Фрагмент для ознакомления
2
Цель исследования изучение особенностей нарушения слоговой структуры слова и темпо-ритмической организации речи у детей 5,5-6 лет с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику контингента детей для исследования слоговой структуры слова и темпо-ритмической организации речи у детей 5,5-6 лет с дизартрией.
2. Подобрать методику для исследования слоговой структуры слова и темпо-ритмической организации речи у детей 5,5-6 лет с дизартрией.
3. Провести экспериментальное исследование, дать количественную и качественную характеристику результатам исследования.
В процессе написания работы использовались следующие методы (по Б.Г. Ананьеву):
— теоретический анализ логопедической, психолого- педагогической литературы по проблеме исследования;
— эмпирические - наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, психодиагностические (анкеты, беседы), биографические (сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации);
— интерпретационные методы;
Организация исследования:
Исследование проводилось на базе.
В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития (стертая дизартрия), которые составили экспериментальную группу (ЭГ) и 15 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием, которые составили контрольную группу (КГ). Возраст детей контрольной и экспериментальной групп – 5,5 - 6,0 лет.
Констатирующее исследование осуществлялось в три этапа:
Основной задачей первого этапа был отбор детей для исследования в экспериментальную и контрольную группы. Далее были изучены заключения психолого-медико-педагогической комиссии, результаты логопедического обследования детей экспериментальной группы, проанализированы анамнезы (со слов логопеда), истории развития детей обеих групп, психолого-педагогические характеристики воспитателей. Так же проводились беседы с педагогами и логопедом ДОУ, работающими с детьми, выбранными для проведения констатирующего эксперимента.
На втором этапе проводилось исследование по подобранной методике. Исследование длилось несколько дней индивидуально в процессе специально организованных занятий, продолжительностью двадцать – тридцать минут каждое, в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения и состояния ребенка. Результаты исследования фиксировались в индивидуальных протоколах.
В основу организации констатирующего эксперимента были положены основополагающие принципы дошкольного и школьного обучения.
Принцип развития предполагает проследить динамику дефекта. На каком этапе становления речи он появился, как развивался, сделать анализ результатов и только после этого наметить коррекционную работу, учитывая все показатели.
Принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка. Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение — взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций, и наоборот, внимание, память и мышление развиваются под влиянием речи. Так, обобщенность восприятия зависит от уровня развития речи, развитие связной речи возможно лишь при сформированности операций сравнения, анализа, синтеза; слухоречевая память взаимообусловлена и взаимосвязана с развитием фонематических процессов.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания детей. Не менее важно учитывать их возрастные особенности.
Принцип деятельностного подхода предполагает, что обследование ребенка должно ориентироваться на его ведущую деятельность (школьник - учебная деятельность), а также стоит обратить внимание на личностно значимый для ребенка вид деятельности.
В основе онтогенетического принципа организации исследования лежат положения о воздействии на ребенка, учитывая последовательность появления форм и функций речи и видов деятельности его в онтогенезе.
Принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта предполагает необходимость устанавливать взаимосвязь со структурой дефекта, определять вид нарушения и соотносить между собой признаки первичные и вторичные.
В основе онтогенетического принципа организации труда лежат положения о порядке возникновения форм и функций речи, а также о влиянии на ребенка с учетом его деятельности в онтогенезе.
Основными критериями отбора диагностических заданий констатирующего этапа эксперимента явились:
– соответствие возрастным и индивидуальным возможностям детей 5,5-6 лет с общим недоразвитием речи;
– диагностическая ценность в определении особенностей сформированности слоговой структуры слова и темпо-ритмической организации речи у детей 5,5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Констатирующий эксперимент проводился в первой и во второй половине дня в индивидуальной форме.
Методом исследования явился индивидуальный эксперимент. Выполнение всех заданий осуществлялось в наглядно–действенном плане. Экспериментатор показывал способ выполнения каждого задания и предлагал ребенку сделать так же.
2.2. Характеристика испытуемых
На первом этапе проведения исследовательской работы происходило знакомство с документами детей, речевыми картами.
Сравнительная характеристика контрольной и экспериментальной группы была выполнена на основе анализа данных медицинской карты (со слов логопеда), дающей информацию о патологических факторах раннего физического, моторного и речевого развития детей и беседы с родителями, в течение которой выяснялись особенности физического и психического развития ребенка, условия его проживания и особенности воспитания.
При анализе документации были выделены ведущие параметры для оценки общего развития: как протекала беременность матери, наличие родовой патологии, раннее развитие и перенесенные заболевания детей. Показатели раннего речевого развития: гуление, лепет, первые слова и фразовая речь.
Данные материала представлены в таблице 1.
Показать больше