Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мотивация – это процессы, методы, средства побуждения обучающихся к результативному освоению содержания образования и познавательной деятельности. Следует отметить, что мотивация связана с мотивами, то есть некими конкретными побуждениями, стимулами, которые заставляют личность действовать и совершать конкретные поступки.
Известно, что мотивы связаны с эмоциями и стремлениями человека, интересами и потребностями, идеалами и установками. Таким образом, мотивы – это движущая сила процесса обучения и усвоения материала. Отсюда следует, что мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения.
Мотивация к обучению является достаточно непростым и неоднозначным процессом изменения отношения личности и к отдельному предмету изучения, и к учебному процессу в целом.
Причинами, стимулирующими человека к активной деятельности (учебе) могут быть самыми разными. Отсюда меняются и требования к организации и качеству образования.
Сейчас важны не только специальные знания, умения и навыки, но и ориентиры на всестороннее развитие и успех. Поэтому особенно актуальным в этих условиях становится вопрос о стимулах и мотивах учебной деятельности.
На мотивы как на мобильную систему можно влиять.
Чем выше мотивация, тем выше стимул получения знаний. Проблемы отсутствия учебной мотивации приводят к неприятным последствиям – снижению качества знаний, умений и навыков
Целью данной работы является рассмотрение концепций отечественных и зарубежных психологов о мотиве и процессе мотивации как выборе предмета потребности и построения побуждения к действию.
Задачи:
- описать сущность мотивации, роль мотивации для личности;
- рассмотреть историю изучения мотивации;
- изучить дошкольный возраст: мотив и мотивацию при выборе предмета потребности;
- описать мотивационный компонент учебной деятельности;
- изучить методы усиления мотивации как способ повышения эффективности в учебной деятельности.
Объект исследования – мотив и мотивация. Предмет исследования – специфика мотива и мотивации в учебной и воспитательной деятельности.
Глава 1 Теоретические основы изучения мотивационных процессов
1.1 Сущность мотивации, роль мотивации для личности
В современной психологической науке существуют различные взгляды на сущность мотива. Вместе с тем мотив чаще рассматривается как конкретный психологический феномен (но различный у разных авторов), как направленность на побуждение, цель, потребность, свойства личности, состояния, намерение.
Например, такое понимание мотива предложено польским психологом и психотерапевтом К. Обуховским: «Мотив – это психический процесс, который изнутри стимулирует нас к постановке цели и принятию соответствующих средств действия» .
«Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта» .
В научной литературе под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем «мотив». «Мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который поддерживает и стимулирует поведенческую активность на определенном уровне.
Д. А. Леонтьев, рассуждая о роли саморегуляции как основы работы личности, приходит к тому, что саморегуляция помогает субъекту преодолеть навязчивое влияние внутренних импульсов и давлений окружающей среды, прокладывать свой путь в мире, основываясь на своих смыслах и ценностях .
Д. А. Леонтьев пишет о том, что любое развитие имеет основу в развитии не столько структур познания, а именно структур личности. К примеру, если личность ученика не развивается, обучение не будет эффективным. Знания просто становятся мертвым грузом. А познание является инструментом.
Личность и мотивация являются определяющими в развитии, к примеру, креативности. Если человек одарен, но не развивает свою личность, начинаются проблемы и кризисы. Субъекты, не справляющиеся со своей одаренностью – это субъекты с неразвитой личностью.
По мнению Д. А. Леонтьева, каждый человек обречен заниматься актуализацией того, что в нем заложено. Актуализация предполагает коммуникации с другими в соответствии со своей программой. Значит, актуализация предполагает созревание на морфологическим уровне, функциональности, адаптацию к условиям среды.
Кроме того, каждый человек – это существо социальное, элемент многих систем. И нужно достичь гармонии с группами общества, к которым принадлежит человек, адаптироваться к ним. Это уже аспект социализации, усвоения опыта общества, его требований.
Есть также аспект личностного в самой личности. Здесь мы уже говорим об автономности личности, ее выборе и самодетерминации своей жизни. Личность поступательно развивает свои механизмы коммуникации с миром, саморегуляцию. До совершеннолетия развивается личностная саморегуляция, вменяемый субъект. Данный этап – обязателен и универсален. Личности нужно усвоить механизмы самоконтроля, чтобы соответствовать требованиям общества.
Уже после совершеннолетия развитие является личным делом каждого и не обязательно. Здесь личность учится быть субъектом своей жизни, строить собственную траекторию жизни . Это – своеобразные возможные горизонты развития личности.
К личностному потенциалу не имеют отношения способности, компетенции, интеллект, умения и знания. Это – не решающий фактор. Личностный потенциал – это то, каким образом человек использует свои способности. Таланты, способности могут быть лишними, от них могут быть только проблемы. Аналогия – со странами, у которых есть огромные природные ресурсы. И государства перестают развивать экономику, потребляя только свои ресурсы. Люди могут поступать также.
Д. А. Леонтьев приводит пример: личность Марата Сафина не успевала за развитием своих способностей, и он ушел из спорта раньше, чем мог бы. У Давыденко был скромный уровень возможностей, но он выжимал максимальный уровень, который у него был, при помощи самодисциплины.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017.
2) Воронкова Е.К. Массовые открытые онлайн-курсы в системе высшего образования: методологические подходы к формированию и практические решения. Экономические науки. 2020. С. 82-90
3) Горбачева, Е. В. Эдьютейнмент - он повсюду, или современное подрастающее поколение нужно учить по-другому / Е. В. Горбачева. - Молодой ученый. - 2020. - No 1 (291). - С. 130-135
4) Денисова Е.А., Никонова Р.А. Исследование учебной мотивации младших школьников// ПОВОЛЖСКИЙ ВЕСТНИК НАУКИ. 2021. № 2. С. 60-65
5) Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
6) Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова - 2020. С. 16-20
7) Дошкольное детство: теория, методика, практика : сборник статей. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2020.
8) Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002. С. 189
9) Карманова Е.В. Применение геймификации при организации электронного обучения (на примере учебного курса «Информационные системы и технологии») / Е.В. Карманова // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 76-й международной научно-технической конференции. - Магнитогорск: Изд-во. Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2018. – Т.2. – С. 457-460
10) Крайнова Ю. Н., Пути формирования учебной мотивации у подростков при изучении истории в общеобразовательной школе // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 4. — С. 42-50
11) Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 2 / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006.
12) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1982
13) Майер Р. В., Психологические аспекты активизации учебной деятельности студентов педагогических вузов при изучении компьютерного моделирования // Инновации в образовании. — 2018. — № 9. — С. 55-60
14) Маклаков А.Г. Общая психология. СПб: Питер, 2008.
15) Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ – СПб: Питер, 2012
16) Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 2004
17) Обуховский К. Психология влечений человека. Прогресс, 1972.
18) Семенова М. Н., Динамика мотивации учебной деятельности в связи с ценностями будущей профессии у студентов технического вуза // Высшее образование сегодня. — 2015. — № 3. — С. 49-55
19) Сердюкова Н. А., Побуждение обучающихся к учебной деятельности // Начальная школа. — 2020. — № 8. — С. 69-75
20) Шубина Ю.С., Мухамадеева Р. М., Мансурова К. А. Геймифицированная среда онлайн-обучения как инновационный метод повышения вовлеченности студентов//ЗАМЕТКИ УЧЕНОГО. 2022. № 5. С. 207-210