Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ СЕМЬИ 6
1.1. Теоретические основы семейного воспитания 6
1.2. Стили семейного воспитания 8
1.3. Специфика процесса обучения младших школьников под влиянием семьи 11
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 15
2.1. Содержание и формы методов семейного воспитания и влияние их на процесс обучения 15
2.2. Диагностика методов, направленных на изучение обучения детей в процессе семейного воспитания 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Семья является основной социальной институцией, в которой формируются основные ценности, навыки и привычки человека. Влияние семьи на процесс обучения и воспитания младших школьников имеет огромное значение, поскольку именно в этот период формируются основы для будущего развития и успешной адаптации в обществе.
Семья является первичной средой, в которой ребенок начинает свое развитие и формирует основные навыки, знания и ценности. Именно в младшем школьном возрасте ребенок активно вовлекается в учебный процесс и сталкивается с новыми требованиями и ожиданиями.
Влияние семьи на процесс обучения и воспитания младших школьников является многогранным и комплексным. Семейные факторы, такие как поддержка, стимулирование интереса к учебе, создание благоприятной образовательной среды и развитие морально-этических ценностей, имеют непосредственное влияние на успехи ребенка в учебе и его развитие в целом [3].
Понимание роли семьи в процессе обучения и воспитания младших школьников имеет практическое значение для родителей, педагогов и общества в целом. Родители, осознавая свою роль и влияние на развитие ребенка, могут активно взаимодействовать с учебным учреждением, создавать подходящие условия для обучения и поддерживать мотивацию ребенка. Педагоги, в свою очередь, могут учитывать семейные особенности и сотрудничать с родителями для достижения лучших результатов в обучении.
Также следует отметить, что в современном обществе стало все более распространенным явление "семейного образования", когда обучение осуществляется дома при активном включении родителей. В таких случаях роль семьи в образовательном процессе становится еще более значимой.
Исходя из всего вышесказанного, актуальность данной темы подчеркивается необходимостью более глубокого понимания и эффективного использования семейного влияния для создания оптимальных условий развития и успешного обучения детей [11].
Тема влияния семьи на процесс обучения и воспитания младших школьников является достаточно хорошо изученной в области психологии, педагогики и социологии. За последние десятилетия было проведено множество исследований, направленных на изучение роли семьи в развитии детей и их успехах в учебе.
Данной проблематикой занимались такие учёные, как Я. А. Коменский, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, Х. Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин и др.
Тем не менее, необходимо отметить, что каждая семья уникальна, и влияние семьи на процесс обучения и воспитания младших школьников может различаться в зависимости от множества факторов, таких как социокультурный контекст, уровень образования родителей, семейные ценности и т.д. Поэтому исследования в данной области продолжаются, чтобы лучше понять эти различия и разработать рекомендации, соответствующие конкретным семейным контекстам.
Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования – семейное воспитание и влияние его на процесс обучения младших школьников.
Цель работы – изучить влияние семьи на процесс обучения и воспитания младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические основы семейного воспитания;
2) Определить основные стили семейного воспитания;
3) Выявить специфику процесса обучения младшего школьного возраста под влиянием семьи;
4) Изучить содержание и формы методов семейного воспитания и влияние их на процесс обучения;
5) Исследовать диагностику методов, направленных на изучение обучения детей в процессе семейного воспитания.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и научных статей, монографий и других источников, связанных с вопросами влияния семьи на процесс обучения и воспитания младших школьников. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и 5 параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ СЕМЬИ
1.1. Теоретические основы семейного воспитания
Семья – это не только группа людей, но и социально-педагогическое образование, где каждый член находит оптимальное удовлетворение своих потребностей в самосохранении и самоутверждении. Семья должна быть не просто местом, где человек живет, но и местом, где его любят, понимают, ждут и защищают. Она охватывает человека во всех его проявлениях и способна формировать все личностные качества.
Семейное воспитание – это сложная система, которая зависит от множества факторов, таких как наследственность, биологическое здоровье, материальное положение, социальное положение, уклад жизни и многое другое. Все эти факторы органично переплетаются и проявляются по-разному в каждой конкретной семье.
Удовлетворение потребности в детях является естественным стремлением человека и источником счастья. Появление детей преображает супругов, пробуждает новые чувства и силы. Родительская любовь приводит к появлению материнства у женщины и отцовства у мужчины. Это естественный процесс, который привносит глубокие эмоции и связанные с ними чувства.
Если в семье есть несколько детей, то возникают условия для формирования полноценного семейного коллектива. Это обогащает жизнь каждого члена семьи и способствует успешному выполнению воспитательной функции [1].
Теоретические основы семейного воспитания являются основой для понимания влияния семьи на процесс обучения и воспитания младших школьников. Рассмотрим некоторые ключевые теоретические подходы, которые помогают объяснить роль семьи в воспитании детей:
1. Теория социализации: Эта теория рассматривает процесс передачи культурных норм, ценностей и поведенческих моделей от одного поколения к другому. В рамках семьи, социализация происходит через моделирование, наблюдение и усвоение семейных ценностей и образцов поведения. Родители играют важную роль в передаче социокультурных норм и помогают детям адаптироваться к общественным ожиданиям.
2. Теория семейных систем: Эта теория смотрит на семью как на сложную систему, где каждый член влияет на других и на всю систему в целом. Семейные отношения, коммуникация и взаимодействие играют роль в формировании паттернов поведения и отношений у детей. Например, поддержка и эмоциональная связь между родителями и детьми способствуют психологическому благополучию и успехам в учебе [6].
