Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современный период от безупречного соблюдения требований дисци-плины труда зависит выполнение производственных заданий, рост производи-тельности труда и улучшение материального и культурного положения работ-ников. Одним из средств обеспечения трудовой дисциплины на этапе формиро-вания и развития рыночных отношений в нашей стране продолжают оставаться мероприятия юридической ответственности, которые могут применяться к ли-цам, не соблюдающим установленные правила внутреннего трудового распо-рядка.
Учитывая многоаспектность правовых проблем дисциплинарной ответ-ственности, поскольку они носят межотраслевой характер (на границе админи-стративного и трудового права), вопросы дисциплинарной ответственности все-гда были и остаются в центре внимания законодателя, находят свое отражение в практике их применения. Однако, в научной литературе до сих пор не хватает развернутых теоретических работ, посвященных проблематике порядка привле-чения работников к дисциплинарной ответственности.
В настоящее время, в период реформирования системы государственной гражданской службы, проблема применения дисциплинарных мер ответственно-сти по отношению к государственным гражданским служащим яв¬ляется одной из самых актуальных. Контроль за соблюдением, во-первых, зако¬нодательных норм, во-вторых, установленных дисциплинарных норм один из важнейших во-просов в регулировании поведения государственного граждан¬ского служащего, как в пределах рабочего времени, так и личного.
Актуальность данной темы состоит в том, что огромную роль в жизни общества играет именно государственная гражданская служба, которая призвана воплощать в жизнь политику государства в различных сферах общественной жизни. Именно от профессионализма госслужащих, их коррупционной устойчи-вости и умения результативно решать задачи государственного управления, ока-зывать качественные публичные услуги зависит нормальное функционирование рыночной экономики, и сохранение социальной стабильности в обществе.
Объект исследования – общественные отношения в сфере правового регу-лирования дисциплинарной ответственности гражданских служащих.
Предмет исследования – нормы, регламентирующие дисциплинарную от-ветственность гражданских служащих.
Цель исследования – комплексный анализ особенностей и проблем право-вого регулирования дисциплинарной ответственности государственного граж-данского служащего.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие зада-чи:
- привести общую характеристику дисциплинарной ответственности государственных служащих раскрыть;
- выявить процессуальные аспекты дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих;
- описать особенности дисциплинарной ответственности государ-ственного служащего на примере органов принудительного исполнения;
- рассмотреть актуальные проблемы дисциплинарной ответственности государственных служащих;
- выявить пробелы правового регулирования вопроса дисциплинар-ной ответственности в системе органов прокуратуры Российской Федерации.
Методологическая основа работы - для достижения поставленных целей и решения задач использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы познания правовых явлений. B работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, системно-правовой, формально-юридический.
1 Теоретико-правовые основы дисциплинарной ответственности гражданских служащих
1.1 Общая характеристика дисциплинарной ответственности государ-ственных служащих
Одним из важнейших правовых средств выполнения работниками своих обяза¬тельств по надлежащему исполнению дисциплинарных обязательств слу-жит дисципли¬нарная ответственность государственных служащих, которая включает дисциплинар¬ные меры, дисциплинарные проступки или другие неза-конные действия, которые не криминализируют их поведение.
Для того, чтобы исследовать категорию «дисциплинарная ответствен-ность» государственных служащих, в первую очередь, стоит обратить внимание на понятие юридической ответственности в целом, поскольку именно она явля-ется центром правового регулирования и механизмом регулирования опреде-ленных общественных отношений. Рассмотрение дисциплинарной ответственно-сти невозможно без осознания и понимания института юридической ответствен-ности в целом.
Изучая исторические корни происхождения слова «ответственность», лингвист, доктор филологических наук, а также выдающийся профессор и автор множества изданий, посвященные особенностям русского языка С.И.Ожегов отмечает, что ответственность как самостоятельный институт выступает в роли «необходимости, обязанности отдавать кому-нибудь отчет в своих действия, поступках». Исходя из этого, юридическая ответственность - это способность лица нести ответственность за совершившие им проступки .
