Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в силу его распространенности и дестабилизирующего влияния на общество. Некоторые отечественные и зарубежные психологи придерживаются мнения, что причины агрессии носят исключительно биологический характер, однако важно помнить, что большое влияние на возникновение агрессивности оказывает также воспитание и культурный уровень общества.
В современном обществе наблюдается быстро прогрессирующее отчуждение, повышенная тревожность, душевная опустошенность, цинизм и жестокость у детей, которые чаще всего проявляют агрессивное поведение. Особое внимание уделяется детям с умственной отсталостью. Изменения в системе взаимоотношений во всех сферах современного общества, их стремительный темп ставят эту группу детей в положение низкой психологической защищенности, снижают их адаптивные способности и повышают психологическую уязвимость.
Причинами этого являются представление о человеке как о биосоциальном существе, возрастные особенности детей, среди которых, в первую очередь, выделяются неуравновешенность и незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики и личностные особенности детей.
Данной проблемой занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Так, в последние годы психологами и педагогами проведен ряд исследований по изучению, диагностике и профилактике агрессивного поведения у детей, среди них Г. С. Абрамова, М. А. Алемаскин, Ю. М. Антонян, С. А. Беличева, В. М. Бехтерев, А. Д. Глоточкин, И. В. Дубровина, В. В. Знаков, Е. Я. Иванов, К.Е. Игошев, Д.Д. Исаев, Д.Н. Исаев, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, В.Т. Кондращенко, А.Е. Личко, Г.М. Минковский, И.А. Невский, В.Ф. Пирожков, К.К. Платонов, Г.М. Потанин, Д.И. Фельдштейн и др.
Однако, анализ работ показывает, что современная практика профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения проявлений агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью недостаточно эффективна. В профилактике агрессивного поведения возникает ряд актуальных задач, которые необходимо решить. Дети с умственной отсталостью – это особые дети, которые в силу особенностей психики иначе воспринимают окружающий мир, что усложняет процесс адаптации.
Нарушения нервной и психической деятельности делают таких детей неустойчивыми к негативному влиянию окружающих людей. Данная категория детей часто испытывает трудности в общении с нормально развивающимися сверстниками, учителями и даже родителями, в связи с тем, что не все понимают и знают особенности психики, данной категории детей, что нередко приводит к конфликтным ситуациям. Эти дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, что выступает защитной реакцией на возникающие трудности. Поэтому данная тема является актуальной.
Объект: агрессивное поведение детей с умственной отсталостью.
Предмет: особенности агрессивного поведение детей с умственной отсталостью.
Цель: Выявить особенности проявления агрессивного поведения детей с умственной отсталостью.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие агрессивного поведения и особенности проявления у детей с умственной отсталостью;
2.Изучить особенности профилактики проявлений агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью;
3.Провести эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью;
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение психолого – педагогической литературы
Эмпирические, диагностика, количественный и качественный анализ результатов.
Теоретико – методологическая основа исследования:
- в области изучения психологии детей и подростков с умственной отсталостью Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, Л.М. Шипицына, Х.С. Замский, В.Г. Петрова, И.М. Бгажнокова;
- в области коррекции агрессивности детей А.Н. Смирнова, Г.С. Абрамова, И.А. Баева, Ю.А. Александровский, Л.Д. Лебедева, И.В. Дубровина;
- изучение агрессии и агрессивных тенденций Л.М. Семенюк
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Феноменология агрессивного поведения
В современных условиях развития общества резко обострились различные социальные проблемы. Среди этих проблем рассматривается проблема агрессивного поведения. С точки зрения современной психологии агрессивное поведение – это воздействие одного субъекта на другого с целью подорвать его психическое или физическое состояние. Следует различать понятия «агрессивное поведение», представляющее собой внешне выраженное действие, и понятие «агрессия», более широкое в психологическом смысле [Ахмедбекова,2011].
В переводе с латыни слово «агрессия» означает «нападение». Это явление связано с негативными эмоциями, с негативными мотивами и деструктивными действиями. Существует множество определений агрессии, которые можно разделить на две основные категории:
1. Агрессия – как модель поведения человека. В этом аспекте понятие «агрессия» связано, прежде всего, с негативными эмоциональными проявлениями — яростью, гневом, ненавистью и с мотивами — желанием обидеть, унизить. С.Ю. Чижова определяет агрессию как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам человеческого существования и способное вызывать как физические повреждения, так и психологический стресс (состояние страха, тревоги, депрессии) [Чижова,2001].
2. Агрессия, в основе которой лежат целенаправленные действия. В этом аспекте понятие «агрессия» подразумевает совершение определенного действия, в результате которого агрессор наносит умышленный ущерб своему противнику.
С учетом этих результатов агрессию следует определить, как целенаправленное коммуникативное действие, которое направлено на вызывание негативных эмоционально-психологических состояний у объекта вербального воздействия.
На сегодняшний день в определение понятия «агрессия» добавлены новые данные из смежных научных областей. Так, в своей работе психолог Э. Фромм использует термин «агрессия» для обозначения поведения, которое связано с самозащитой, с реакцией на угрозы. Он рассматривает агрессию как нанесение ущерба не только живому существу, но и различным неодушевленным предметам. Так, Ф. Алан описывает агрессию как «внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам» [Э. Фромм,1994; Ф. Алан, 2010]
Л. Берковиц определяет агрессию как сильную активность, стремление самоутвердиться. Э. Уилсон считает, что агрессия – это физическое действие или угроза такого действия со стороны одного человека в отношении свободы другого человека [Л. Берковиц, 2001].
