Фрагмент для ознакомления
2
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия являются одним из важных аспектов развития учебной самостоятельности и познавательной активности учащихся. Они представляют собой умения и навыки, которые помогают ребенку планировать, контролировать и регулировать свою учебную деятельность. Регулятивные универсальные учебные действия включают в себя следующие аспекты:
1. Планирование:
• Способность ученика определить цели и задачи учебной деятельности.
• Умение составлять план действий для достижения поставленных целей.
• Контроль за выполнением плана и корректировка его при необходимости.
2. Организация:
• Способность структурировать учебную деятельность и ресурсы для достижения поставленных целей.
• Планирование времени и использование временных рамок для выполнения заданий.
• Организация рабочего пространства и материалов для эффективной работы.
3. Регуляция:
• Самоконтроль и саморегуляция учебной деятельности.
• Умение оценивать собственные достижения и прогресс в учебе.
• Рефлексия и корректировка своих действий на основе полученного опыта.
4. Мотивация:
• Способность ученика находить внутреннюю мотивацию для учебной деятельности.
• Развитие усидчивости, настойчивости и стремления к достижению результатов.
• Самооценка и самоутверждение в процессе обучения.
Регулятивные универсальные учебные действия играют важную роль в развитии учебных навыков и компетенций учащихся. Они помогают формировать у них навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности, что способствует повышению эффективности обучения и развитию учебной самостоятельности.
Критериальное оценивание
Критериальное оценивание включает в себя метод оценки достижения учебных целей и результатов учебной деятельности, основанный на заранее определенных критериях и стандартах. В отличие от традиционных методов оценивания, которые основаны на сравнении учеников друг с другом, критериальное оценивание фокусируется на оценке уровня освоения конкретных учебных компетенций и навыков.
Основные принципы и подходы к критериальному оцениванию включают следующее:
1. Четкость и ясность критериев: Критерии оценки должны быть определены четко и быть понятными для учеников. Они должны отражать конкретные качества и уровни достижения, которые оцениваются.
2. Объективность: Критериальное оценивание стремится к объективности и справедливости оценки. Оценка основывается на фактических критериях и стандартах, а не на субъективных предпочтениях или сравнении с другими учениками.
3. Прозрачность: Ученики должны знать о критериях оценки заранее, чтобы понимать, какие требования предъявляются к ним для достижения определенного уровня успеха. Это помогает им ориентироваться в учебной деятельности и улучшать свои результаты.
4. Формативность: Критериальное оценивание может иметь формативный характер, то есть быть ориентированным на поддержку и развитие ученика. Оно позволяет выявлять учебные проблемы и слабые места ученика, чтобы предоставить ему обратную связь и возможность для самокоррекции.
Применение критериального оценивания на уроках математики имеет следующие преимущества:
1. Ясность и конкретность оценки: Критерии оценки помогают ученикам понять, что требуется от них для достижения успеха в математике. Это создает ясность и помогает им лучше ориентироваться в своих учебных целях.
2. Развитие метапознания: Критериальное оценивание способствует развитию метапознания у учеников, то есть их способности осознавать свой учебный прогресс, анализировать свои действия и учебные стратегии.
3. Формирование ответственности и самооценки: Критериальное оценивание помогает ученикам стать более ответственными за свое обучение. Они могут более осознанно оценивать свои усилия, прогресс и достижения, что способствует развитию самооценки и мотивации.
4. Поддержка индивидуальных потребностей: Критериальное оценивание позволяет учителям учесть индивидуальные потребности и способности учеников. Они могут более точно определить прогресс каждого ученика и предложить дальнейшие инструкции и поддержку в соответствии с его потребностями.
Для эффективного использования критериального оценивания на уроках математики важно определить и разработать конкретные критерии оценки для различных задач и навыков в соответствии с образовательной программой и целями обучения. Это позволит более объективно и точно оценивать уровень достижения учащихся в математике и способствовать их дальнейшему развитию.
Младшие школьники
Младшие школьники - это учащиеся начальной школы, обычно в возрасте от 6 до 10 лет. Этот этап образования является важным периодом в жизни ребенка, так как именно в этот период формируются основные учебные навыки, знания и компетенции.
Характеристики младших школьников:
1. Развитие когнитивных способностей: В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие познавательных способностей ребенка. Учащиеся начинают развивать логическое мышление, умение анализировать и синтезировать информацию, абстрактное мышление и навыки решения проблем.
2. Социальная адаптация: Младшие школьники сталкиваются с новой социальной средой - школой. Они должны приспособиться к новым правилам, расписанию, взаимодействию с учителями и сверстниками. Развитие социальных навыков, таких как сотрудничество, коммуникация и эмоциональное саморегулирование, играет важную роль в этом процессе.
