Фрагмент для ознакомления
2
. Теоретические основы лингвопрагматических особенностей
1.1 Основные термины и содержание лингвопрагматических особенностей
Лингвистическая прагматика - одно из наиболее перспективных и новых направлений в современной лингвистика. Как неотъемлемая часть, оно включено в теорию языка и изучается на курсах общей лингвистики. Лингвопрагматика противоположна формальной лингвистике, которая больше фокусируется на форме языка, чем на его использовании. Это направление связано с исследованиями языка и теорией речевого поведения.
Более подробно, в сферу охвата этой дисциплины входит [5, с. 162-187]:
- анализ заявленных явных и скрытых целей, внутреннего настроя говорящего и готовности аудитории к «столкновению» для достижения желаемого смысла;
- изучение типов коммуникативного поведения: речевых стратегий и тактик, правил ведения диалога, направленных на достижение коммуникативных эффектов;
- использование о так называемом «непрямом» речевом поведении и различных техниках языковых игр.
Прагматика относится как к интерпретации высказывания, так и к выбору его формы в конкретных условиях. Это определение содержит две прагматические точки зрения: позицию говорящего (выбор формы) и позицию слушателя (интерпретация высказывания).
Ч. Моррис в конце 1930-х годов использовал прагматизм для создания своей собственной символической теории (семиотики). Таким образом, Ч. Моррис выделил три основных направления семиотики:
- синтаксис, формальные отношения между символами;
- семантику, отношения между символами и объектами;
- прагматику, отношения между символами и говорящими.
Причина напряженности в разделении языка на три области, по-видимому, заключается в том, что некоторые лингвисты признают неразрывную связь и взаимное влияние семантики и прагматики на значение языковых единиц. Цель лингвистики – «изучать язык в контексте»: общество, контекст и т.д., то есть изучать язык как средство коммуникации.
Границы между прагматической теорией и практикой определены не полностью, и они все еще довольно расплывчаты, отражая тесное взаимодействие между гуманистическими (и соответствующими языковыми) областями знаний, такими как теория речи и поведения, анализ дискурса, социально-этническая психолингвистика, антропология и т.д. [12, с. 142-164].
Антропоцентрическая парадигма в лингвистике определяет инклюзивность человека, и его деятельность в процессе изучения языка открыла новые научные связи: психолингвистику, социолингвистику, этнолингвистику и др.
Благодаря языку процесс формирования мышления эксперты выдвинули следующие предположения: «Люди провели философский, логический и психологический (первичный) анализ, и результаты отражены и зафиксированы в языке. Прежде чем двигаться вперед в любой из этих областей, предлагаемых различными науками, необходимо извлечь как можно больше из языка, и лингвистика должна это сделать».
Вышеизложенная задача осложняется тем фактом, что в процессе речевой деятельности слово «рост» имеет дополнительные значения, а иногда приобретает семантические компоненты, характерные для культуры, философии и психологии людей: «Факторы играют определенную роль в речи и исходят от человека, который не может быть просто носителем языка или социальной коллективной единицей, но всегда является уникальной личностью со своими уникальными мыслями, чувствами и желаниями. Слова в речи работают не как обычные и безликие звукоподражания, они полны уникальных значений, определяемых речевой ситуацией и личностью говорящего».
Человеческое мышление отражает объективный мир в языке, содержит элементы субъективности и ограничено сложными характеристиками человеческой когнитивной деятельности. Субъективные факторы остаются на уровне языковой интерпретации мышления, влияющие на процесс отражения внешнего мира в языковой системе; данный аспект зависит от глубины человеческого понимания реального мира.
Языковая прагматика существует сегодня как независимое и целостное явление, с четким определением и общепринятым исследовательским планом. Решение проблем, поднятых языковой прагматикой, открывает новые возможности для понимания природы образования языковых единиц, того, как они формируются. Темы прагматических исследований включают вопросы, связанные с субъектом речи (говорящим), реципиентом (аудиторией), стратегиями и тактиками речевого поведения.
Одним из аспектов, отражающих взаимодействие между реальностью и людьми, является оценка. В процессе постижения мира природные данные, воспитание, образованность, исторические предпосылки течения жизни человека, его характер, вкус и мировоззрение вырабатывают у человечества определенную систему ценностей: «Оценка относится к категории человеческих существ. Она определяется физической и психологической природой человека, его существованием и чувствами, она определяет мысли и деятельность, а также восприятие искусства» [3, с. 44-67].
Категории оценки находятся на разных уровнях языка (речь, словарный запас, словосочетания, словообразование, морфология, синтаксис). Эти иерархические лингвистические средства с оценочными значениями представляют собой специфические системы (категории) с богатым семантическим и прагматическим содержанием.
Семантическая категория оценки характеризуется своим специфическим аксиологическим содержанием, широким распространением и собственным методом языковой репрезентации.
