Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Большинство учителей не принимают во внимание определенные аспекты и личностные качества. Одним из таких факторов является самооценка. Корректировка самооценки поможет не только улучшить ваши результаты в учебе, но и укрепить ваше положение в обществе. Самооценка - это оценка себя, своих способностей, качеств и своего места среди других. Это зависит от отношения человека к окружающим его людям, от его критичности, самооценки, отношения к успехам и неудачам.
Самооценка связана со степенью притязаний человека, то есть степенью сложности в достижении целей, которые он ставит перед собой. Несоответствие требований человека его реальным возможностям приводит к ложной самооценке, в результате чего поведение индивида становится неадекватным (возникают эмоциональные расстройства, повышенная тревожность и т.д.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности других людей и результаты его деятельности. Она начинает формироваться в раннем детстве, когда ребенок начинает отделяться от окружающих его людей, продолжает меняться на протяжении всей своей жизни и становится более критичным и осмысленным.
Чувствительным этапом формирования самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начать формирование объективной самооценки именно здесь. Л.С. Выготский отмечал, что в возрасте семи лет самооценка проявляется как обобщенная, бессмысленная и в то же время дифференцированная. Отношение ребенка к самому себе развивается.
В российской педагогике и психологии накоплен большой эмпирический материал по развитию чувства собственного достоинства на разных возрастных этапах. Самооценка рассматривается в рамках исследования проблем я-концепции как ядро самосознания (Н.А. Батурин, С.А. Будасси, Л.И. Божович, О.Н. Молчанова, Е.А. Залучинова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, Е.О. Федотова, И.И. Чеснокова, П.Р. Чамата), показатель индивидного его уровня развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Е.П. Авдуевская, Л.В. Бороздина, С.А. Баклушинский О.В. Дашкевич, А.В. Бояринцева, И.С. Кон, А.Л. Шнирман, В.Н. Куницина,), как показатель его индивидуального уровня развития, личностного аспекта, органично интегрированного в процесс самопознания (А.Л. Шниерман, К.А. Абульханов, Б.Г. Ананьев, Е.П. Авдуевская, А.В. Бороздина, С.А. Баклушинский, А.В. Бояринцева, И.С. Кон, О.В. Дашкевич, В.Н. Куницын). В исследовании рассматриваются, во-первых, вопросывзаимосвязи личности и самооценки, во-вторых - связь эго-концепции, самооценки и самосознания. Главный вопрос содержался в работах, посвященных образовательным вопросам возникновения самооценки. К данным исследованиям можно отнести труды Л.И. Божовича, Е.И. Савонько А.И. Липкиной,
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить педагогические условия формирования самооценки младших школьников.
Объектом исследования является процесс формирования самооценки младших школьников.
Предметом исследования являются основы и принципы формирования самооценки младших школьников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учебное пособие. - 2-е изд., стереотипное. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
2.Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. - (Мастера психологии).
3.Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1978. - №4
4.Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки // Вопросы психологии. - 2001. - №4. - С. 31-38.
5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с. - (Мастера психологии).
6.Дендеберя Е.В. Как поднять самооценку. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 352 с. - (Психологический практикум).
7.Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1980. - №4. - С. 90-99.
8.Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. - 1992. - №3. - С. 58-65.
9.Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
10.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 1997. - 456 с.
11.Немов Р.С. Психология. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, Т.3, 1999. - 640 с.
12.Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебное пособие. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.
13.Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2001. - 512 с. - (Детская психология и психотерапия).
14.Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990 - 160 с.
15.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс; пер. с англ. Н. Мальгиной [и др]. - 8-е изд., международное. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с: ил. - (Мастера психологии).
16.Резническо М.А. Трудности взросления младшего школьника // Начальная школа. - 1998. - №1. - С. 25-30
17.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 384с: ил.
18.Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси.: Мецниереба, 1989. - 187 с.
19.Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 284 с.
20.Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа. - 2003. - №10. - С. 99-102.
21.Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. - М., 1960. - 222 с.
22.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 1974.