3. Физическое развитие: В младшем школьном возрасте дети продолжают физическое развитие. Они развивают моторику, координацию движений и выносливость. Физическая активность положительно влияет на их общее здоровье и учебные успехи.
4. Игровая активность: Игра остается важной частью жизни младших школьников. Они продолжают использовать игру для познания мира, развития социальных навыков, фантазии и творчества. Использование игровых элементов может быть эффективным в образовательном процессе для развития учебных навыков и мотивации учащихся.
5. Позитивная мотивация: Младшие школьники часто проявляют большой интерес к учению и хорошую мотивацию. Они стремятся получить признание и достижения в учебе. Важно поддерживать и развивать их позитивную мотивацию и интерес к учению.
Учителя и родители играют важную роль в поддержке и развитии младших школьников. Важно создать стимулирующую и поддерживающую образовательную среду, которая учитывает их особенности и потребности. Это включает использование игровых и интерактивных методов обучения, индивидуализацию подхода к каждому ученику и поддержку их социально-эмоционального развития.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики
Развитие регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики играет важную роль в стимулировании учебной самостоятельности и активности младших школьников. Регулятивные универсальные учебные действия помогают учащимся эффективно планировать, контролировать и регулировать свою учебную деятельность в области математики.
Вот несколько методов и подходов, которые могут быть использованы для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики:
1. Ясная постановка целей и задач: Учителя должны четко формулировать цели и задачи урока математики, чтобы учащиеся понимали, какие учебные действия им необходимо выполнить и какие результаты они должны достичь. Это помогает ученикам планировать свою деятельность и устанавливать конкретные ожидания.
2. Использование учебных планов и шаблонов: Учителя могут предоставлять учащимся учебные планы и шаблоны, которые помогают им организовывать свою учебную деятельность. Например, шаблоны для решения математических задач или таблицы для составления плана решения сложных проблем.
3. Обратная связь и самооценка: Важно обеспечить учащимся обратную связь по их учебным действиям. Учителя могут обсуждать с учащимися, как они планировали и контролировали свою деятельность, и помогать им осознавать, что можно улучшить в следующий раз. Самооценка также играет важную роль, поскольку ученики должны уметь оценивать свои достижения и прогресс.
4. Обучение стратегиям саморегуляции: Учителя могут обучать учащихся различным стратегиям саморегуляции на уроках математики. Например, использование ментальных схем, планирование шагов решения задачи, самоконтроль и самооценка. Это помогает учащимся стать более эффективными и самостоятельными в решении математических задач.
5. Рефлексия и обсуждение учебного опыта: После выполнения учебной задачи или проекта, учителя могут проводить рефлексию и обсуждение учебного опыта с учащимися. Это позволяет им анализировать свои действия, выявлять успешные стратегии и обсуждать, что можно улучшить в следующий раз.
Применение этих методов и подходов на уроках математики способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников. Это способствует их учебной самостоятельности, активности и успешному освоению математических знаний и навыков.
Связь между регулятивными универсальными учебными действиями и критериальным оцениванием
Существует тесная взаимосвязь между регулятивными универсальными учебными действиями и критериальным оцениванием на уроках математики. Регулятивные универсальные учебные действия представляют собой навыки и умения, которые помогают учащимся планировать, контролировать и регулировать свою учебную деятельность. Критериальное оценивание, в свою очередь, является подходом к оценке достижения учебных целей на основе заранее определенных критериев.
Взаимосвязь между этими двумя аспектами образовательного процесса проявляется следующим образом:
1. Определение критериев для регулятивных универсальных учебных действий: Критериальное оценивание позволяет учителям установить четкие критерии и стандарты для оценки уровня развития регулятивных универсальных учебных действий учащихся. Например, уровень планирования и контроля учебной деятельности или уровень саморегуляции и самооценки. Это помогает учащимся понять, какие конкретные навыки и умения им необходимо развивать.
2. Оценка регулятивных универсальных учебных действий: Критериальное оценивание предоставляет возможность оценить уровень развития регулятивных универсальных учебных действий учащихся. Учителя могут использовать заранее определенные критерии для оценки того, насколько учащийся эффективно планирует, контролирует и регулирует свою учебную деятельность. Это помогает учащимся осознавать свои сильные и слабые стороны и ориентироваться на развитие учебной самостоятельности.
