Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Молодое поколение способно к формированию даже в самой сложной социальной обстановке, которая характеризуется реформированием общества, сменой ценностной ориентацией, резкой дифференциацией дохода, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. Такая ситуация способна к порождению внутреннего конфликта и проблемы во взаимодействии ребенка с внешним миром, с другими людьми. Исходя из этого, возрастает актуальность в целенаправленном нравственном воспитании в образовательном процессе. Школа несет ответственность за поиск адекватных современным условиям способов организации воспитательной работы, позволяющих, с одной стороны, убедительно показать детям непреходящий характер "вечных" ценностей и идеалов человека, а с другой стороны, целенаправленно содействовать формированию опыта и личностны качеств, которые способны обеспечить успех деятельности в современной жизни.
Особое место в нравственном воспитании отводится начальной школе, поскольку в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понимать и переживать то, что происходит с другим человеком. У младших школьников интенсивно развиваются нравственные чувства: товарищество, ответственность за класс, возмущение чьей-то несправедливостью. Они стремятся действовать в соответствии с требованиями, которые предъявляют к ним взрослые. Нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни, когда дети постигают суть добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей является важной задачей педагогики начальной школы на современном этапе развития нашего общества. Важное место в нем занимает вопрос о формировании представлений детей о нормах морали, регулирующих отношение человека к другим людям, деятельности, материальным ценностям, к самому себе, а также о возможностях школьников использовать эти нормы как средства самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений со сверстниками.
Первоочередной задачей становится формирование у детей гуманистического отношения к сверстникам, которое поощряло бы морально ценные поступки.
Основная проблема исследования заключается в том, что сегодня, несмотря на то, что проблема личности и коллектива в младшем школьном возрасте продолжает оставаться актуальной, исследования в этой области немногочисленны и пока не охватывают все аспекты этой проблемы.
Цель исследования: определить возможности формирования гуманизации взаимоотношений детей в творческом коллективе младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования гуманизации взаимоотношений.
Предмет исследования: методы, приемы воспитания гуманизации взаимоотношений в творческом коллективе младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятий "гуманизация", "гуманизация взаимоотношения".
2. Описать теоретические основы формирования гуманизации взаимоотношений в творческом коллективе.
3. Охарактеризовать особенности проявления гуманизации взаимоотношений в творческом коллективе младших школьников.
4. Определить методы формирования гуманизации взаимоотношений в творческом коллективе младших школьников.
Методы исследования:
- теоретический
- эмпирический
Практическая значимость работы заключается в определении методов формирования гуманизации взаимоотношений в творческом коллективе младших школьников. Подобраны методы диагностики, которые помогут выявить уровень проявления гуманизации взаимоотношений в творческом коллективе младших школьников, разработан тест, который поможет определить, насколько учащиеся младшего школьного возраста знают нормы вежливости.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы гуманизации взаимоотношений детей в
творческом коллективе у младших школьников
1.1 Сущность понятий "гуманизация", "гуманизация взаимоотношений"
Гуманизация - это исторически меняющаяся система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, рассматривающая человеческое благо как критерий оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, гуманности - желаемой нормой отношений между людьми [10,с. 12].
Гуманизация - это философский и этико-социологический принцип отношения к человеку как к высшей ценности, он имеет конкретное историческое содержание, зависит от характера общественных отношений, уровня общественного развития, является частью идеологии и мировоззрения личности и общества [10, с. 10].
Лев Толстой хорошо сказал: "Гуманизм - это, наверное, единственное, что осталось от ушедших в небытие народов и цивилизаций" [19, с. 18].
Гуманный - общечеловеческий, гуманистический, человечный; характерный для человека, истинно просвещенного; гуманный, милосердный, милосерд [13, с. 5].
Человечность - это система личностных отношений к социальным объектам (человеку, группе, живому существу), обусловленная моральными нормами и ценностями, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и радости, реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, сопричастности [8, с. 42].
