Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире маркетинговая деятельность является важным аспектов функционирования любого предприятия. С помощью маркетинговой деятельности осуществляется продвижение продукции в массы потребителей.
Характерной особенностью современного бизнеса является высокая конкуренция брендов, усиление которых обеспечивает предприятиям конкурентные преимущества на рынке. Современные бренды, играя существенную роль в сознании потребителей и вызывая целый ряд ассоциаций и образов, являются важными элементами деятельности предприятий, символами коммерческой активности, средствами собственного позиционирования.
Целью курсовой работы является оценка эффективности стратегического менеджмента в Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова - филиал ПАО «Туполев».
Задачи курсовой работы:
- изучение понятия и сущности стратегического менеджмента;
- исследование методов и инструментов эффективного управления стратегическим менеджментом;
- проведение анализа организационно-экономической характеристики Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова - филиал ПАО «Туполев»;
- исследование эффективности стратегического менеджмента в Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова - филиал ПАО «Туполев».
Объектом исследования курсовой работы является Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова - филиал ПАО «Туполев».
Предметом исследования курсовой работы является стратегический менеджмент.
Теоретически – методологической основой исследования послужили нормативно – правовые документы, публикации в научных журналах, источники Интернет, устав и отчетность Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова - филиал ПАО «Туполев», а также труды известных отечественных и зарубежных авторов, таких как: А.С. Абаев, О.А. Алиева, И.Т. Балабанов, И.П. Вишняков.
Методы исследования были анализ, синтез, сравнительный анализ, факторным анализом, синтезом, прогнозом, статистической обработкой результатов, а также дедукцией.
Структура курсовой состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические аспекты эффективности стратегического менеджмента
1.1. Понятие и сущность стратегического менеджмента
Стратегическое управление предприятием относится к серии операций и управленческих бизнесов, сформированных путем объединения повседневных бизнес-решений компании с решениями долгосрочного планирования. В рамках исследования теоретических основ на тему работы были изучены разные подходы к понятийному аппарату «стратегии». В таблице 1приведены понятийные формулировки к «стратегии» от разных авторов.
В современной научной литературе стратегические решения делят на три основных уровня. Данные уровни приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные три уровня стратегических решений [Составлено автором на основании источника 11]
Корпоративные стратегические решения направлены на реализацию мероприятий в рамках стратегии развития компании на рынке – так называемый макроуровень. Корпоративные стратегические решения имеют цель, которая заключена в том, чтобы оптимально использовать ресурсы компании. Задачи корпоративных стратегических решений приведены на рисунке 2.
Рис. 2. Задачи корпоративных стратегических решений
Функциональные стратегические решения направлены реализацию мероприятий в рамках стратегии развития на конкретном целевом рынке и конкретной потребительской группе – микроуровень. В рамках формирования функциональных стратегических решений осуществляется разработка позиционирования компании на целевом рынке, формирование имиджа, формирование лояльности потребителей, и в целом комплекс маркетинга.
Инструментальные стратегические решения направлены реализацию мероприятий в рамках стратегии развития по комплексу маркетинга: ценовая политика; сбытовая политика; коммуникационная политика; прочее. В целом же стратегия развития представляет собой план с долгосрочным периодом реализации, который определяет три основных момента. Данные ключевые моменты представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Ключевые моменты стратегии развития компаний
Таким образом, стратегия развития состоит из:
- удовлетворения потребности рынка и целевой аудитории;
- уровня конкурентоспособности и его повышения;
- увеличения дохода компании.
Стратегия развития является собой множество подвидов стратегий. По мнению автора И. Ансоффа выделяют четыре подвида стратегии развития:
- проникновения на рынок;
- развития рынка;
- развития продукта;
- диверсификации.
То есть сущность стратегии развития может быть заключена в следующем:
- выход на новые рынки для компании, вывод нового товара на рынок, создание филиалов и пр.;
- развитие рынка функционирования, то есть компания развивает уже функционирующий рынок с помощью обновления товара, применение методов привлечения покупателей и пр.;
- развитие продукта заключено в том, что компания осуществляет обновление продукта на функционирующем рынке. То есть может изменить упаковку товара, сделать новый вкус/запас и т.д.;
- диверсификация заключена в том, что компания проводит разработку нового продукта для функционирующего рынка, но на основании потребности целевой аудитории.
На сегодняшний день все компании без исключения задумываются о будущем положении на рынке и предпринимают шаги для усиления позиций на рынке, другими словами принимают стратегические решения. Так как на рынке и в мире сформировалась достаточно не стабильная ситуация. И чтобы компании «выжить» и сохранить /увеличить долю рынка, ей необходима стратегия развития.
Понятие развития организации - это целенаправленное комплексное изменении организации, направляющее ее к более высоким конкурентным позициям.
Этапы развития организации:
- зарождение: постановка цели и задач, на которые будет направлено развитие организации;
- упорядочивание: проведение анализа рынка, на котором функционирует организация, проведение анализа деятельности организации (выявление слабых и проблемных мест), проведение анализ существующих ресурсов организации, выделение свободного объема ресурсов, которые она может пусть на собственное развитие, разработка мероприятий (на основании анализа);
- оптимизация: разработка мероприятий и направлений для развития организации (на основании проведённого анализа на предыдущем этапе), реализация данных мероприятий;
- стабилизация: подведение итого проведения мероприятий по собственному развитию.