3. Обратная связь и развитие регулятивных универсальных учебных действий: Критериальное оценивание предоставляет возможность для обратной связи и дальнейшего развития регулятивных универсальных учебных действий. Учителя могут обсуждать с учащимися их оценки на основе критериев и помогать им осознавать, как они могут улучшить свои навыки планирования, контроля и регуляции учебной деятельности. Это способствует развитию учебной самостоятельности и повышению уровня учебных достижений.
Таким образом, критериальное оценивание играет важную роль в развитии и формировании регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики. Оно помогает учащимся осознавать свои учебные стратегии, развивать учебную самостоятельность и повышать качество своей учебной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Современное образование нацелено не только на передачу знаний, но и на развитие учебных умений и навыков у учащихся. Одним из важных аспектов этого процесса является формирование регулятивных универсальных учебных действий (РУУД), которые включают в себя умения целеполагать, планировать, контролировать, корректировать, оценивать и осуществлять волевую саморегуляцию. Развитие этих навыков имеет особое значение на уроках математики, где требуется не только понимание математических концепций, но и способность организовать свою учебную деятельность, самостоятельно решать задачи и анализировать свои результаты.
Одним из подходов, способствующих формированию РУУД, является использование критериального оценивания на уроках математики. Критериальное оценивание предполагает разработку четких критериев и стандартов оценки, которые совместно вырабатываются учителем и учениками. Оно позволяет сосредоточить внимание не только на финальных результатах, но и на процессе обучения, самооценке и саморегуляции. Такой подход способствует активной учебной деятельности, развитию самостоятельности и ответственности учеников, а также повышению их успеваемости и мотивации к обучению.
В связи с вышеизложенным, актуальным является исследование процесса формирования РУУД у младших школьников на уроках математики с использованием критериального оценивания. Данная работа направлена на анализ национальных и международных документов, освещающих вопросы образования и формирования РУУД, а также на изучение научной литературы и результатов исследований, касающихся данной темы. Кроме того, представлены результаты эмпирического исследования, проведенного среди учителей, учеников и родителей, чтобы получить их мнения и оценки относительно влияния критериального оценивания на формирование РУУД и успеваемость учащихся младших классов на уроках математики.
При анализе международных документов по формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников, были выделены несколько ключевых аспектов.
1. Программа международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment): В анализе данного документа было обнаружено, что он акцентирует внимание на развитии регулятивных универсальных учебных действий учащихся в контексте математического образования. Особое внимание уделяется навыкам планирования, контроля и саморегуляции, которые являются основой эффективного учебного процесса.
2. Образовательные стандарты и рекомендации: В ходе анализа образовательных стандартов разных стран было отмечено, что они включают требования к развитию регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики. Эти стандарты подчеркивают важность умений планирования решения математических задач, самостоятельного контроля и коррекции учебной деятельности, а также оценки своих достижений.
3. Рекомендации и исследования по образованию: В ходе анализа рекомендаций и исследований, проведенных международными организациями, было выявлено, что они поддерживают значимость развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики. Особое внимание уделяется формированию учебной самостоятельности, планированию и саморегуляции в процессе решения математических задач.
4. Научные публикации и исследования: В результате анализа научных публикаций и исследований было выявлено, что регулятивные универсальные учебные действия играют важную роль в развитии математической компетенции младших школьников. Они способствуют повышению их учебной самостоятельности, а также улучшению качества учебной деятельности и достижений в математике.
В целом, проведенный анализ международных документов позволяет сделать вывод, что регулятивные универсальные учебные действия являются важным аспектом формирования математической компетенции у младших школьников. Международные документы акцентируют внимание на развитии навыков планирования, контроля и саморегуляции, что способствует более эффективному учебному процессу и повышению уровня достижений в математике учащихся.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, И.А. "Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики". Педагогика и психология образования, 2018.
2. Бурменская, Г.В. "Регулятивные универсальные учебные действия в начальной школе". Начальная школа, 2015.
3. Волкова, О.Н. "Критериальное оценивание в образовательном процессе". Инновационные технологии в образовании, 2017.
4. Герцензон, Б.А. "Регулятивные универсальные учебные действия в начальной школе". Математика в школе, 2016.
5. Закирова, Л.А. "Критериальное оценивание на уроках математики". Учитель математики, 2019.
6. Кузьмина, Н.В. "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики". Начальная школа, 2017.
7. Малышева, О.В. "Критериальное оценивание: теория и практика". Педагогическое образование в России, 2020.
8. Романова, Н.В. "Регулятивные универсальные учебные действия младших школьников". Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика и психология образования, 2018.
9. Смирнова, Т.М. "Критериальное оценивание в начальной школе". Начальная школа, 2021.
10. Ушакова, И. "Формирование РУУД у младших школьников на уроках математики". Педагогика и психология образования, 2017.