Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время актуальность исследования взаимосвязи агрессивности и тревожности в подростковом возрасте остается высокой. Подростковый период является сложным этапом развития, где происходят значительные изменения в психологической структуре личности, а также формируются нравственные представления и социальные установки.
В этом возрасте наблюдаются противоречивые тенденции развития. С одной стороны, подростки могут проявлять негативное поведение, несогласие с взрослыми, дисгармонию в своей личности и сокращение интересов. С другой стороны, в подростковом возрасте происходят положительные изменения, такие как повышение самостоятельности, расширение социальных связей, развитие ответственного отношения к себе и другим людям.
Особое внимание уделяется тревожности и агрессивности, которые могут стать стойкими чертами поведения у некоторых подростков. Эти проявления обычно связаны со сферой социального взаимодействия и формирования групповых отношений. Важно отметить, что такое поведение обусловлено внешними факторами, а не генетической предрасположенностью к агрессии. Современные социально-экономические изменения в обществе создают условия, способствующие увеличению тревоги и агрессии у подростков.
Нередко подростки сталкиваются с негативными семейными условиями, отсутствием позитивного влияния и недостаточным чувством психологического комфорта и защищенности. Жестокое обращение с подростками, физические наказания, высокие ожидания, несоответствующие реальным возможностям ребенка — все эти факторы могут способствовать развитию агрессивности и тревожности.
Исследование взаимосвязи агрессивности и тревожности в подростковом возрасте имеет практическую значимость. Полученные результаты могут быть использованы для разработки программ и методов работы с подростками, направленных на снижение агрессивного поведения и тревожности, а также создание благоприятной среды для их развития и эмоционального благополучия.
Понимание взаимосвязи агрессивности и тревожности в подростковом возрасте является актуальным в современном обществе. Многие подростки проявляют недостаток развитых нравственных представлений, ориентируются на потребительский образ жизни, проявляют эмоциональную грубость и используют агрессивное поведение для самоутверждения. Это связано с их повышенной внушаемостью и подражательностью. Многие подростки умышленно подражают определенным образам поведения, будь то конкретные личности или стереотипы, предлагаемые в различных информационных средствах. Они стремятся проявить свою значимость, занять определенное место в группе ровесников и доказать свою неприязнь к унижению и подавлению. В некоторых случаях асоциальные компании становятся референтными группами для этих подростков.
Актуальность исследования обусловлена ростом агрессивности среди подростков и недостаточностью глубоких исследований личностных особенностей агрессивных подростков. Существует много работ, посвященных агрессии, но они не всегда полностью раскрывают сущность этого явления, особенно в связи с чувством страха и тревожности, которые кажутся противоположными агрессивности. В современном обществе, характеризующемся социальной неопределенностью и проблемами межличностных отношений, становится все более очевидным необходимость развития толерантности, толерантного сознания и отношений, особенно среди подрастающего поколения. Достижение этой цели невозможно без изучения агрессивности и тревоги у подростков.
Таким образом, исследование взаимосвязи агрессивности и тревожности в подростковом возрасте является важным для понимания и разработки подходов к развитию здоровых и конструктивных стратегий поведения и отношений у подростков. Оно позволит выработать эффективные методы работы с подростками, направленные на снижение агрессивности и тревожности, а также создание благоприятной среды для их развития и эмоционального благополучия.
Объектом исследования является феномен тревожности и агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Предметом исследования являются особенности взаимосвязи тревожности и агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Целью данной курсовой работы является теоретическое исследование проблемы тревожности и агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Исходя из цели исследования в работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть понятия "агрессивность" и "тревожность". В рамках исследования необходимо предоставить четкое определение этих понятий и понять их взаимосвязь.
2. Определить причины и специфику проявления тревожности и агрессивности у подростков. Необходимо изучить факторы, которые могут вызывать и поддерживать эти состояния у подростков и понять, как они проявляются в этой возрастной группе.
3. Провести эмпирическое исследование для изучения взаимосвязи между агрессивностью и тревожностью у подростков. С помощью соответствующих методов и инструментов необходимо собрать эмпирические данные, которые позволят нам выявить и изучить данную взаимосвязь.