Классификация развития организации – такого понятия не существует. В учебной литературе выделено понятие «классификация стратегий развития организации». Классификация стратегий развития организации представлена в разделе 1.2.
Методы разработки стратегии приведены ниже на рисунках 5 и 6 (методы и этапы разработки стратегии развития организации). Методы разработки конкурентной стратегии идентичны методам, которые приведены в обобщенном виде ниже на рисунках. Но все же добавим таблицу с методами разработки конкурентной стратегии в таблице 2.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434
2. Армстронг, Г. Основы маркетинга: учебное пособие / Г. Армстронг. - М.: Вильямс. – 2019 г. - 752 c
3. Афанасьев М. П. Маркетинг – стратегия и практика фирмы: учебное пособие/ М.П. Афанасьев. – М.: Финстатинформ, 2018 г. – 104с
4. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг : учебное пособие / Г.Л. Багиева– М.: Экономика, 2019 г. – 170 с
5. Быкова Н.В., Кисула В.В., Конев П.А., Никитина Т.Е., Новак Л.В. Маркетинг: учебное пособие/ Н.В. Быкова, В.В. Кисула, П.А. Конев, Т.Е. Никитина, Л.В. Новак. – М.: Профессиональная наука, 2018 г. – 294 с
6. Дайитбегова Д.М., Синяевой И.М. Основы маркетинга: практикум / Д. М. Дайитбегова, И. М. Синяевой. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 318 c
7. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс : учебное пособие / Ф. Котлер. - М.: Диалектика, 2019 г. - 496 c
8. Карпова С.В. Основы маркетинга. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 325 с
9. Наумов, В. Н. Стратегическое взаимодействие рыночных субъектов в маркетинговых системах : монография / В. Н. Наумов, В. Г. Шубаева. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 270 с
10. Оберт Т.В. Теория конкуренции: учебное пособие для студентов экономических специальностей. – Саратов: Изд–во «Саратовского государственного университета им Н.Г.Чернышевского», 2020. – 80с
11. Парамонова Т.Н. Маркетинг: учебное пособие / Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. — Москва : КноРус, 2020. — 189 с
12. Пайтаева К.Т. Анализ маркетинговой деятельности предприятия: понятие, цели, методы//Сборник статей победителей VIII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 162-164
13. Щепакин М.Б., Михайлова В.М., Хандамова Э.Ф. Экономика маркетинговой и рекламной деятельности: учебное пособие/М.Б. Щепракин, В.М. Михайлова, Э.Ф. Хандамова.- М.: Магистр, 2021 г.- 232 с
14. Хруцкой В.Е. Современный маркетинг: учебное пособие/ В.Е. Хруцкой . – М.: ФиС, 2020 г. – 890с
15. Новые технологии в маркетинговых исследованиях [Электронный ресурс]. URL.: https://www.r-trends.ru/trends/trends_934.html (дата обращения 13.06.2023)
16. Куликова О.М. Трансформация инструментов маркетинговых исследований в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-instrumentov-marketingovyh-issledovaniy-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения 13.06.2023)
17. Лапшина Е.Е. Методы исследования покупательских предпочтений [Электронный ресурс]. URL.: https://moluch.ru/archive/342/77043/ (дата обращения 13.06.2023)
18. Маркетинговые исследования потребительских предпочтений [Электронный ресурс]. URL.: https://tochkarosta.ru/marketingovye-issledovanija-potrebitelskih-predpochtenij/ (дата обращения 13.06.2023)
19. Методы изучения потребительских предпочтений [Электронный ресурс]. URL.: https://infopedia.su/8xb890.html (дата обращения 13.06.2023)
20. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
21. Григорьев, М. Н. Маркетинг : учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
22. Овсянников, А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 374 с.
23. Овсянников, А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 219 с.
24. Основы маркетинга. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 325 с.
25. Парамонова Т.Н. Маркетинг: учебное пособие / Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. — Москва : КноРус, 2020. — 189 с.
26. Рыжикова,Т. Н. Маркетинг: экономика, финансы, контроллинг : учебное пособие / Т. Н. Рыжикова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 225 с.
27. Рыжикова, Т. Н. Аналитический маркетинг: что должен знать маркетинговый аналитик: учебное пособие. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 288 с.
28. Суплотова А.А. Цели и задачи маркетинговой деятельности// Вестник науки. 2019. Т. 2. № 5 (14). С. 88-90.
29. Удалов Д.Д. Задачи, принципы и методы организации маркетинговой деятельности предприятия//Аллея науки. 2020. Т. 1. № 6 (45). С. 472-478
30. Хациева Л.У., Самраилова И.С. Сущность маркетинга и маркетинговой деятельности организации//Сборник статей по материалам XXVIII международной научно-практической конференции. 2019. С. 26-31.
31. Цахаев Р. К. Маркетинг : учебник / Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева. — 5-е изд., стер. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 548 с.
32. Юхновская Д.Ю., Ермолинская М.М. Сущность и принципы маркетинговой деятельности на предприятии//Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 103-106
33. Регистрационные данные компании [Электронный ресурс].URL.: https://www.rusprofile.ru/id/4034017 (дата обращения 13.06.2023)
34. Официальный сайт компании [Электронный ресурс].URL.: https://www.tupolev.ru/ (дата обращения 13.06.2023)