Таким образом, институт юридической ответственности представляет со-бой определенные законодательно закрепленные меры воздействия к виновному за совершение правонарушения.
К главной особенности данного правового института относится то, что та-кое правоотношение характеризуется наличием специальных субъектов, кото-рыми являются с одной стороны государственный служащий в роли должност-ного лица, исполняющее возложенные на него обязанности, направленные на управление, охрану, а также поддержание правопорядка, а с другой стороны - представитель нанимателя. Государственная гражданская служба имеет явные отличия по сравнению с другим видом трудовой деятельности своим социаль-ным статусом нанимателей, выступающих от имени государства.
Немаловажным в регулировании вопроса дисциплинарной ответственно-сти государственных служащих является само понятие дисциплинарной ответ-ственности. Так, дисциплинарная ответственность - это определенные санкции, наказания, которые накладываются на лицо, совершившее какое-либо правона-рушение. Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказа-ния, взысканий, мер имущественного характера за виновное совершение право-нарушения, то есть такие действия (бездействие), которые законодательством признаны запрещенными и вредными .
Государственная служба в России является почётной и престижной служ-бой в стране. При всех многочисленных видах и форм государственного поли-тического строя и управления страны. Важным из главных направлений госу-дарственной службы является организация абсолютно всех современных об-ществ нашего государства и мира. Государственная служба за пределами нашей страны приобретает большое огромное значение в рамках защиты дисциплины ответственности граждан Российской Федерации и иностранных государств.
Однозначно, что для организации государственной службы нужно рас-сматривать дисциплину государственных служащих, как действующий меха-низм, обеспечивающий надежную безопасность, которая организует правопоря-док в государстве, а также законность во всех отраслях права, включая и меж-дународное право.
Дисциплина является драйвером в управлении государственной службы. Регулятором правовой дисциплины государственных служащих в общественных отношениях выполняются и организуются путем регламентированных уставов государственных служб различных ведомств государственного устройства, ко-торые разработаны на основании нормативных актов, указов, распоряжений, ди-ректив, международных соглашений по управлению государством.
Важным аспектом для устойчивости государства и его устройства право-порядка дисциплины государственных служащих зависит от ответственности понимания дисциплинарных юридических санкций в отношении госслужащих, а также культурного развития.
Однако в юридической науке распространено и иное мнение. Так, напри-мер, профессор Р. О. Халфина полагала, что в праве и правовой науке термин «ответственность» давно приобрел вполне определенное, самостоятельное со-держание, которое отличается от его филологического значения .
Проблемы в государственной службе в наше время, как и в прошлые года остается не соблюдение и не выполнения дисциплины на высоком профессио-нальном служебном уровне, включая все должностные ступени. В связи с нарушением дисциплины возникает сложная обстановка в управлении государ-ством.
В не простых условиях современного мира, которые диктуют необходи-мость новых реформ в государстве, а также развитие концепции современной государственной службы и приводит её в структуры государственного иммуни-тета страны, и благодаря дисциплинированности государственная службы при-обретает особое значение в масштабах благополучия страны и мира.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации : (принята всенародным голо-сованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г.
№ 6–ФКЗ, от 30 дек.2008 г. № 7–ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. № 2–ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11–ФКЗ, от 1 июля 2020 г. № 1–ФКЗ) // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 197—Ф3 [ред. от 19.12.2022] // Собрание законодательства Россий-ской Федерации. — 2002. — № 1 [ч. I]. — Ст. 3.
3. О системе государственной службы Российской Федерации : Федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58–ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законода-тельства Российской Федерации. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Фе-дер. закон от 27.07.2004 № 79—ФЗ [ред. от 28.04.2023] // Собрание законода-тельства Российской Федерации. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.
5. О службе в органах принудительного исполнения Российской Феде-рации и внесении изменений в отдельные законода¬тельные акты Российской Фе-дерации: Федер. закон от 1 окт. 2019 г. № 328-Ф3: в ред. Федер. закона от 8 дек. 2020 г. № 429-ФЗ // Рос. газ. 2019. 04 окт.
