Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность исследования на тему «Психолого-педагогические основы совершенствования синтаксической стороны речи младших школьников на уроках русского языка» проявляется в ряде аспектов:
Синтаксическая сторона речи играет важную роль в формировании языковой компетенции у детей. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие языковых навыков, и правильное усвоение синтаксических правил является необходимым условием для дальнейшего успешного усвоения языка.
Синтаксическая сторона речи имеет прямую связь с пониманием текста. Умение разбирать предложения по составу и функции их элементов, определять их логическую связь и последовательность, способствует более глубокому пониманию прочитанного текста.
Младшие школьники могут испытывать трудности в использовании сложных синтаксических конструкций, правильном построении предложений и согласовании частей речи. Изучение этих проблем и ошибок поможет выявить их типичные характеристики и разработать эффективные педагогические подходы к их преодолению.
Младшие школьники находятся в периоде интенсивного когнитивного развития, их психологические особенности и способности должны быть учтены при разработке учебных материалов и методик обучения синтаксису. Исследование психологических аспектов развития синтаксической стороны речи у младших школьников позволит оптимизировать образовательный процесс и создать условия для более эффективного обучения.
Русский язык является одним из основных предметов в начальной школе, и качество его усвоения оказывает влияние на дальнейшее обучение и развитие учащихся. Развитие синтаксической стороны речи способствует не только более грамотному и связному выражению мыслей, но и повышению общей языковой компетенции учащихся.
Таким образом, исследование психолого-педагогических основ совершенствования синтаксической стороны речи младших школьников на уроках русского языка является актуальным и важным для практического и теоретического аспектов образования, способствуя разработке эффективных стратегий обучения и улучшению качества образования.
Объект исследования: Развитие синтаксической стороны речи младших школьников.
Предмет исследования: Психолого-педагогические основы совершенствования синтаксической стороны речи младших школьников на уроках русского языка.
Цель: Изучение психолого-педагогических основ, которые способствуют совершенствованию синтаксической стороны речи младших школьников на уроках русского языка.
Для достижения указанной цели можно определить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты развития синтаксической стороны речи у младших школьников.
2. Исследовать психологические особенности младших школьников, влияющие на развитие синтаксической стороны речи.
3. Проанализировать существующие педагогические подходы и методики обучения синтаксической стороне речи младших школьников
4. Разработать рекомендации и предложения по совершенствованию
Практическая значимость исследования:
1. Развитие образования: Исследование поможет педагогам и учителям разработать эффективные стратегии обучения и методические подходы, способствующие развитию синтаксической стороны речи у младших школьников. Это позволит улучшить качество образования и результаты обучения русскому языку в начальной школе.
2. Улучшение коммуникативных навыков: Развитие синтаксической стороны речи у младших школьников способствует более грамотному и связному выражению мыслей. Это помогает учащимся стать более эффективными коммуникаторами, повышает их уверенность в себе и способность адекватно передавать информацию.
3. Индивидуальный успех учащихся: Развитие синтаксической стороны речи у младших школьников на уроках русского языка способствует повышению их языковой компетенции и улучшению учебных результатов. Это может положительно сказаться на их успеваемости, академическом прогрессе и дальнейшей учебной мотивации.
ГЛАВА I РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РЕЧИ
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста.
В психологии и педагогике, большое внимание уделяется изучению психологических особенностей младших школьников. Понимание и учет этих особенностей позволяют эффективно организовать образовательную и воспитательную работу в начальных классах. Поэтому важно, чтобы каждый, работающий с детьми этого возраста, был осведомлен о них и принимал их во внимание при взаимодействии с учащимися.
Младший школьный возраст охватывает детей в возрасте от 6 до 11 лет, которые учатся в 1-4 классах начальной школы. Границы данного возраста и его психологические характеристики определяются системой образования, теориями психического развития и возрастными периодизациями, предложенными исследователями, такими как Д.Б. Эльконин и Л.С. Выготский [6].
Дети младшего школьного возраста - это уникальная группа развивающихся личностей, которые находятся в периоде интенсивного психического развития. В этом возрасте происходят значительные изменения в когнитивных, эмоциональных, социальных и моторных сферах развития детей. Понимание особенностей психического развития детей младшего школьного возраста является важным для педагогов, родителей и всех, кто занимается воспитанием и образованием детей этой возрастной группы [16].
В младшем школьном возрасте происходит существенный сдвиг в когнитивном развитии детей. Они начинают развивать более сложные мыслительные процессы, такие как анализ, сравнение, классификация и абстрактное мышление [4]. Они способны решать более сложные задачи, улучшать свою память и концентрацию внимания. Развитие языковых навыков и возможность оперировать символами и знаками позволяют детям более глубоко понимать и выражать свои мысли.