1.2 Направления лингвопрагматических особенностей
Лингвопрагматические особенности - это дисциплина, изучающая способность человека выражать намерение с помощью языковых и подязыковых средств, а также способность понимать намерение собеседника (то есть понимать, почему и зачем собеседник сделал то или иное заявление). Основой является речь, отношения между говорящим и получателем, а также содержание речи. Теоретические основы лингвистики были разработаны в 1960-х годах лингвистами и философами Оксфордской школы (Б.Рассел, Дж. Остин, Х.Грайс, Дж.Сирл).
Целью лингвопрагматики является изучение языка в социальном, ситуативном и других контекстах, то есть изучение языка как средства коммуникации. В настоящее время границы между прагматической теорией и практикой все еще размыты, что отражает тесное взаимодействие между лингвистикой и теорией лингвистического поведения, анализом дискурса, социологией, этнологией, психолингвистикой, антропологией и другими областями лингвистических знаний [10, с. 23-64].
Лингвопрагматика получила свой оригинальный концептуальный аппарат от классической риторики, поэтому трудно провести различие между различными проявлениями прагматики и риторики.
Во многих работах рассматривается механизм прагматического влияния метафоры. В случае метафор речь идет о выполнении вербальной задачи, которая включает в себя три компонента объективных характеристик: мотивацию, цели и стратегии, и совместно подготавливает иррациональные эффекты утверждения.
Метафоры используются субъектом речи для достижения конкретных прагматических целей. Намерение вербального субъекта проявляется в приписывании характеристик одного реального объекта другому указанному объекту. Благодаря этому метафора приобретает оттенок оценки и эмоций. Прагматический потенциал метафор реализуется в неисполнительной силе вербального поведения, такого как одобрение, неодобрение, пренебрежение, неуважительная оценка и похвала.
С точки зрения теории дискурса языковые характеристики рассматриваются как особый механизм формирования значения. С помощью этого метода в процессе характеристики определенной части окружающей действительности рассматриваются систематические признаки языковых единиц, составляющих лингвистику, то есть их семантика и дополнительные коннотации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Булыгина Т. В. О границах и содержании прагматики // Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и языка. - 2018. - №4. - С. 333-342.
2.Бюлер К. Теория языка: Репрезентативная функция языка / К. Бюлер. — М.: Прогресс, 1993. — 528 с.
3.Грайс П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. — 1985. — С. 217 - 237.
4. Жеребкина И. Современная западная философия: учебное пособие для высших учебных заведений / И Жеребкина. — М.: Печтная книга, 2022. — 450 с.
5.Кильмухаметова Е.Ю. Основные понятия теории релевантности // Психология человека. - 2019. – С. 44-59.
6.Матвеева Г.Г. Основы прагмалингвистики / Г.Г. Матвеева. — М. : ФЛИНТА, 2019. - 232 с.
7.Моррис Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика: антология. - 2021. — С. 45 - 97.
8.Основы теории коммуникации. — М.: Гардарики, 2019. — 618 с.
9.Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. – 1996. – С. 22 – 130.
10.Пугачева О.В. Условия успешности речевого акта и стратегии поведения в условиях коммуникативного дискомфорта // Вестник Новгородского государственного университета. – 2019. - № 47. – С. 57-63.
11.Рыжова Л.П. Французская прагматика / Л.П. Рыжова. — М.: КомКнига, 2019. — 240 с.
12. Серль Дж.Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. — Вып. 17. Теория речевых актов. — 1996. — С. 151 - 169.
13.Студфайл [Электронный ресурс] // URL: https://studfile.net/preview/8901656/page:20/
14.Сусов И.П. Лингвистическая прагматика / Учебник для студентов, магистрантов и аспирантов / И.П. Сусов. – М.: «Восток - Запад», 2006. – 417 с.
15.Якобсон P.O. Лингвистика и поэтика // Структурализм «за» и «против»: сб. статей. — 1975. — С. 193 - 230.
16. Abraham W. Discourse Particles. Descriptive and theoretical investigations on the logical, syntactic and pragmatic properties of discourse particles in German. — Amsterdam; Philadelphia: Benjamins, 1991. — 346 р.
17.Brown P., Levinson S.C. Politeness: some universals in language usage. — Cambridge, 1987. – 417 р.
18.Ernst P. Pragmalinguistik. Grundlagen. Anwendungen. Probleme. — Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2009. — 201 р.
19.Leech G.N. Principles of Pragmatics. — London and New York, 1996. – 295 р.
20.Levinson S.C. Pragmatics. — Cambridge: Cambridge University Press, 1993. – 529 р.
21.Lewandowski T. Linguistisches Worterbuch. — Heidelberg; Wiesbaden: Quelle u. Meyer, 1994. — 1287 р.
22.Meibauer J. Pragmatik: eine Einfuhrung. — Tubingen: Stauffenburg- Verlag, 2019. — 180 р.
23.Nixdorf N. Hoflichkeit im Englischen, Deutschen, Russischen. Ein interkultureller Vergleich am Beispiel von Ablehnungen und Komplimenterwiderungen. — Marburg: Tectum Verlag, 2019. — 168 р.
24. Heller D. Catch-22. - M.: Act, 2021. – 349 р.