Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
В настоящее время популярность жанра киберпанк в современной литературе становится все больше и больше. Современные писатели-фантасты с мрачным унынием описывают будущее человечества. Планета Земля постоянно либо переживает ядерный апокалипсис, либо человечество, спасаясь от перенаселения, отправляется колонизировать новые миры.
Однако нужно заметить, что киберпанк в литературе – это явление очень молодое и соответственно новое. Дело в том, что современные литературоведы не могут назвать точное время зарождения этого жанра и его родоначальника.
Можно сказать точно, что представление большинства обывателей, что авторами и вдохновителями жанра киберпанк были братья Вачовски и Ридли Скотт не верное. Хотя правильнее было бы сказать, что эти режиссеры были первооткрывателями жанра киберпанк в кинематографе. К литературе эти деятели никакого отношения не имели.
В связи с этим нужно заметить, что современные критики и литераторы сравнительно не давно сделали предположение, что именно Филип Дик является первым автором и вдохновителем жанра киберпанк в литературе. Дело в том, что его произведение «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» фактически стало первым литературным творением, созданным в стиле киберпанк.
Более того можно утверждать, что многие авторы в дальнейшем сами утверждали, что они вдохновлялись работами Филипа Дика. Более того сегодня существует множество примеров того, что писатели-фантасты находят отголоски или пересечения своих произведений с ранним творчеством Филипа Дика.
К сожалению, современные литераторы мало уделяют внимания анализу произведений современных авторов. Особенно наглядно это видно на примере фантастики и, особенно на научной фантастике.
Миры братьев Стругацких или В. Головачева или С. Лукьяненко еще ждут своего литературного анализа. То же самое можно сказать и про зарубежную литературу. Современные российские литераторы с большой прохладой относятся к исследованию произведений написанных в мрачном стиле киберпанка. Это можно объяснить тем, что большинство людей еще не готовы задумываться над вопросами своего будущего и сохранения лучших и отличительных человеческих качеств – доброты, заботы, ласки, любви и сопереживания.
Цель исследования – выявить жанрообразующие особенности жанра киберпанк на примере романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах».
Объект исследования – особенности жанра киберпанк.
Предмет исследования – жанрообразующие особенности жанра киберпанк на примере романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах».
Задачи исследования:
1. Дать определение жанру киберпанк.
2. Дать характеристику жанру киберпанк.
3. Дать характеристику произведению Ф. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах».
4. Выявить особенности жанра киберпанк на примере романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах».
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЖАНРА КИБЕРПАНКА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКАХ
1.1. Понятие о киберпанке
Киберпанк — один из самых интересных и парадоксальных поджанров современной научной фантастики.
Это слово популярно как в киноиндустрии, так и в компьютерных играх, также его можно встретить на молодежной одежде, в дизайне модных гаджетов и даже на заборах и стенах домов.
Но началось все не с фильма «Матрица» и не с игрового мира очередной РПГ, а с небольшой истории. То есть направление киберпанк зародилось именно в литературе.
Сам термин появился в первой половине 80-х годов прошлого века. Его изобрел американский писатель-фантаст Брюс Бетке. Так назывался его первый рассказ, в котором главный хакер носил классический панк-могикан. Позже Б. Бетке продолжал писать в этом жанре, и, например, у нас был опубликован его роман, который в русском переводе называется «Интерфейсом об тэйбл».
Но, как это часто бывает (например, с боярами-аниме), слово пошло в народ, стало популярным не только само по себе, но и породило целое направление молодежной культуры: от музыки до принтов на одежде и от компьютерных игр и кино. Однако началось все с литературы.
Именно в мире художественных текстов термин новорожденный нашел приверженцев, как среди читателей, так и среди авторов. Стали появляться произведения, позволившие выделить особенности этого жанра. И первым в этом списке стоит роман Уильяма Гибсона «Нейромант». Его, по сути, многие считают основоположником классического киберпанка [2].
Парадоксальность этого направления в литературе состоит в соединении, казалось бы, несовместимых вещей: высокоразвитых цифровых технологий будущего киберпространства и упадка культуры, беззакония и атмосферы постапокалипсиса. То есть киберпанк — это антиутопия в высокотехнологичном обществе.
В литературе есть несколько характеристик киберпанка [10].
Наличие атрибутов киберпространства: большая известность виртуальной и дополненной реальности, киборги и кибермутанты, прямая связь мозга с всемирной паутиной, чипирование, искусственный интеллект и др.
Наукоемкие технологии: генная инженерия, квантовая физика, биоимплантаты, цифровые технологии и др.
Атмосфера антиутопии, постапокалипсис, социальная деградация: городские трущобы, молодежные банды, наркотики, власть кибермафии, преступные синдикаты.
Герои часто изгои, асоциальные элементы, а заодно и борцы с засильем синдикатов и мафии. Они одни перед крупными бизнесменами. Иногда эта маргинализированная молодежь образует небольшие группы, чтобы выжить в городских трущобах.
Тема этих аутсайдеров, противостоящих обществу, популярна среди молодежи, поэтому книги о киберпанке можно отнести к литературе для молодежи. Подробнее об этой молодежной литературе можно прочитать здесь.
Киберпанк родился не на пустом месте, это хорошо заметно в популярном сейчас смешении жанров. Даже само название воспринимается как некая отсылка к стимпанку, о котором вы можете узнать подробнее в другой статье. Только вместо механических роботов, ржавых шестеренок и пара в киберпанке — цифровые технологии, киборги и дополненная реальность.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Жанр киберпанк в литературе. История отечественного и иностранного подходов к анализу литературы ХХ века. Монография. – Казань: Меридиан, 2018. – 174 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Жанрообразующие особенности жанра киберпанк. Анализ современной литературы. Монография. – Воронеж: Альянс, 2022. – 122 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Жанр киберпанк. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2020. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Особенности жанра киберпанк. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 377 с.
5. Козин Н.Г. Жанр киберпанк в кино и литературе. Критика опыта анализа будущего. – Владивосток: Форум, 2008. – 264 с.
6. Лебедев О.М., Носов М.С. Киберпанк. Достоинства и недостатки жанра. – Екатеринбург: Капитолий, 2021. – 376 с.
7. Медведева Н.А. Петрова М.С. Киберпанк в литературе и кино. История. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. – 332 с.
8. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Анализ произведений Ф. Дика. Электрические антиутопии против морали и нравственности. Монография. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 287 с.
9. Семенов О.В. Борисов А.В. Образ будущего и критика настоящего в романах Ф. Дика. Актуальные проблемы киберпанка. Монография. – Тверь: Контур, 2019. – 231 с.
10. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. История жанра киберпанк в литературе. – Чебоксары: Вершина, 2022. – 258 с.