4. Выявить конкретную связь между агрессией и тревожностью у подростков. На основе полученных данных необходимо проанализировать результаты и составить рекомендации по снижению уровня агрессии у подростков.
4. Разработать рекомендации по снижению уровня агрессии и тревожности и у подростков.
Гипотеза исследования: существует прямая взаимосвязь между уровнем тревожности и проявлением агрессивности в подростковом возрасте. Иными словами, мы предполагаем, что подростки с высокими уровнями тревожности чаще склоны к проявлению различных форм агрессии (физической агрессии, гнева, враждебности).
Теоретическим и методологическим основанием данной курсовой работы послужили исследования и теоретические подходы, предложенные отечественными и зарубежными авторами, которые изучают агрессию и агрессивность. В работе были использованы труды таких ученых, как А. Басс, К. Лоренц, З. Фрейд, Э. Фромм и другие, которые предложили свои теоретические концепции и практические подходы к исследованию агрессивного поведения.
Также были изучены работы, посвященные особенностям агрессивности в подростковом и юношеском возрасте, а также факторам, влияющим на формирование агрессивного поведения. В работе использовались исследования А. Гуггенбюль, С. Н. Ениколопова, В. В. Ковалева, Н. Д. Левитова, Ю. Б. Можгинского, А. А. Реана, Л. М. Семенюк и других авторов, которые принесли ценный вклад в изучение данной проблемы.
Использование этих теоретических исследований и практических подходов позволило создать надежную теоретическую и методологическую основу для курсовой работы. Они предоставили фундаментальные знания и концепции, которые использовались для анализа и интерпретации данных, а также для формулирования выводов и рекомендаций, направленных на понимание и преодоление проблемы агрессивности в подростковом возрасте.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, в эмпирическом исследование были использованы следующие методики: тест на склонность к агрессии Басса-Перри BPAQ-24.
Эмпирическая база исследования: в исследовании принимало участие 30 подростков в возрасте 11-14 лет (средний возраст испытуемых 12,2), юноши и девушки (15 девушек и 15 юношей), учащиеся 5-8 классов, метод математической обработки данных критерий ранговой корреляции Спирмена (R).
Практическая значимость исследования на тему "Взаимосвязь агрессивности и тревожности в подростковом возрасте" заключается в следующем:
1. Разработка эффективных программ и методик: Результаты исследования могут служить основой для разработки программ и методик, направленных на предотвращение и снижение агрессивного и тревожного поведения у подростков. Это позволит специалистам в области психологии и педагогике разработать более эффективные стратегии работы с подростками, включающие в себя различные тренинги, консультации и психологическую поддержку.
2. Улучшение качества взаимодействия: Исследование может способствовать более глубокому пониманию взаимосвязи между агрессивностью и тревожностью у подростков, что позволит взрослым, включая родителей, учителей и других взрослых, лучше понять и оценить эмоциональные и психологические потребности подростков. Это может привести к улучшению качества взаимодействия с подростками, созданию более поддерживающей и стимулирующей среды для их развития.
3. Повышение осведомленности и образованности: Исследование поможет повысить осведомленность общественности о важности изучения агрессивности и тревожности в подростковом возрасте. Более глубокое понимание этих феноменов позволит людям развивать более толерантное и поддерживающее отношение к подросткам, а также способствовать развитию социальной ответственности и эмоциональной интеллектуальности.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Расширение теоретических знаний: Исследование вносит вклад в расширение теоретических знаний о взаимосвязи между агрессивностью и тревожностью в подростковом возрасте. Это позволяет уточнить и развить существующие теории и концепции в области психологии и развития личности.
2. Подтверждение или опровержение гипотезы: Результаты исследования помогают проверить и подтвердить или опровергнуть предположение о прямой связи между уровнем тревожности и агрессивности у подростков. Это способствует развитию научного понимания данных психологических конструктов и помогает дальнейшему развитию научной дискуссии в этой области.
3. Отражение динамики развития: Исследование может помочь в понимании динамики развития агрессивности и тревожности в подростковом возрасте. Это особенно важно с учетом сложностей, с которыми подростки сталкиваются в период перехода от детства к взрослости. Полученные данные могут способствовать развитию теорий развития личности и помочь предоставить руководство для работы с подростками и их эмоциональным развитием.
