Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Оборона является одной из важнейших функций государства. Согласно статье 71 Конституции РФ, оборона находится в ведении РФ.
Статья 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне " определяет оборону как систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке РФ к вооруженной защите и вооруженному отстаиванию, территориальной целостности и неприкосновенности.
Оборонная функция является одной из первых и важнейших функций любой государственной организации. Согласно одной из теорий возникновения государства, люди объединились в политические сообщества для защиты от внешней агрессии. Поэтому неудивительно, что оборонное право в изобилии присутствует в российском административном праве. Эта группа правовых норм отличается от многих других тем, что ни одна из вновь образованных правовых норм, основанных на отраслях и подотраслях административного права, не стала предметом специального исследования. В целом эта тенденция характерна для всего блока норм об административно-политической сфере, за исключением норм процессуального характера, которые часто служат источником одной из процессуальных отраслей (уголовно-процессуального права или гражданского процессуального права).
Безопасность в самом широком смысле означает состояние защищенности, безопасности и отсутствия внешних угроз. Безопасность можно разделить на личную безопасность, безопасность собственности, общественную безопасность и государственную/национальную безопасность, в зависимости от субъектов, к которым она применяется,
Современная ситуация в мире характеризуется снижением уровня безопасности некоторых государств, крайней нестабильностью, экономическим кризисом и экологическими проблемами. Существуют серьезные противоречия в сфере военной безопасности, усиливаются политические и экономические конфликты на международной арене, расширяются и появляются новые угрозы безопасности, как природные, так и антропогенные. Наблюдается также нестабильность методов и механизмов, обеспечивающих решение вышеуказанных проблем и контроль на различных уровнях.
Актуальность вопросов национальной безопасности возрастает с каждым днем. Растет нетерпимость, социальная напряженность, насилие и терроризм. Все это создает негативные условия для нормального функционирования и развития государства. Для РФ этот вопрос приобретает еще большее значение в силу ее уникального географического положения, природных ресурсов, транснационального населения и научных достижений. Сохранение суверенитета, целостности и стабильности - основные задачи государственной безопасности в России.
Для решения этих задач была проведена глубокая реструктуризация всей системы обеспечения государственной безопасности, созданы новые организации, подразделения и инструменты обеспечения государственной безопасности. Обеспечение государственной безопасности в России регулируется рядом законов. Оборона, государственная и общественная безопасность являются приоритетами России в этой области.
Помимо защиты государства от внешних угроз, одной из важнейших и актуальных задач, а точнее сказать целей, является повышение качества жизни российского народа путем обеспечения личной безопасности, доступности комфортного жилья, качественных и безопасных товаров и услуг, достойной заработной платы.
На международной арене у РФ есть определенное место и роль. Однако другие государства делают все возможное, чтобы подорвать и без того нестабильный мировой порядок. В связи с этим представляется необходимым продолжить научно-теоретический анализ проблем государственной безопасности и разработать деятельность законодательных органов власти в области правового обеспечения государственной безопасности, включая совершенствование государственной политики. Формы и инструменты обеспечения государственной безопасности разрабатываются и реализуются на различных уровнях власти - местном, региональном, федеральном и международном.
Одним из основных инструментов обеспечения национальной безопасности являются правовые акты - законы, указы и распоряжения, издаваемые органами государственной власти и местного самоуправления для осуществления функций по защите государства.
Объект исследования составляют общественные отношения, связанные с исследованием административно-правовых основ управления обороной.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие институт административно-правовых основ управления обороной.
Целью исследования является исследовать проблемы административно-правовых основ управления обороной.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть теоретические аспекты административно-правового регулирования управления обороной;
2.дать понятие и определить соотношение обороны и национальной безопасности;
3.исследовать угрозы национальной безопасности;
4.проанализировать новые тенденции развития мира: наращивание вооруженной силы;
5.рассмотреть Россию в условиях проведения специальной военной операции.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне", федеральное законодательство и иные материалы юридической практики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем войны как главной угрозы национальной безопасности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере исследования проблем войны как главной угрозы национальной безопасности.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка источников и литературы.