6. Об органах принудительного исполнения Российской Федерации: Федер. закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ: в ред. Федер. закона от 27 дек. 2019 г. № 487-ФЗ // Рос. газ. 1997. 05 авг.
7. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рас-смотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 // Законность. 2013. № 4.
8. Об утверждении Дисциплинарного устава органов принудительного исполнения Российской Федерации: Приказ Мин¬юста России от 18 марта 2020 г. № 47 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 2020. 01 апр.
9. Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в отно-шении сотрудника органов принудительного испол¬нения Российской Федера-ции: приказ Минюста России от 30 марта 2020 г. № 65// Официальный интернет-портал пра¬вовой информации http://www.pravo.gov.ru. 2020. 08 апр.
10. Об утверждении Порядка уведомления федеральными государ-ственными служащими органов принудительного испол¬нения Российской Феде-рации о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупцион-ных правонару¬шений, регистрации уведомлений и организации проверки сведе-ний, содержащихся в уведомлении: приказ ФССП Рос¬сии от 15 сент. 2020 № 665 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 2020. 14 окт.
Материалы судебной практики
11. Решение Калужского районного суда г. Калуги от 17.05.2016 по де-лу № 2-3776/2016. URL: https://sudact.ru/regular/doc/Tu53hkMMgmW/ (дата об-ращения: 27.05.2023).
12. Решение Светловского городского суда г. Калининграда от 16.08.2019 по делу № 2-267/2019. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 28.05.2023).
13. Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 26.08.2018 г. // Россий¬ская газета. Федеральный выпуск. 2018. 30 ноября.
14. Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 01.09.2019 г. // Рос¬сийская газета. Федеральный выпуск. 2019. 30 октября.
Научная и учебная литература
15. Адушкин Ю. С. Дисциплинарное производство в СССР / под ред. В. М. Манохина. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1986. 280 с.
16. Бахрах Д. Н. Административное право России : учебник. 6-е изд., перераб. и доп. Москва : Эксмо, 2011. 622 с.
17. Волошина О.В. Современные проблемы дисциплинарной ответ-ственности государственных служащих // В сборнике: EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE. сборник научных трудов по материалам XLI международной научной конференции. Анапа, 2021. С. 27-31.
18. Добробаба М. Б. Дисциплинарная наказанность в служебном праве: понятие и правовые последствия // Очерки новейшей камералистики: научный журнал. 2018. № 1. С. 2-5.
19. Добробаба М. Б. Дисциплинарная ответственность в системе госу-дарственно-служебных правоотношений: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2017. 463 с.
20. Добробаба М. Б. Формализация оснований дисциплинарной ответ-ственности государ¬ственных служащих: проблемы и перспективы // Админи-стративное право и процесс. 2017. № 5. С. 17 – 21.
21. Касюлин В. В. Проблемы дисциплинарной практики органов внут-ренних дел : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 242 с.
22. Лещина Э. Л. К вопросу о правовом регулировании дисциплинарной ответственности в системе государственной служ¬бы // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. 2017. С. 249-253.
23. Максимова А.А. Актуальные проблемы о привлечении государ-ственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности // В книге: Проблемы совершенствования российского законодательства. сборник тезисов Всероссийской (с международным участием) научной конференции курсантов, слушателей и студентов. Барнаул, 2021. С. 271-272.
24. Носова Ю. Б. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих Российской Феде¬рации : монография. Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. 205 с.
25. Обухова Г. Н. Практические проблемы отсутствия единой процеду-ры привлечения ра¬ботника к дисциплинарной и материальной ответственности // Трудовое пра¬во в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 37–39
26. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. Пособие. М., 2007. 288 с.
27. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. 944 с.
28. Осипов Н.С. Дисциплинарная ответственность государственных служащих // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(110). URL: https://sibac.info/archive/social/4(110).pdf (дата обращения: 27.05.2023).
29. Халфина P. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. 423 с.
30. Чекалина О. В. Административно-юрисдикционный процесс : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 261 с.