В этом возрасте дети начинают осознавать свои эмоции и проявлять более сложные формы эмоциональной регуляции. Они становятся более самостоятельными и активными в выражении своих чувств. Дети младшего школьного возраста могут быть более чувствительными к критике, они начинают формировать свое самооценку и самоидентификацию. Поддержка эмоционального развития детей включает создание безопасной и поддерживающей обстановки, поощрение выражения эмоций и учение эмоциональной регуляции [13].
Согласно когнитивной теории Жана Пиаже, умственное развитие человека проходит через четыре больших периода:
1) Сенсомоторный период (от рождения до 2 лет), связанный с развитием чувственно-двигательных навыков.
2) Дооперациональный период (2-7 лет), в котором дети начинают использовать символическое мышление, но еще не обладают операционной логикой.
3) Период конкретных операций (7-11 лет), когда дети развивают операционное мышление и способны решать конкретные задачи.
4) Период формальных операций (11-12 лет и далее), характеризующийся возможностью абстрактного и логического мышления.
Период конкретных мыслительных операций, по теории Жана Пиаже, приходится на возраст 7-11 лет. В этом периоде мышление ребенка ограничено конкретными проблемами и реальными объектами, что отличает его от предыдущих стадий умственного развития.
Вступление в школьный возраст сопровождается переходом от игровой деятельности к учебной, которая становится ведущей деятельностью для детей младшего школьного возраста. В этом периоде формируются основные психические новообразования. Поступление в школу приводит к значительным изменениям в жизни ребенка, включая изменение его социального статуса в коллективе и семье. Учение становится основной и важнейшей обязанностью ребенка. Это требует организованности, дисциплины и волевых усилий со стороны ребенка [1].
Особенности мышления также играют важную роль в младшем школьном возрасте. В этот период развиваются основные мыслительные действия и приемы, такие как сравнение, выделение существенных и несущественных признаков, обобщение, определение понятий, выявление причинно-следственных связей. Однако, несформированность полноценной мыслительной деятельности может привести к фрагментарности и ошибочности усваиваемых знаний. Это затрудняет процесс обучения и снижает его эффективность [17].
Изучение особенностей мышления и умственного развития младших школьников на уроках русского языка имеет важное практическое значение для организации образовательного процесса. Понимание этих особенностей позволяет педагогам применять подходы и методики, которые соответствуют развитию учащихся и способствуют эффективному усвоению синтаксической стороны речи. Теоретически значимым будет получение дополнительных данных и подтверждение существующих теорий и концепций, касающихся психолого-педагогических основ развития синтаксической стороны речи у младших школьников.
В работах Л.С. Выготского было отмечено, что в период начального школьного обучения особенно активно развивается мышление, особенно словесно-логическое мышление. Таким образом, мышление становится ведущей функцией в младшем школьном возрасте [16].
Особенности восприятия также играют важную роль в развитии детей в младшем школьном возрасте. При поступлении в школу дети уже обладают развитыми процессами восприятия, включая простые виды восприятия, такие как величина, форма и цвет. Однако развитие восприятия продолжается и становится более управляемым и целенаправленным процессом.
Что касается внимания, младшие школьники характеризуются относительной слабостью произвольного внимания и его недостаточной устойчивостью. Однако, непроизвольное внимание у детей этого возраста развито лучше. Постепенно ребенок учится направлять и удерживать внимание на нужных объектах, а не только на внешне привлекательных. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между различными видами действий. Поэтому в учебной деятельности рекомендуется ставить задачи таким образом, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой своих товарищей.
Что касается памяти, ее продуктивность у младших школьников зависит от понимания характера задачи и овладения соответствующими приемами запоминания и воспроизведения. В процессе развития учебной деятельности соотношение между непроизвольной и произвольной памятью различно. В первом классе эффективность непроизвольного запоминания выше, так как у детей еще не сформированы приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. Со временем, по мере формирования этих приемов, произвольная память становится более продуктивной у второклассников и третьеклассников, чем непроизвольная память, во многих случаях.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева А. Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях // Вестник Мининского университета. 2013. №2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskogo-razvitiya-doshkolnikov-v-sovremennyh-tsivilizatsionnyh-usloviyah (дата обращения: 27.05.2023).
2. Асанова, А. Ш. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности / А. Ш. Асанова // НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ИННОВАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ и современные АСПЕКТЫ : сборник статей VII Международной научно-практической конференции. В 2 ч., Пенза, 10 мая 2021 года. Том 2. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 166-170. – EDN RREXZK.