1.ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Теоретические аспекты административно-правового регулирования управления обороной
Цели обороны: устанавливаются воинские обязанности граждан РФ, военно-транспортные обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, обладающих или не обладающих правом собственности, владельцев транспортных средств, создаются Вооруженные Силы РФ.
В составе Вооруженных Сил РФ находятся федеральные органы исполнительной власти, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба специальной связи и разведки, Федеральная служба государственной охраны, Федеральное агентство по мобилизационной подготовке государственных органов РФ, инженерные и дорожно-строительные воинские формирования, входящие в состав специальных формирований, создаваемых для использования в военное время.
Граждане освобождаются от исполнения обязанностей военной службы только по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Граждане имеют право исполнять свой конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном федеральным законом. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Вооруженные Силы РФ, другие вооруженные силы, корпуса и организации выполняют задачи в области обороны в соответствии с оперативной программой Вооруженных Сил РФ. Другие вооруженные силы, корпуса и организации привлекаются к совместным с Вооруженными Силами РФ операциям и мобилизационной подготовке в целях подготовки их к выполнению задач по защите РФ от вооруженного нападения. Создание и существование не предусмотренных федеральным законодательством военных организаций, формирований с оружием и вооружением или принятых на военную службу, запрещается и преследуется по закону.
Управление обороной обеспечивает особый правовой режим и правовое регулирование деятельности, к которой в первую очередь относятся военное положение, военное положение, мобилизационная подготовка и мобилизация, гражданская оборона и территориальная оборона.
Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров РФ. Состояние войны объявляется или состояние военных действий прекращается с момента фактического начала военных действий до момента объявления о начале и прекращении состояния войны, но не до фактического прекращения военных действий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О безопасности" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 1. - Ст. 2
3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О безопасности" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 1. - Ст. 2
4. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 "О Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019 - 2025 годы" // Собрание законодательства РФ. – 2018. - № 45. - Ст.6917
5. Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590 (ред. от 07.03.2020) "Вопросы Совета Безопасности РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 19. - Ст. 2721.
6. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2021. - № 27 (часть II). - Ст. 5351
7. Военная доктрина РФ(утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976)// http://pravo.gov.ru, 21.04.2023
Учебная и научная литература
8. Бухвальд Е. М. Правовые и институциональные проблемы интеграции требований экономической безопасности в систему стратегического планирования // Экономическая безопасность. 2019. № 1. С. 55-63.
9. Варнакова Г. Ф., Горланова Н. С., Попредкина Д. П. Оценка экономической безопасности на основании данных о финансово-хозяйственной деятельности // Управленческий учёт. 2021. № 10. С. 106-112.
10. Варнакова Г.Ф. Экономическая безопасность РФ в условиях специальной военной операции // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 1(62). С. 20-24
11. Владимиров А.И. Государство, война и национальная безопасность России / А.И. Владимиров // Пространство и Время. - 2011. - № 1(3). - С. 26-38.
12. Кардашова, И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И. Б. Кардашова. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 303 с.
13. Лев М. Ю., Лещенко Ю. Г. Экономическая безопасность в системе здравоохранения в период пандемии COVID-19: ответная реакция государств и финансовых органов // Экономика, предпринимательство и право. 2020. № 6. С. 1857-1884.
14. Правовое обеспечение национальной безопасности : учебное пособие для вузов / Ю. Н. Туганов [и др.] ; под редакцией Ю. Н. Туганова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 191 с.
15. Путин объявил о начале военной операции по защите Донбасса. URL: https://lenta.ru/news/2022/02/24/operation/ (дата обращения: 21.04.2023).
16. Путин подписал договор о присоединении ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей к России. URL: https:// lenta.ru/brief/2022/09/30/podpisanie_dogovora/ (дата обращения: 21.04.2023).
17. Четыре новых региона включены в перечень субъектов РФ: что теперь поменяется. URL: https://rg.ru/2022/10/06/ chetyre-novyh-regiona-vkliucheny-v-perechen-subektov-rf-chto-teper-pomeniaetsia.html (дата обращения: 21.04.2023).
18. Федотова Ю. Г. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности РФ : учебник для вузов / Ю. Г. Федотова. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 321 с.