Структура работы: введение, две главы, заключения, список источников состоит из 30 наименований, приложения (1-3).
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Тревожность как проявление эмоциональной сферы подростков
В последние годы проблема исследования тревожности активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. С одной стороны, отмечается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и является внутренним фактором, способствующим формированию зрелой личности с адаптивными ресурсами. С другой стороны, большинство авторов указывает на связь повышенного уровня тревожности с трудностями социально-психологической адаптации и формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у подростков и молодежи. В работе использованы исследования таких авторов, как В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и других, которые посвятили свои труды изучению особенностей тревожности в подростковом возрасте и факторов, влияющих на ее формирование [25].
Тревожность представляет собой склонность индивида к переживанию тревог, характеризующуюся низким порогом возникновения тревожной реакции и являющуюся одним из важных параметров индивидуальных различий. В целом, тревожность выступает как субъективное проявление дисфункции личности, и поэтому уровень тревожности у подростков часто повышен.
Формирование характера подростка происходит в процессе включения его в различные социальные группы разной степени развития, такие как семья, трудовой коллектив, дружеская компания и др. В зависимости от индивидуализации личности в данных группах и уровня развития межличностных отношений, у подростка могут формироваться различные черты характера, включая прямоту, открытость, смелость или же скрытность, лживость и трусость [22]. Коллективы с высоким уровнем развития создают наиболее благоприятные условия для развития и закрепления положительных черт характера, способствуя оптимальной интеграции личности в группе.
Личностная тревожность может рассматриваться как относительно стабильный личностный характеристика, проявляющаяся в постоянной склонности к переживанию тревоги в различных ситуациях, даже в тех, которые объективно этого не требуют. Она сопровождается неосознанным страхом, неопределенным ощущением угрозы и готовностью воспринимать события как неблагоприятные и опасные. Люди, подверженные этому состоянию, постоянно находятся в напряженном и подавленном настроении, испытывая трудности в установлении контактов с окружающим миром [18].
Такие люди также могут испытывать трудности в принятии решений. Когда говорят о личностной тревожности, имеется в виду формирование личности. Кроме того, психологи выделяют другой вид тревожности, называемый ситуативной, реактивной или состоянием тревоги.
Тревожность, как характеристика личности, в значительной степени влияет на поведение подростков. Определенный уровень тревожности является естественной и необходимой особенностью активной и целеустремленной личности. У каждого подростка существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности, который называется полезной тревожностью[11]. Оценка собственного состояния в этом отношении является важным компонентом самоконтроля и саморазвития. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением несоответствия и неблагополучия у подростков [5].
Тревожность оказывает значительное влияние на самооценку в подростковом возрасте. Повышенный уровень тревожности у подростков может свидетельствовать о их недостаточной эмоциональной приспособленности к социальным ситуациям. Это создает общую установку на неуверенность в себе и снижает самооценку [8].
Существует переосмысление жизненных ценностей и установок во время подросткового возраста, который является переходным этапом между детством и юностью. В этот период подростки часто сталкиваются с множеством трудностей и проблем, проявляющихся в их отношениях со сверстниками и взрослыми, в виде агрессивности и тревожности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ануфриев, К. Ю. Связь агрессивности и типа реагирования в конфликтных ситуациях подростков / К. Ю. Ануфриев // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований : Материалы XV международной научно-практической конференции , North Charleston, USA, 09–10 апреля 2018 года. Том 1. – North Charleston, USA: CreateSpace, 2018. – С. 49-51. – EDN XMFLZR.
2. Валиуллина, Е. В. Агрессивность как свойство личности / Е. В. Валиуллина // Теория и практика современной науки : сборник научных трудов по материалам XX Международной научно-практической конференции, Москва, 22 марта 2017 года. – Москва: Издательство "Олимп", 2017. – С. 397-399. – EDN YOBXSJ.
3. Валиуллина Е. В. Гендерные особенности психических состояний в юношеском возрасте // Концепт. 2016. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-psihicheskih-sostoyaniy-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 27.05.2023).