3. Теория прикрепленности: Эта теория относится к взаимодействию родителей и детей, особенно в раннем возрасте. Она подчеркивает важность эмоциональной связи между ребенком и его ближайшими взрослыми, особенно матерью. Безопасное и поддерживающее прикрепление к родителям способствует эмоциональному и социальному развитию ребенка, что может положительно сказываться на его образовательном процессе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альмухаметова, Г. Г. Воспитание в семье: особенности, проблемы семейного воспитания / Г. Г. Альмухаметова, А. Г. Вильданова // Проблемы гуманитарных наук и образования в современном мире: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Сибай, 01 февраля 2018 года / Под редакцией Р.М. Латыповой, Н.А. Ласыновой. – Сибай: Сибайский информационный центр-филиал ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан", 2018. – С. 14-17.
2. Беляева, Н. И. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка / Н. И. Беляева // Психологические науки: Научное периодическое издание. – 2016. – №4. – С. 95-98.
3. Биктагирова, Г. Ф. Основы семейной педагогики / Г. Ф. Биктагирова. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012. – 104 с.
4. Вардикова, М. И., Кобзева, Л. Н. Влияние семьи на успешность обучения младших школьников // Universum: психология и образование. – 2022. – №7 (97) – С. 15-17.
5. Галимов, Е. Р. Как стили семейного воспитания влияют на воспитание детей / Е. Р. Галимов, Н. А. Колбин, С. А. Дюкина // Инновационный путь развития как ответ на вызовы нового времени: сборник статей Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 07 ноября 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2021. – С. 143-145.
6. Гуркова, А. А. Влияние семьи на процесс обучения младших школьников / А. А. Гуркова, Я. Э. Цаболова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 12-1. – С. 60-62.
7. Заробекова, Н. М. Влияние семьи на обучение и воспитание младшего школьника / Н. М. Заробекова // Вестник института языков. – 2020. – № 4(40). – С. 124-129.
8. Иванова, И. П. Влияние семейных отношений на успешность обучения младших школьников / И. П. Иванова // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития, Чебоксары, 05 декабря 2018 года. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. – С. 36-39.
9. Ипатьева, А. А. Влияние семьи на успешность обучения младших школьников / А. А. Ипатьева // Академическая публицистика. – 2022. – № 7-1. – С. 162-166.
10. Копыльцива, Т. О. Взаимодействие семьи и школы как необходимое условие воспитания личности младшего школьника / Т. О. Копыльцива // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 25 ноября 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2017. – С. 102-106.
11. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – Либроком, 2010. – 216 с.
12. Люткова, Л. С. Методы семейного воспитания / Л. С. Люткова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 26. – С. 33-35.
13. Пинькова, О. Е. Влияние семьи на процесс обучения младших школьников / О. Е. Пинькова // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 19 января 2023 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 193-197.
14. Попова, О. А. Специфика процесса обучения младших школьников под влиянием семьи / О. А. Попова // Научное и методическое обеспечение развития сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия): сборник статей научно-практической конференции, посвященной 100-летию образования Якутской АССР, Якутск, 09 февраля 2022 года / Арктический государственный агротехнологический университет. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2022. – С. 101-103.
15. Рутштейн, Т. В. Особенности взаимодействия учителя и родителей обучающихся младших классов / Т. В. Рутштейн // Академическая наука - проблемы и достижения: Материалы XVII международной научно-практической конференции, North Charleston, USA, 15–16 октября 2018 года / Авторы научных статей, н.-и. ц. «Академический». Том 1. – North Charleston, USA: CreateSpace, 2018. – С. 59-61.
16. Семенова, Е. С. Влияние семьи на процесс обучения младших школьников / Е. С. Семенова // Студенческий форум. – 2023. – № 4 (227). – С. 36-37.
17. Сорокина, Е. В. Понятие семейного воспитания, детско-родительских отношений, нарушения семейного воспитания / Е. В. Сорокина // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 2. – С. 61-68.
18. Стулина, Е. А. Особенности взаимодействия учителя начальной школы с родителями обучающихся на современном этапе / Е. А. Стулина // Инновации и рискологическая компетентность педагога: Сборник научных трудов Шестнадцатой Международной заочной научно-методической конференции. В 2-х частях, Саратов, 13 марта 2019 года. Том Часть 2. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2020. – С. 230-232.
19. Филиппова, Л. Н. Принципы и Методы семейного воспитания / Л. Н. Филиппова, Ю. М. Щербакова // Мелиорация и водное хозяйство: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Шумаковские чтения), посвящённой 120-летию со дня рождения учёного в области гидравлики Скибы Михаила Матвеевича, Новочеркасск, 01–03 ноября 2022 года / Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова. Том Выпуск 20. – Новочеркасск: Лик, 2022. – С. 430-433.
20. Филиппова, Н. В. Типы и методы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребёнка / Н. В. Филиппова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 30-1. – С. 131-136.
21. Эльсиева, М. С. Влияние семьи на воспитание младших школьников / М. С. Эльсиева // Проблемы семьи и семейного воспитания в условиях полиэтнического и поликонфессионального региона: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Грозный, 20–21 марта 2015 года. – Грозный: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Чеченский государственный педагогический институт", 2015. – С. 323-326.