Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одним из важнейших показателей эффективности обучения является то, как обеспечивается умственное разви-тие ребенка в процессе обучения и, в частности, развитие его умственных спо-собностей. Следовательно, необходимо развивать мышление учащихся в классе по каждому предмету в процессе обучения. Применительно к алгебре можно сказать, что сам процесс обучения должен приводить к умению мыс-лить логически, научно обоснованно, выполнять типичные действия, творче-ски подходить к решению задачи.
Текущая ситуация в школе такова: большинство задач решается с ис-пользованием определенных алгоритмов, и их быстрое решение обычно зави-сит от знания формул и умения их применять. В этом случае основное усложнение проблемы вызвано увеличением количества действий по ее реше-нию и усложнением чисел. Многие этапы решения таких задач становятся для учащихся автоматическими, они не продумывают каждый из них.
Существуют следующие причины механического запоминания набора действий при решении задач:
- выбор метода решения не оставляет никаких сложностей и сомнений;
- решение сводится к той же операции, которая может быть довольно сложной, но состоит из ряда элементарных операций;
- учащемуся не нужно выбирать эту операцию (ее результат) среди дру-гих, которые возможны в аналогичных условиях;
- предлагаемые задачи относятся к одному типу, поэтому в них нет ни-чего необычного.
Учащиеся очень быстро перестают применять заученные определения и предложения, что снижает обоснованность решения проблемы.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой те-ме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия формирования элементов логико-алгоритмической культуры учащихся при изучении тождественных преобразований в курсе алгебры.
Объектом исследования является процесс формирования элементов логико-алгоритмической культуры учащихся при изучении тождественных преобразований в курсе алгебры.
Предметом исследования являются основы и принципы формирования элементов логико-алгоритмической культуры учащихся при изучении тожде-ственных преобразований в курсе алгебры.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для формирования элементов логико-алгоритмической культуры учащихся при изучении тождественных преобра-зований в курсе алгебры.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть особенности формирования алгоритмических умений;
- изучить тему «Тождественные преобразования»;
- детально проанализировать разви-тие алгоритмического умения школьников в процессе обучения математике;
- проанализировать процесс формирования навыков тождественных преобразований.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы бы-ли использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистиче-ский анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИКО-АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Особенности формирования алгоритмических умений
Содержательно-методологические направления во многом демонстри-руют сходство друг с другом. Основные общие черты включают раннее вы-деление ведущего понятия в линейке; длительный период его функциониро-вания в курсе как объекта изучения; формирование концептуальных систем, раскрывающих содержание линейки; создание различных связей внутри ли-нейки.
Реализация алгоритмической линии в известных нам учебниках алгебры не имеет ни одной из перечисленных особенностей. Это нашло отражение в особенностях их положения в курсе школьной алгебры. Ведущее понятие ал-горитмической линии - алгоритм - выделяется в конце курса и остается по существу изолированным, поскольку концепция блок-схемы выполняет толь-ко иллюстративные функции, а представление о программе и алгоритмиче-ских языках дается во вводном плане. Концепция алгоритма изучалась в тече-ние очень короткого периода времени и используется в ограниченном объеме; в основном как термин, заменяющий такие термины, обычно последователь-ность операций и т. д., когда необходимо подчеркнуть алгоритмический ха-рактер действий. Пропедевтика понятия ритма, развиваемая определенной ор-ганизацией материала других струн, наиболее характерна для рассматривае-мой струны [12].
Аналогичные характеристики имеют и некоторые другие содержатель-ные и методологические направления, например, прикладное, для которого математическая модель является ведущим понятием, обычно не включаемым в курс алгебры, но и логическое. Тот факт, что это направление относится к одной из двух групп, описанных здесь, имеет определенное значение для изу-чения методологических проблем, связанных с этим направлением. Кажется естественным обозначить линии первого типа как выявленные, а второго - как невыявленные.
Нужно отметить, что выявленность - это относительная особенность линии. Это зависит от многих причин, в частности, от эпохи или историческо-го периода, к которому относится создание анализируемого курса, от учебни-ка, в котором эти курсы реализованы. Что касается алгоритмической линии, то кажется правдоподобным, что ее определение в школьной алгебре - вопрос ближайшего будущего.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Блох, А.Я. О тождественных преобразованиях в курсе алгебры VI-VIII кл. [Текст] // Метод. рекомендации и указания по методике преподавания математики в средней школе: Сб. статей / А.Я. Блох. - М.: МГПИ им. В.И. Ле-нина, 1973.
2.Блох, А.Я. Логическое следствие и равносильность. [Текст] // Метод. рекомендации и указания по методике преподавания математики в средней школе: Сб. статей / А.Я. Блох. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1981. - ч.II
3.Виленкин, Н.Я. О развитии логических и творческих способностей школьников. [Текст] // Заочное обучение математики школьников VIII-X кл. : Сб. статей / Н.Я. Виленкин, А.Я. Блох.- М.: АПН СССР, 1982.
4.Виленкин, Н.Я. Алгебра и математический анализ для 10 класса [Текст] : Учебное пособие для учащихся школ с углубленным изучением ма-тематике / Н.Я. Виленкин.-М.: Просвещение, 1999.
5.Жиброва, Н.А. Методический анализ материала школьной алгебры с точки зрения использования алгоритмических предписаний. [Текст] // Метод. рекомендации к практическим занятиям по метод. препод. мат. в ср. шк. и ср. ПТУ: Сб. статей / Н.А. Жиброва.-М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984.
6.Жилина, Е.И. Алгоритмическая и алгебраическая линии в изучении числовых систем в курсе математики VI-X классов. [Текст] / Е.И. Жиброва.- М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1980.
7.Жилина, Е.И. Методический анализ описаний алгоритмов математиче-ских операций в школьных учебниках. [Текст] // Метод. рекомендации к прак-тическим занятиям по метод. препод. мат. в ср. шк. и ср. ПТУ ч.II. : Сб. статей / Е.И. Жиброва.-М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984.
8.Ивлев, Б.М. Сборник задач по алгебре и началам анализа для 9-10 классов [Текст] Пособие для учителей / Б.М. Ивлев.-М.: Просвещение, 1978.
9.Крамор, В.С. Тригонометрические функции [Текст] / В.С. Крамор, П.А. Михайлов.-М.: Просвещение, 1990.
10.Математика. 2600 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в ВУЗы [Текст] / П.И. Алтынов, Л.И. Звавич, А.И. Медяник и др.- М.: Дрофа, 1999.
11.Монахов, В.М. Формирование алгоритмической культуры школьни-ков при обучении математике. [Текст] / В.М. Монахов и др.- М.: Просвеще-ние, 1978.
12.Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. [Текст] Учебник / Л.Ф. Обухова.-М.: Российское педагогическое агенство, 1996.
13.Подласый, И.П. Педагогика [Текст] Учебник для студентов высших учебных заведений / И.П. Подласый.- М.: Владос, 2001.
14.Поспелов, Н.Н. Формирование мыслительных операций у старше-классников [Текст] / Н.Н. Поспелов, И.Н. Поспелов.- М.: Педагогика, 1989.
15.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образова-нии [Текст] / Е.И. Рогов.- М.: Владос, 1996.
16.Шеин, И.Г. Алгоритмический подход к обучению математике. [Текст] / И.Г.Шеин.-Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983.
17.Фельдштейн, Д.И. Психология взросления [Текст] / Д.И. Фель-дштейн.- М.: Моск. псих. - соц. ин-т, 1999.