Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество сталкивается с постоянной неопределенностью и значимостью правового статуса, который предоставляется публично-правовым организациям в качестве участников правоотношений собственности. В связи с этим вопрос эффективного управления государственной и муниципальной собственностью, а также реализации прав собственности публично-правовых организаций на государственное и муниципальное имущество, их взаимодействия и обеспечения своих интересов в процессе использования публичной собственности становится чрезвычайно актуальным.
При вступлении в частноправовые отношения, государство должно осознавать, что оно отказывается от своего иммунитета и ведет свои дела с другими участниками, такими, как юридические и физические лица, на основе равенства и принципов, установленных в ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная позиция закреплена в п. 1 ст. 124 ГК РФ и является характерной для развитых правовых порядков.
Тем не менее, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования обладают особым статусом как властвующие субъекты, исполняющие публичные функции и выступающие от имени всего населения определенной территории. В связи с этим, они могут иметь некоторые особенности в правовом регулировании, но это не означает, что они не подчиняются принципам равенства и частного права в целом.
Существует необходимость в государственном регулировании области имущественных отношений, что вызывает интерес как общественности, так и государственных органов. Особое внимание уделяется проблеме права собственности на имущество публичных образований.
Данная тема стала актуальной благодаря не завершенному процессу разделения государственного имущества, а также приватизации государственных и муниципальных имущественных объектов. Кроме того, необходимо учитывать участие публично-правовых организаций в договорных и иных правоотношениях в качестве субъектов гражданского права РФ.
Разрешение проблемы права собственности на имущество публичных образований является актуальной задачей для государства по причине того, что имущество подобных образований является частично государственным и частично имеет частную собственность. Проведение данной работы поможет определить границы ответственности и права владения на подобное имущество и обеспечит его устойчивость и сохранность в будущем.
Объектом в настоящем исследовании является совокупность правовых отношений с участием публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований) как субъектов гражданского права России
Предмет исследования образуют правовые нормы регулирующие особенности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований) как субъектов права собственности, понятие и основные признаки права собственности публично-правовых образований.
Целью данного исследования является характеристика признаков правового статуса публично-правовых образований, а также рассмотрение особенностей их проявления в публичной и частноправовой сфере и вопросов реализации института юридических лиц.
Достижение поставленной цели требует решения нескольких задач:
1. необходимо провести анализ работ ученых правоведов и практических работников, посвященных данной тематике;
2. важно изучить историко-юридические позиции, связанные с взаимодействием публично-правовых образований;
3. определение особенностей публично-правовых образований в качестве субъектов гражданского права РФ.
4. обосновать понятие «право публичной собственности» и выявить интерес государства в качестве собственника;
5. рассмотреть особенности приватизации государственного и муниципального имущества, чтобы узнать, как это влияет на правовой статус образований и их деятельность в частноправовой сфере.
В данном исследовании были использованы общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция) и частнонаучные диалектические методы познания, такие как формально-логический, диалектический, системный, исторический и другие. Эти методы позволили более глубоко изучить предмет исследования и разобраться в сложных взаимоотношениях публично-правовых образований как собственников.
Для более детального анализа проблем, составляющих предмет исследования, был использован метод сравнительного правоведения и сопоставления правовых институтов настоящего и прошлого времени. Кроме того, был проведен историко-юридический анализ основных подходов к взаимоотношению публично-правовых образований как собственников.
Данные методы и подходы позволили не только более качественно разобраться в проблемах, но и составить более полную картину взаимоотношений между публично-правовыми образованиями в качестве собственников. Широкий спектр использованных подходов и методов позволяет нам полагать, что результаты данного исследования являются достаточно полными и обоснованными.
В ходе проведения исследования были проанализированы нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также субъектов РФ и муниципальных образований, которые регулируют вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПУБЛИЧНО - ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
1.1. Правовая природа публичных образований
В настоящее время наиболее актуальными являются вопросы, связанные с участием публично-правовых образований в гражданских правоотношениях и определением их правовой природы в рамках гражданского права РФ. Статья 2 ГК РФ определяет участников гражданско-правовых отношений, включающих граждан, юридические лица, Российскую Федерацию, муниципальные и субъекты РФ. Однако, публично-правовые образования представляют собой отдельный вид субъектов гражданского права со своими особенностями .
Так, публично-правовые образования создаются на основе соответствующих публично-правовых актов и осуществляют публичные, или общественные, цели. Помимо этого, они обладают властными полномочиями, которые необходимы для реализации публичных функций. Публичная собственность, которая является основой для формирования государственных доходов, также связана с деятельностью публично-правовых образований.
Государство является важным участником экономической деятельности благодаря наличию публичной собственности. В силу того, что частный сектор не может удовлетворить определенные потребности, государственный сектор является фактором, способствующим росту экономики, ее стабильности и устойчивому развитию, а также играет важную роль в сохранении национального богатства. В связи с этим, публичный сектор широко распространен практически во всех странах мира.
Однако становление государственного сектора экономики специфично и комбинация его характеристик является разнообразной. Объем публичной собственности определяется государством, исходя из публичного интереса, который защищается в соответствии с правами и интересами общества, удовлетворение которых является непременным условием и гарантией существования страны .