В современных психологических теориях человечность остается главной характеристикой гуманизма, но на первый план выходит стремление к будущему, к свободной реализации своих творческих потенциалов, вера в себя и возможность достижения "идеального Я", право на самоактуализацию, которая ведет к полноценному функционированию личности первый [10, с. 14].
Гуманизация - это мышление и забота о том, как бы человек был человечным, а не бесчеловечным, "негуманным", то есть отпавшим от своей сущности [16, с.9].
Гуманизация взаимоотношения - это отношения, основанные на гуманных чувствах [8, с.44].
Гуманистическая направленность педагогики означает реальное признание ценности, уникальности, целостности личности, ее права на свободное развитие и проявление своих особенностей [19, с.7].
Гуманистическая ориентация подразумевает, что восприятие человеком мира в себе и себя в мире является объективной реальностью, которая принимает самые разнообразные формы, поскольку признается уникальность личности человека во всех ее проявлениях [19, с.7].
Главная задача гуманной педагогики - помочь человеку определить и скорректировать отношение к себе, окружающему миру и другим людям [18, с.6].
Гуманистическая идея, связывается с пониманием человека как частью природы и самоценностью его как личности, которые легли в основу ведущей идеологической ориентации в прогрессивном общественном движении [10, с.15].
Главная идея - идея в гуманизации подхода к ребенку - прошедшая через сердца всех классиков педагогики. Это доказывает вечность истин гуманного отношения к ребенку и важность самодеятельности воспитанника: не обязательно руководить им, а нужно создать условия для того, чтобы он шел рядом, впереди, резвился, догонял нас и брал за руку, если он устанет или почувствует себя не в своей тарелке. нуждается в нашей поддержке, одним словом, он вел бы себя так, как подобает ребенку, путешествующему со взрослыми [10, с.16].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алешина Л. О вежливости, о такте, о деликатности [Текст] / О. Алешина - Л., 1981.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили - М.; Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496с.
3. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками [Текст]: пособие для учителя / О.С. Богданова, О.Д. Калинина - М.: Просвещение, 1985.
4. Богданова О.С. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов [Текст] / О.С. Богданова, В.И. Петрова - М.: Просвещение, 1978.
5. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости [Текст] / Л. Васильева-Гангус - М.: Педагогика, 1990.
6. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности [Текст] / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 2008. - №7. - С.13 - 17.
7. Гусейнов А, Золотое правило нравственности [Текст] / А. Гусейнов - М.: Просвещение, 1979.
8. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошк. [Текст]: пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений и родителей / Под ред.Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. - М.: Просвещение, 2006. - 141с.
9. Зубов В.П. Творческий подход к проблеме развития речи младших школьников [Текст] / В.П. Зубов, С.Г. Щербакова // Начальная школа: плюс до и после. - № 5 - 2002 - с.3-5
10. Климанова Л.Ф. О новой модели гуманистической школы [Текст] / Л.Ф. Климанова // Начальная школа. - 2009. - №4. - С.8-12.
11. Леонова Н.А. Формирование нравственной компетенции младших школьников [Текст] / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - №5. - С.22-24.
12. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы [Текст] / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 21-23.
13. Пекелис В. Твои возможности, человек! [Текст] / В. Пекелис - М.: Знание, 1975.
14. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения [Текст] / С.В. Петерина - М. Просвещение 1986.
15. Подласый И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 400 с.
16. Степанов В.М. О воспитании, воспитателе и гуманной педагогике [Tекст] / В.М. Степанов, О.А. Лапина, А.П. Макаровская - 2-е изд., испр. и доп. - Иркутск: ЗАО "Восточно-Сибирская издательская компания", 2000. - 160с.
17. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике [Текст] / В.А. Сухомлинский - М.: Педагогика, 1990.
18. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке [Текст] / В.А. Сухомлинский - М.: Просвещение, 1978.
19. Теория и практика гуманизации педагогического процесса: Материалы педагогических чтений [Текст] / Под. ред. О.А. Лапиной. - Иркутск: Изд-во ГОС ВПО "Иркут. гос. пед. ун-т", 2003. - Вып.4.
20. Шиянов Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева - М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. - 336с.