Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Последнее десятилетие по праву можно назвать периодом разброда, а также безвременья в туристическом бизнесе. Спланированная и единственная в своем роде система подготовки и повышения квалификации экскурсионных кадров в системе профсоюзного туризма, отлаженная по часам, отработанная на местах, объединяющая лучших опытных преподавателей и «кующая» высококвалифицированных специалистов не хуже, чем любое стационарное учебное заведение.
Некоторые фрагменты в виде индивидуального образования, однако, сохранились и еще какое-то время существовали. Количество экскурсий и туристов было сведено к минимуму настолько, что имеющегося персонала для их обслуживания было более чем достаточно.
Но все в жизни развивается циклично. Прошел и этот печальный цикл для туризма. Постепенно, медленно, но верно, наступает период Возрождения.
Актуальность темы исследования
Важнейшим принципом современной образовательной модели является воспитание человека через приобщение его к различным видам деятельности – работе, учебе и игре.
Экскурсия - запланированное и хорошо продуманное мероприятие. Только такая экскурсия способна чему-то научить, оставить неизгладимый след в душе ребенка. Работа над такой экскурсией начинается еще задолго до самой экскурсии: сначала определяется направление, тема экскурсии.
Объект исследования – экскурсионные школы
Предмет исследования – формирование отечественной экскурсионной школы
Цель исследования - раскрыть особенности формирования отечественной экскурсионной школы в Советский период
Задачи исследования:
- изучить становление экскурсионной работы в России
- провести анализ развития экскурсионной методики в России и СССР
- рассмотреть экскурсионное дело в учебных заведениях
- изучить основы экскурсионного движения в России 1880-х - 1920-х гг.
- изучить проблемы развития музейного туризма в России.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Для достижения цели и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: библиографический (изучение литературы по проблеме исследования); эмпирический.
Глава 1. Основы формирования отечественной экскурсионной школы
1.1 Становление экскурсионной работы в России
На рубеже XIX-XX вв. в российском обществе музею все чаще отдается приоритет не только как научному, но и образовательному институту, призванному способствовать решению проблемы образования: «происходит довольно резкий переход от научной концепции к концепции научно-образовательного (публичного) музeя», музей и образование входили в дискуссии.
Таким образом, постепенно формируется музейная модель, которую можно назвать образовательной. Она основана на позиции музея как демократического и образовательного учреждения, призванного реформировать школу и в то же время являющегося частью единой системы неформального образования.
Эта позиция породила термины культурно-просветительская работа, внешкольное образование, которые использовались для зарождающегося направления - работа с общественностью. Под влиянием этой новой концепции многие музеи делят коллекции на коллекции, доступные только специалистам, и коллекции, «открывающие глаза» широкой публике.
Впервые начинаются экскурсии с гидом, в основном для студентов и преподавателей, и из среды музейных работников выделяется новый персонаж музейной деятельности - экскурсовод.
Таким образом, «экскурсионное дело в России начинается не с постановки теоретических задач, а с экскурсионной практики», - пишет один из активных участников и теоретиков этого движения Н.А. Гейнике.
Экскурсии для учащихся школ разных уровней, столичных и провинциальных, государственных и частных, начались в 1880-х годах, а к середине 1890-х годов стали довольно привычным явлением школьной жизни. Постепенно складываются два типа экскурсий. Первый тип появления — это так называемые» познавательные поездки, «длительные прогулки».
Несмотря на явно критическое отношение Н.А. Гейникe к таким поездкам, он видит их положительный результат в том, что они «всегда двигают экскурсионное дело, пропагандируя идею, если не педагогическую ценность, об интересе и целесообразности таких экскурсий».
В некоторых учебных заведениях проводится все более организованная работа по повышению осведомленности учащихся о своей стране происхождения. Так, автор исследования о национальной экскурсионной школе Н. Колокольцева приводит в качестве примера такую планомерную и систематическую работу - экскурсии, проводимые под эгидой «Общества организации поездок учащихся Сумского реального училища для ознакомления с родиной».
Компания не только организовывала ежегодные экскурсии, но и серьезно готовилась к этим экскурсиям в течение всего года: заранее изучались материалы, разрабатывался план и маршрут поездки, приобретались практические навыки, прослушивался курс лекций, и т. д.
Аналогичные общества, комиссии и группы по организации экскурсий начали создаваться в Москве, Санкт-Петербурге и городах провинции. Благодаря им, а также благодаря инициативе частных лиц образовательные поездки приобрели совершенно иной уровень качества по сравнению с первыми экскурсиями.
Второй тип - это образовательные экскурсии, которые являются частью преподавания определенных школьных дисциплин. Такие экскурсии, сначала природные (экскурсии на природу), а затем исторические, литературные, художественные, стали одним из методов школьного обучения.
Эти посещения, как отмечает Н. Гейнике, породило «оживление школьной жизни со второй половины 90-х гг., стремление культурных слоев российского общества создать школу, близкую к жизни, вне полицейского надзора Министерства народного образования, с урезанными «правами», но с помощью свободных программ внедрить принцип наглядности».
В качестве примера таких новых учебных заведений, которые первыми перешли на обучение с помощью экскурсий, можно привести две частные коммерческие школы. Первая - Тeнишевское училище в Санкт-Петербурге (основано в 1900 году).
