/ (дата обращения: 09.06.2023).
19. Трофимова, А.Н. Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС: начальная школа. Комплексно-целевые программы [Текст] / Волгоград: Учитель, – 2013. – С. – 43-47.
20. Черемисина, Н.А. Как подготовить сжатое изложение текста [Текст] / Начальная школа. - 2009. - №1. - С. 46-51.
21. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство « АРКТИ», 2009 г. УМК «Школа 2100» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://school2100.com/uroki/elementary/rus.php#m5-3 (дата обращения: 09.06.2023).
22. Уфимцева, Л.П. Диагностика речевого развития младших школьников [Текст]/ Л.П. Уфимцева // Начальная школа.-2004.-No4, С. 17-21
23. Хижнякова, О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе [Текст]/ О.Н. Хижнякова. - Ставрополь: СКИПКРО, 2006.-56 с.
24. Хуторской, А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - No2. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm (дата обращения: 09.06.2023).
25. Штурбина, Н.А. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения и литературно-творческое развитие учащихся [Текст] / Начальная школа. - 2002. - №11. - С. 67-69.