Экономическое содержание публичной собственности представляет собой концепцию, которая раскрывает ряд характеристик, способных определить ее влияние на рыночную экономику.
Основным назначением публичной собственности является обеспечение реализации общегосударственных интересов. Это дает возможность государству контролировать отрасли рынка, не привлекательные для частной собственности. Это связано с высокими издержками, рисками и сложностью в организации эффективного производства товаров .
Анализ аспектов публичной собственности необходимо проводить с учетом социально-экономических характеристик.
Понимание публично-правовых образований может быть неоднородным, в зависимости от того, какие аспекты акцентируются. Однако, А.В. Костин рассматривает публично-правовые образования как группу сущностей, которые обладают общими чертами, а именно особым статусом в обществе, определенными функциями и возможностью использовать государственную власть . В рамках этой группы автор выделяет подкатегорию публично-территориальных образований, которая включает лиц, связанных с определенной территорией, где может быть применено правовое регулирование.
Публично-территориальные образования подразделяются на три группы: государство (как в федеративном, так и унитарном виде), субъекты федерации с особым статусом и местные сообщества, которые не имеют политической власти, но наделены определенными функциями, связанными с публичной властью .
В России отсутствует официальный перечень юридических лиц, относящихся к категории публичного права, а термин «юридическое лицо публичного права» не упоминается в законодательстве. Однако, на основании перечня юридических лиц, представленного в работе О.В. Гутникова, можно составить аналогичный список . Кроме того, можно включить в этот список и другие типы юридических лиц, упоминание которых есть в российском законодательстве.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.05.2023, с изм. от 30.05.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
3. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 18.03.2023) "О приватизации государственного и муниципального имущества" // "Собрание законодательства РФ". 28.01.2002, N 4, ст. 251.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301
5. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 16.01.1992, N 3, ст. 89.
6. Богданова Е. Е., Богданов Д. Е., Василевская Л. Ю. Гражданское право. Учебник. В 2 томах. Том 2. М.: Проспект, 2020. — 448 с.
7. Боженок С.Я. О гражданской правосубъектности органов государственной власти // Журнал российского права. 2018. —N 1. — С. 47 - 54.
8. Винницкий А.В., Соловьев М.С. Публичные закупки и государственно-частное партнерство как способы удовлетворения публичных нужд: проблемы конкуренции // Российский юридический журнал. — 2021. — N 6. С. 140 – 156
9. Головизнин А. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления) // Хозяйство и право. — 1999. — №6
10. Гришаев С.П., Богачева Т.В., Свит Ю.П. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая // СПС КонсультантПлюс. — 2019.
11. Гутников О.В. Особенности правового статуса организаций, созданных на основании федеральных законов, и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами // Журнал российского права № 2. — 2015 — С. 44-57.
12. Долинская В. В., Моргунова Е. А., Шевченко О. М. Гражданское право. Объекты прав. Учебное пособие для бакалавров. М.: Проспект, 2020. — 128 с.
13. Згонников П.П. Государство как участник гражданско-правовых отношений // Российская юстиция. — 2019. № 1. — С. 2 - 6.
14. Зеньков А.В. Экспроприация: генезис понятия в дореволюционном и советском гражданском праве / А.В. Зеньков // Журнал международного права и международных отношений. — 2013. - №2. - С.26-34
15. Иванова Е. В. Гражданское право. Особенная часть. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, — 2019. — 344 с.
16. Кононов В.С. Правосубъектность органа публичной власти в отношениях публичной собственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. — № 1. — С. 13 - 18.
17. Костин А.В. Интерес публично-территориальных образований в гражданском праве // Законодательство.2022. — № 3, 4;
18. Крусс В.И. Право собственности в контексте российской приватизации // Государство и право.
19. Мазаев, В.Д. Понятие и конституционные принципы публичной собственности: Учебное пособие. Москва: Институт права и публичной политики. 2004 г. — с. 123.
20. Моисеева Е. В. Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях по разграничению публичной собственности // Российский судья. – 2006. – № 8. – С. 20.
21. Моисеева Е.В. Право собственности публично-правовых образований: вопросы теории и практики: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2019
22. Низов В.А. Конституционно-правовые основы публичной собственности в контексте создания юридических лиц публичного права // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. — № 5. —С. 134 - 149.
23. Пащенко А. В. Цели правового регулирования приватизации // Реформы и право. 2012. — № 2. — С. 14–19.
24. Порошина А.А. Понятие и сущность государственных закупок в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2020/01/16957 (дата обращения: 01.06.2023).
25. Савранская О.Л. О вопросах местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 3.
26. Садчиков М.Н. Правосубъектность публично-правовых образований в аспекте налогового суверенитета Российского государства // Налоги. —2021. — № 5. — С. 13 - 17.
27. Сергеев А. П. Гражданское право. Учебник. В 3 томах. Том 3. М.: Проспект, — 2020. — 736 с.
28. Суханов Е.А. Вещное право: научно-познавательный очерк. М.: Статут, — 2017. — 560 с.
29. Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: сб. (памяти С.А. Хохлова) / Исслед. центр частного права; отв. ред. А.Л. Маковский. М., 2019. — С. 207, — 222.
30. Чиркин В.Е. Право частной собственности: конституционная эволюция // Журнал российского права № 4. — 2015. — С. 25-36.
31. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007