Основой его деятельности была реализация принципа наглядности и развитие способности учащихся получать знания посредством наблюдения и самостоятельной работы. Это было достигнуто за счет использования наглядных пособий, организации практических упражнений, отсутствия руководств по большинству предметов и широко проводимых экскурсий с гидом.
В школе была организована специальная экскурсионная комиссия, состоящая из учителей, в обязанности которых входила разработка и реализация учебных программ на каждый год.
Аналогичным образом строило свою образовательную деятельность второе учебное заведение в Санкт-Петербурге, Лесное коммерческое училище (основано в 1904 г.), где экскурсии также считались обязательной частью курса. Согласно плану экскурсий, который был разработан здесь и успешно реализован, каждый учащийся за все время обучения принял участие примерно в шестидесяти экскурсиях.
Таким образом, появление образовательных учреждений, построенных на совершенно новой основе, выдвинуло на первый план экскурсию с гидом как метод обучения. Постепенно использование экскурсий с гидом перестало быть приоритетом так называемых «новых школ».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акентьева, С. И. Организация туристской индустрии. Учебник / С.И. Акентьева, В.В. Игнатьева, Г.В. Петрова. - М.: Academia, 2021. - 320 c.
2. Александрова, А. Ю. Международный туризм. Учебник / А.Ю. Александрова. - М.: КноРус, 2019. - 460 c.
3. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М., 1981.
4. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма. Учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 384 c.
5. Баумгартен, Л. В. Метрология, стандартизация и сертификация в сервисе и туризме. Учебное пособие / Л.В. Баумгартен. - М.: КноРус, 2019. - 170 c.
6. Баумгартен, Л.В. Стандартизация и сертификация в туризме. Практикум / Л.В. Баумгартен. - М.: Дашков и К°, 2018. - 512 c.
7. Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства. Учебник / Л.Г. Березовая. - М.: Юрайт, 2019. - 480 c.
8. Бессараб, Д. А. Географическая и туристическая номенклатура мира / Д.А. Бессараб, Л.В. Штефан. - М.: ТетраСистемс, 2021. - 490 c.
9. Бессараб, Д. А. География международного туризма. В 2 частях. Часть 2. География видов туризма / Д.А. Бессараб, Л.В. Штефан. - М.: ТетраСистемс, 2022. - 224 c.
10. Бессараб, Д. А. Экологический туризм в зарубежной Европе / Д.А. Бессараб, Л.В. Штефан, И.Н. Бессараб. - М.: ТетраСистемс, 2021. - 304 c.
11. Бикмурзин, Павел Исадыкович Социология Туризма / Бикмурзин Павел Исадыкович. – М., СПб. [и др.]: Питер, 2021. - 684 c.
12. Гнедовский М.Б. Музей и образование. Материалы для обсуждения. - М., 1987.
13. Дoлженкo Г.П. Экскурсионное дело. М., Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 304 с.
14. Емeльянoв Б. В. Экскурсоведение. В 3-х частях. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.
15. К истории отечественной экскурсионной школы. Реферативный обзор публикаций второй половины XIX - начала ХХ вв. - М., 1992.
16. Музейная пропаганда 1920-1930-х гг. в зеркале прессы. - М., 2001.
17. Суслoвa Н. Экскурсоводом хочешь быть? // Туризм и отдых. - 2003. - №1. 09 марта.
18. Тимохина, Т. Л. Организация приема и обслуживания туристов / Т.Л. Тимохина. - М.: Форум, Инфра-М, 2016. - 352 c.
19. Третьякова, Т. Н. Основы курортного дела / Т.Н. Третьякова. - М.: Академия, 2019. - 288 c.
20. Трухачев, В.И. Экономика международного туризма (для бакалавров). Учебное пособие / В.И. Трухачев, И.Н. Лякишева. - М.: КноРус, 2019. - 649 c.
21. Туризм. Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах / И.И. Бутко и др. - М.: МарТ, Феникс, 2015. - 336 c.
22. Турковский, М. Маркетинг гостиничных услуг / М. Турковский. - М.: Финансы и статистика, 2020. - 488 c.
23. Христов, Т. Т. Религиозный туризм / Т.Т. Христов. - М.: Академия, 2020. - 288 c.
24. Чудновский, А. Д. Информационные технологии управления в туризме / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: КноРус, 2018. - 104 c.
25. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях. Учебное пособие / А.Д. Чудновский, М.Л. Жукова. - Москва: СИНТЕГ, 2015. - 416 c.
26. Чудновский, А.Д. Управление индустрией туризма. Учебное пособие (Изд.:4) / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: КноРус, 2016. - 208 c
27. Шанаурина, Юлия Викторовна Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма. Учебное пособие / Шанаурина Юлия Викторовна. - М.: Флинта, 2017. - 806 c.
28. Шаруненко, Ю. М. Рекреационный туризм / Ю.М. Шаруненко. - Москва: Огни, 2016. - 117 c.
29. Шимова, О. С. Основы устойчивого туризма / О.С. Шимова. - М.: Новое знание, Инфра-М, 2019. - 192 c.
30.Щербакова, С. А. Международный туризм. Экономика и география / С.А. Щербакова. - М.: Финансы и статистика, 2020. - 144 c.