3. Аттокуров, А. А. Взаимосвязь преподавания морфологии и синтаксиса русского языка в национальной школе / А. А. Аттокуров // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. – 2013. – № 1(27). – С. 188-192. – EDN QOGJBO.
4. Бадердинова, Л. В. Половые особенности речевого развития детей младшего школьного возраста / Л. В. Бадердинова, Т. А. Ефремова // НАУКА XXI ВЕКА: ВЫЗОВЫ, СТАНОВЛЕНИЕ, развитие : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 22 ноября 2021 года. – г. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. – С. 102-111. – EDN IZDKJO.
5. Вахтель, Н. М. Синтаксис как раздел грамматики / Н. М. Вахтель // Введение в языкознание : Курс лекций. Пособие для студентов филологических факультетов университетов / Под общей редакцией О.Н.Чарыковой и И.А.Стернина. – 4-е издание, переработанное и дополненное. – Воронеж : Издательство Истоки, 2016. – С. 106-121. – EDN WMLTUZ.
6. Волков, Б. С. Психология детей младшего школьного возраста / Б. С. Волков. – 7-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Компания КноРус, 2016. – 352 с. – (Бакалавриат). – ISBN 978-5-406-04143-7. – EDN RZHFWG.
7. Кузьмина, Е. С. Усвоение языка как средства общения при изучении синтаксиса в начальной школе / Е. С. Кузьмина // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве : сборник материалов межвузовской web-конференции, Елец, 28 апреля 2015 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2015. – С. 95-100. – EDN UWHHOJ.
8. Наптугова, Д. М. Основные виды синтаксических упражнений в работе над словосочетанием в начальных классах / Д. М. Наптугова // Исследования и разработки в перспективных научных областях : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 27 марта – 24 2018 года. Том Часть 1. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества», 2018. – С. 112-118. – EDN YXCJPR. Чернышова, Е. Л. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе / Е. Л. Чернышова, А. В. Белоус // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве : сборник статей, Самара, 27 октября 2016 года. Том 4. – Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2016. – С. 319-323. – EDN XFSVIT.
9. Ошоров, С. Г. Основные виды синтаксических упражнений в работе над словосочетанием в средней школе / С. Г. Ошоров, Б. Б. Лхасаранова, С. Д. Дондокова // Языки и литературы монгольских народов: теория и практика : Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора, доктора филологических наук Ц.-Ж. Ц. Цыдыпова, Улан-Удэ, 24–25 октября 2019 года. – Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2020. – С. 147-154. – EDN AMQFPU.
10. Потолова, А. Ю. Использование игровых приемов и заданий в процессе изучения синтаксиса в начальной школе / А. Ю. Потолова, С. В. Грищенко // Начальная школа. – 2022. – № 6. – С. 66-70. – EDN ZALGRV.
11. Скобликова, Е. С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс) / Е. С. Скобликова. – 3-е издание, исправленное и дополненное. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «ФЛИНТА», 2006. – 264 с. – EDN SANBVJ.
12. Соколова, Ю. В. Особенности речевого развития младших школьников в условиях поликультурной среды / Ю. В. Соколова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57-8. – С. 213-222. – EDN ZXMCLL.
13. Сотская, Г. М. Особенности психического развития и обучаемости в ситуации хронического соматического заболевания у детей младшего школьного возраста / Г. М. Сотская // Актуальные проблемы психологического знания. – 2016. – № 2(39). – С. 35-42. – EDN UGDGQI.
14. Телкова, В. А. Перспективные направления изучения синтаксиса в школе / В. А. Телкова // Вопросы филологии в современных исследованиях : Международный сборник научных трудов, посвящённый памяти елецких языковедов / Отв. ред. Т.М. Свиридов. – Елец : Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. – С. 361-365. – EDN UUASHQ.
15. Харенкова А. В. Анализ особенностей речевого развития детей-билингвов // Проблемы современного образования. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osobennostey-rechevogo-razvitiya-detey-bilingvov (дата обращения: 27.05.2023).
16. Чернышова, Е. Л. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе / Е. Л. Чернышова, А. В. Белоус // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве : сборник статей, Самара, 27 октября 2016 года. Том 4. – Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2016. – С. 319-323. – EDN XFSVIT.
17. Шамгуллин Альфред Зирякович, Шувалова Надежда Вячеславовна, Рукавишников Денис Анатольевич СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №77-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sinergeticheskiy-podhod-k-issledovaniyu-osobennostey-psihicheskogo-razvitiya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 27.05.2023).
18. Штурмина, С. В. Принцип непрерывности в работе над словосочетанием и предложением в начальной школе / С. В. Штурмина, Л. Г. Макарова // Актуальные проблемы современного образования. – 2014. – № 1(16). – С. 83-86. – EDN WJSNOX.