Аналогичное определение дает А. Бандура: «Агрессия не всегда является целенаправленной реакцией одного индивида, причиняющей физический или моральный вред другому индивидууму», а Э. Аронсон определяет агрессию, исходя из концепции намерения, как поведение, направленное на причинение вреда или боли другому человеку. Ю.Б. Можгинский под агрессией понимает «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу» [Бандура,2000].
Современная психология определяет термин «агрессия» как доминирующее, настойчивое, атакующее и вредоносное поведение, интегрируя при этом такие разные по форме и сути поведенческие акты, как сплетни, злые шутки, злые фантазии, многочисленные деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийства.
В психологическом словаре под термином «агрессия» понимается индивидуальное или коллективное действие, целью которого является причинение психологического или физического вреда или даже уничтожение определенного человека или группы. Таким образом, психология рассматривает агрессию как склонность, проявляющуюся в поведенческих актах, фантазиях, с целью подчинить себе людей. Этот вид фокуса универсален, и определение, в основном, нейтральное. Агрессивность положительна, если она является средством для выживания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб. Речь, 2012- 336с.
2. Аккерман, Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей / Н. Аккерман Текст: непосредственный// Хрестоматия: Семейная психотерапия. – СПб: Питер, 2011 – 512с.
3. Фред Алан Вольф, Доронин С. И., Мак-Таггарт Линн Новая алхимия науки и духа. Материализация эмоций. Издание: ИГ "Весь", год: 2010
4. Ахмедбекова Р.Р. Сущность агрессии и причины ее проявления у младших школьников / Р. Р. Ахмедбекова Текст: непосредственный //Начальная школа плюс до и после. – 2011 – № 9 – С. 35–39
5. Бэрон, Роберт Агрессия / Роберт Бэрон , Дебора Ричардсон. - М.: Питер, 2012. - 336 c.
6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Фимита, 2000. - 512 с.
7. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2001. - 512 с.
8. Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы/ Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази Текст: непосредственный// Современные проблемы науки и образования. – 2014 – №2 – 591 с.
9. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст] : учебно-методическое пособие / Д. И. Бойков. – СПб. : КАРО, 2005. – 228 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2004. - 548 с. 12.
11. Герасина, Е. В. Детская психология/ Е.В. Герасина. Текст: непосредственный// - М.: Владос -Пресс, 2018 - 288 c.
12. Детская агрессивность: методические рекомендации для педагогов. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦППП и РД», 2018. – 69 с.
13. Демьянов, Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии [Текст] / Ю. Г. Демьянов. − СПб. : Паритет, 1999. – 224 с.
14. Долгова, В.И. Проявление агрессивности младших школьников/ В.И. Долгова, Е.В. Коваленко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – С. 239-243. – URL: https://e-koncept.ru/2016/76341.htm (дата обращения: 02.10.2019). - Текст: электронный.
15. Доллард, Д. Фрустрация и агрессия / Д. Доллард. - М.: Просвещение. - 1939. - 265 с.
16. Зильман Г. И., Красницкий А. Д. Управляемость судна: Учеб, пособие. - Л.: ЛКИ, 1986.-88
17. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
18. Иванов, Е. С. Клиническое изучение побегов и агрессивности у умственно отсталых школьников младших классов вспомогательной школы [Текст] : аннотация / Е. С. Иванова. – СПб. : Издательство Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена, 1989. – 14 с.
19. Изосимова, В.В. Психологические аспекты проблемы агрессивного поведения детей / В.В. Изосимова // Текст: непосредственный Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015 – №1 – С. 1766-1770.
20. Илларионова, Н.А. Агрессивное поведение: причины возникновения и возрастные особенности / Н.А. Илларионова Текст: непосредственный //Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016 – №34-1 – С.135-139
21. Колосова, С. Л. Детская агрессия [Текст] / С. Л. Колосова. – М. : Питер, 2004. – 244 с.
22. Корниенко, Анна Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка/ Анна Корниенко Текст: непосредственный// - М.: Рама Паблишинг, 2018 - 567 c.
23. Косянчук, Е.И. Причины высокой агрессивности младших школьников / Е.И. Косянчук, О.Н. Косянчук Текст: непосредственный// Юный ученый. – 2017 – №1 (10) – С. 139-141.
24. Лубовский В.И. Специальная психология: Учебное пособие / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева; под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2004.
25. А. Р. Лурия современная психология. - М.: Издательство МГУ, 2012. - 256 c.
26. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников Учебно-методическое пособие / Сост Л.В. Шипова. Текст: непосредственный// – Cаратов, 2016 – 56 с.
27. Мосина, Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста / Т.Н. Мосина Текст: непосредственный// Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018– № 6 (22) – С. 30-34.
28. Мухина, В. С. Детская психология/ В.С. Мухина. Текст: непосредственный// - М.: Просвещение, 2021 - 272 c.
29. Назмутдинов, Р.А. Теоретический анализ исследования агрессии / Р.А. Назмутдинов Текст: непосредственный //Наука. – Костанай: Академия комитета уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан. – 2011 – №4 – С.62 – 66. Рыжевич, Е. П. Особенности агрессивного поведения детей с умственной недостаточностью / Е. П. Рыжевич, Т. Е. Дубынина. – Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2020 – № 3 (29). – С. 57-59.
30. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст] / Т. П. Смирнова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 160 с.
31. Фигдор, И. А. Детская агрессивность [Текст] / И. А. Фигдор. – М. : Проспект, 2000. – 200 с.
32. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М.: Академия, 1994. – 250 с.
33. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – М.: Академия, 1995. – 327 с
34. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов Текст: непосредственный //– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 351 с.
35. Чижова, С. Ю. Детская агрессивность / С. Ю. Чижова Текст: непосредственный// – Ярославль : Владос, 2001. – 450 с.