4. Вайберт, М. И. Взаимосвязь локуса контроля и агрессивности подростков / М. И. Вайберт, Л. А. Петрова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-7. – С. 321-327. – EDN VTLHGZ.
5. Верховцева, О. П. Изучение взаимосвязи агрессивности и тревожности у подростков в психологических исследованиях / О. П. Верховцева, Л. С. Самсоненко // Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик : сборник трудов Международной студенческой научно-практической очной конференции, Оренбург, 13 апреля 2020 года / Оренбургский государственный педагогический университет. Том Выпуск 3. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. – С. 49-53. – EDN HBSQGQ.
6. Галушко, М. В. Психологические особенности проявления агрессивности у подростков с игровой зависимостью / М. В. Галушко, В. С. Густодымова // Сборник трудов III Научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых "Дни науки крымского федерального университета им. В. И. Вернадского", Симферополь, 01–03 ноября 2017 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2018. – С. 87-91. – EDN YSBBEA.
7. Гусева, М. В. Взаимосвязь агрессивности и уровня тревожности в юношеском возрасте / М. В. Гусева // НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖНЫХ исследований : сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 03 мая 2021 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. – С. 155-160. – EDN SGVRBD.
8. Джабраилова Маликат Магомедовна ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ, НЕПОЛНЫХ И СМЕШАННЫХ СЕМЬЯХ // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimosvyazi-trevozhnosti-i-agressivnosti-u-podrostkov-vospityvayuschihsya-v-polnyh-nepolnyh-i-smeshannyh-semyah (дата обращения: 27.05.2023).
9. Иванова, О. С. Исследование враждебности и агрессивности подростков в структуре особенностей их поведения / О. С. Иванова, М. И. Рамазанов, М. С. Конев // Здравоохранение, образование и безопасность. – 2018. – № 1(13). – С. 99-110. – EDN YRXBTN.
10. Исаакян, О. В. Исследование взаимодействия агрессивности и тревожности с особенностями направленности личности в младшем подростковом возрасте / О. В. Исаакян, А. А. Ткаченко // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2015. – № 4(13). – С. 81-85. – EDN UCFMXR.
11. Илларионова, А. В. Исследование взаимосвязи агрессивного поведения подростков с их уровнем тревоги / А. В. Илларионова, Е. В. Николаев, В. С. Шамаева // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 20. – С. 646-651. – EDN QPUJYE.
12. Кубеев Алибек Жанабаевич, Линтварев Александр Леонтьевич, Еремеев Вячеслав Юрьевич ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-tipov-semeynogo-vospitaniya-trevozhnosti-i-agressivnosti-podrostkov (дата обращения: 27.05.2023).
13. Куторкина, Ю. А. Связь толерантности, агрессивности и тревожности у подростков больших и малых городов / Ю. А. Куторкина // Современные тенденции развития науки в молодежной среде : Сборник статей участников, Елец, 16–20 апреля 2016 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. – С. 339-345. – EDN VYNZQF.
14. Львова, С. В. Индивидуально-психологические факторы девиантного поведения подростков / С. В. Львова // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2018. – № 2-3. – С. 83-95. – DOI 10.26653/2076-4685-2018-2-3-07. – EDN MHTYPR.
15. Ласкин, А. А. Влияние семьи и семейного воспитания на подростковую агрессивность / А. А. Ласкин // Мировоззрение в XXI веке. – 2018. – Т. 1, № 1. – С. 35-40. – EDN YTNQNF.
16. Охапкина В. И., Екатерина Павловна Кириллова Взаимосвязь агрессивности и ощущения счастья у подростков // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2022. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-agressivnosti-i-oschuscheniya-schastya-u-podrostkov (дата обращения: 27.05.2023).
17. Павленко Т. А. Перфекционизм и агрессивность в подростковом возрасте (у учащихся 9-10-х классов) // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perfektsionizm-i-agressivnost-v-podrostkovom-vozraste-u-uchaschihsya-9-10-h-klassov (дата обращения: 27.05.2023).
