Фрагмент для ознакомления
2
Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психологии в онтогенезе были заложены З. Фрейдом (1856-1939). Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности и со сложностью ее структур и функций. Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного («суперэго»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых находятся основные структуры личности.
В то же время, согласно Фрейду, содержание бессознательного недоступно сознанию практически при любых условиях. В центре его научных интересов находился бессознательный уровень психики - вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, прежде всего сексуальных и агрессивных. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. Согласно Фрейду, человеческая личность включает в себя три структурных компонента – вы, эго и суперэго, - которые возникают одновременно. Это является примитивным ядром личности; это врожденная природа [15].
Фактически, это энергетическая основа личности. «Это» - это бессознательное (глубокие инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные импульсы), и оно играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. «Это» содержит врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и, таким образом, определяют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существуют два основных врожденных бессознательных инстинкта - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях друг с другом и являются основой фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Эго - это рациональная и, в принципе, сознательная часть личности.
Согласно Фрейду, она также врожденная и находится как в сознательном слое, так и в подсознании, она возникает, когда она биологически созревает между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача эго - объяснять происходящее и выстраивать поведение человека таким образом, чтобы удовлетворять его инстинктивные требования и не нарушать границы общества и сознания. Супер - эго как структурный компонент личности в последний раз рассматривается между 3-м и 6-м веками. Он сформирован примерно к 15 годам жизни. Супер-эго олицетворяет совесть, эго - идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в этом обществе.
Механизм его возникновения заключается в идентификации с близким взрослым человеком своего пола, характеристики и характеристики которого становятся содержанием «супер-эго». Тенденции Ид и супер-эго, как правило, носят конфликтный характер, что приводит к беспокойству, нервозности и напряженности личности. В ответ эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и т. д. Подходы к пониманию детской сексуальности были предложены Фрейдом в начале 20 века. Теория сексуальности была изложена в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905).
В то же время Фрейд придает большое значение тому, как происходит фиксация и нужно ли одновременно защищать человека от объектов. Фрейд изложил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере взросления организма (биологический фактор развития) и считал, что эти стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Известная фрейдистская периодизация личностного развития фокусируется на развитии либидо, рассматривает его как основную движущую силу развития и, таким образом, в основном описывает психосексуальное развитие.
В разные возрастные периоды развития человека это реализуется через эрогенные зоны, характерные для этого возраста. Если на данном этапе развития либидо не получает своего удовлетворения или удовлетворяется неадекватным образом, то на этом этапе развитие человека останавливается, и в нем закрепляются определенные черты личности. Фрейд выделил пять этапов личностного развития. Оральная стадия (от 0 до 1 года) Удовлетворение либидо достигается при оральном контакте во время сосания, прикусывания или жевания.
Ведущей эрогенной зоной на этой стадии является рот, который является инструментом для питания, общения и первичного осмотра объектов. Личность человека характеризуется такой чертой, как зависимость от окружающей среды и пассивность. Неспособность реализовать либидо на этой стадии в дальнейшем приводит к появлению таких «пороков», как курение, гурманство, вербальная агрессия. Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовлетворения и, следовательно, потенциального разочарования сосредоточен на объеме деятельности, связанной с кормлением [13].
На оральной стадии фиксации либидо у человека, согласно 3. Фрейду, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем, что предлагается. Уже на устной стадии, по его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.
Анальная стадия (от 1 до 2 лет) развития личности связана с возникновением эго. Приучение ребенка к чистоте приводит к переносу удовлетворения либидо в анальную область тела. Сексуальность этих детей находит объект своего удовлетворения в овладении функциями д
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.:Изд. ЛГУ,1968- 338 с.
2.Ариес Ф. Века детства // Журнал практического психолога.1997,№1
3.Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985.-318 с
4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М, Просвещение, 1968г. 179 с.
5.Божович Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе. - В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Тексты.- М.: Изд. МГУ,1992.
6.Выготский Д.Б. Ранее детство. Кризис трех лет. // Собр. соч. в 6 т. Т.4 М., 1984.
7.Выготский Л. С. Мышление и речь//Собр. соч.: 6 т. Т.2 Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.
8.Выготский Л.С.. Вопросы детской психологии // Собр. соч. в 6 т. Т.4. М., 1984.
9.Выготский Л.С.. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6т.Т.3,. М., 1983.
10.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, курс лекций. - М.: «ЧеРо», 2005.- 336 с.
11.Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М.: Просвещение,1986 - 223 с.
12.Кон И.С. Психология юношеского возраста-М.: Просвещение,1979 -175 с.
13.Коссаковский А. Психическое развитие личности в онтогенезе. - В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989 - 183 с.
14.Леонтьев А.H. Деятельность.Сознание.Личность М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
15.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.-СПб.: Питер, 2006.-583 с.
16.Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: За и против. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 191 с.
17.Основы общей и прикладной акмеологии/ Под ред. А.А. Деркача, А.А. Бодаралева, Н.В.Кузьминой и др.М., 1995
18.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб: СОЮЗ, 1997. – 256 с.
19.Психология. Учебник./под ред. А.А.Крылова -М.:ПБОЮЛ Гриженко Е.М.,2002г.-584 с.
20.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер,2006.-713с.
21.Столяренко Л.Д.Педагогическая психология, изд.4.-Рост/Н-Дону, Феникс, 2006, -542 с.
22.Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М.,1949.-192 с.
23.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер, 1997. — 608с
24.Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. М.: Ин-т психологии РАН; Когито-центр, 1996 - 16 с.
25.Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. псих. труды, М., 1989
26.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития детском возрасте // Избр. психол. труды / Под ред. В. В.Давыдова, В. П.Зинченко. М 1989.
27.Эльконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры // Психолгическая наука и образование.1996.№3