18. Павленко, Т. А. Личностные особенности и проявление агрессивности в подростковом возрасте / Т. А. Павленко // Ежегодник научно-методологического семинара "Проблемы психолого-педагогической антропологии" : Сборник научных статей / Ответственные редакторы И.В. Егоров, Г.Ю. Мартьянова. Том Выпуск 7. – Санкт-Петербург : ООО "НИЦ АРТ", 2017. – С. 34-42. – EDN ZWUXNB.
19. Панова, Е. Н. Влияние агрессивного поведения на уровень тревожности у студентов / Е. Н. Панова // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования : Сборник научных статей международной конференции, Барнаул, 11–14 ноября 2014 года. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2014. – С. 1470-1473. – EDN TYFAWT. Петренко, Е. А. Проблема гендерных проявлений агрессии в подростковой среде / Е. А. Петренко, Р. А. Петренко // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2014. – № 1. – С. 116-120. – EDN SZVVOF.
20. Погорелов, Д. Н. Взаимосвязь склонности к отклоняющемуся поведению и эмоциональной устойчивости в юношеском возрасте / Д. Н. Погорелов // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2016. – Т. 2, № 5(9). – С. 102-109. – EDN XEAPRZ.
21. Погорелов, Д. Н. Взаимосвязь склонности к отклоняющемуся поведению и эмоциональной устойчивости в юношеском возрасте / Д. Н. Погорелов // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2016. – Т. 2, № 5(9). – С. 102-109. – EDN XEAPRZ.
22. Прошкина З.А., Звездина Г.П. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ // Северо-Кавказский психологический вестник. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-agressivnosti-mladshih-podrostkov-s-raznym-urovnem-lichnostnoy-trevozhnosti (дата обращения: 27.05.2023).
23. Прощенко Ирина Валерьевна, Максимова Наталья Евгеньевна, Римашевская А.О., Мурашова Лада Анатольевна Исследование взаимосвязи тревоги и агрессивного поведения у школьников старших классов // Социальная и клиническая психиатрия. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vzaimosvyazi-trevogi-i-agressivnogo-povedeniya-u-shkolnikov-starshih-klassov (дата обращения: 02.06.2023).
24. Самосадова, Е. В. Особенности агрессивности и тревожности у мальчиков и девочек подросткового возраста / Е. В. Самосадова, О. В. Парчайкина // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса : материалы Всероссийской научно-практической конференции: Текстовое электронное издание / Под редакцией О.И. Ключко : ООО "НИЦ АРТ", 2016. – С. 358-363. – EDN WGLYYH.
25. Сербина Любовь Федоровна Особенности агрессивного поведения подростков // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-agressivnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 26.05.2023).
26. Слободская Елена Романовна, Бочаров Андрей Викторович, Рябиченко Татьяна Ивановна Взаимодействие агрессивного поведения и тревожности в процессе приспособления подростков: роль фактора пола // СПЖ. 2008. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-agressivnogo-povedeniya-i-trevozhnosti-v-protsesse-prisposobleniya-podrostkov-rol-faktora-pola (дата обращения: 27.05.2023).
27. Тарасова Софья Юрьевна, Асриян Анна Ареговна ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗНОГО ТИПА // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-trevozhnosti-i-agressivnosti-shkolnikov-obuchayuschihsya-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah-raznogo-tipa (дата обращения: 27.05.2023).
28. Тарасова Софья Юрьевна Психологические аспекты буллинга: взаимосвязь школьной тревожности и агрессивности // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2014. №1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-bullinga-vzaimosvyaz-shkolnoy-trevozhnosti-i-agressivnosti (дата обращения: 27.05.2023).
29. Цыгипа, Д. С. Особенности психических состояний в подростковом и юношеском возрасте / Д. С. Цыгипа, А. Е. Сапрынская // Психология в моей будущей профессии : тезисы III Межвузовской студенческой научно-практической конференции, Москва, 25–26 апреля 2018 года / Московский городской педагогический университет, Институт психологии, социологии и социальных отношений. – Москва: Издательство "Перо", 2019. – С. 98-101. – EDN ZBUOVV.
30. Шипилова, М. Я. Взаимосвязь тревожности и агрессивности в старшем подростковом возрасте / М. Я. Шипилова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием в 2-х частях, Новосибирск, 02–04 декабря 2020 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. – С. 345-346. – EDN USDKJU.