Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования обусловлена потребностью современного общество в высоко нравственных людях. Такое исследование способствует формированию ценностей труда и развитию трудовых навыков у детей. Это помогает им подготовиться к будущей профессиональной деятельности и создает основу для гармоничного социального развития.
Социальный аспект: Воспитание трудолюбия, ответственности и навыков трудовой деятельности среди детей играет важную роль в формировании будущего гражданина и профессионала. Трудовые навыки и ценности способствуют развитию самодисциплины, уважению к труду других людей, формированию коллективного сознания и готовности к активному участию в общественной жизни.
Научный аспект: Исследования в области трудового воспитания детей в школе позволяют получить ценные научные данные и результаты, которые могут быть использованы для разработки эффективных методик, программ и подходов к организации образовательного процесса. Такие исследования помогают понять влияние трудового воспитания на различные аспекты развития детей, включая их социальное, эмоциональное, психологическое и академическое развитие.
Теоретический аспект: Исследования в области трудового воспитания детей обогащают современные теории и концепции в области педагогики и психологии. Они помогают расширить понимание процессов обучения и воспитания, выявить взаимосвязи между трудовой деятельностью и другими аспектами развития детей, и разработать новые теоретические подходы и модели воспитания.
Формирование морально-этической ориентации у детей является одной из главных задач, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В рамках начальной школы основные цели и задачи образовательного процесса включают следующее:
1. Становление гражданской идентичности и мировоззрения учащихся, что включает формирование уважения к национальным ценностям и многонациональному российскому обществу.
2. Формирование умения учиться и организовывать свою деятельность, включая развитие способности устанавливать и достигать целей, планировать и контролировать свою учебную деятельность, а также взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
3. Духовно-нравственное развитие обучающихся, включающее принятие моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей.
4. Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Портрет выпускника начальной школы описывает желаемые характеристики и качества, которыми выпускник должен обладать. Он включает следующие черты:
- Любовь к своему народу и Родине.
- Уважение к семье и обществу.
- Любознательность.
- Умение учиться.
- Самостоятельность.
- Ответственность.
- Доброжелательность.
- Здоровый образ жизни.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включают следующие аспекты:
- Формирование гражданской идентичности.
- Развитие целостного взгляда на мир.
- Уважение к различным культурам и мнениям.
- Развитие самостоятельности и ответственности.
- Удовлетворение эстетических и этических потребностей.
- Умение сотрудничать и решать проблемы.
- Забота о здоровье.
Современные научные подходы к проблеме нравственного воспитания школьников представлены в работах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского.
Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе раскрываются в работах Б. В. Куприянова, А. А. Огородникова, Н. С. Пряжникова, Г. К. Селевко.
С учётом изложенного выше, можно указать на актуальность проблемы, рассматриваемой в курсовой работе.
Проблема исследования: необходима эффективная организация и внедрение методов и подходов к развитию трудовых навыков и ценностей у детей.
Объект исследования: трудовое воспитание школьников.
Предмет исследования: особенности организации трудового воспитания в школе.
Цель данного исследования заключается в изучении содержания, форм и методов трудового воспитания в школе.
В ходе исследования будут проанализированы указанные аспекты, что позволит лучше понять и определить эффективные подходы к трудовому воспитанию детей в школе.
Гипотеза: процесс нравственного воспитания школьников будет эффективным, если педагог будет систематически использовать во внеурочной деятельности следующие методы: убеждение, пример, создание воспитывающих ситуаций.
Задачи исследования:
- Раскрыть цель и задачи трудового воспитания.
- Изучить роль трудового воспитания в работах классиков-педагогов.
- Раскрыть содержание трудового воспитания школьников.
- Представить различные виды и методы трудового воспитания школьников.
- Раскрыть педагогические условия, необходимые для эффективного трудового воспитания школьников.
- Провести исследование на тему «Формирование трудового сознания»
Методы исследования:
- теоретические – анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;
- эмпирические изучение педагогического опыта,
- методы обработки результатов исследования: регистрация, ранжирование, качественный анализ и интерпретация результатов исследования.
База исследования: полное название образовательного учреждения, где будет проводиться эмпирическая часть. Бюджетное образовательное учреждение г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 1. Клиент заполняет самостоятельно
Выборка исследования: В исследовании приняли участие обучающиеся 3 «а» класса в количестве 20 человек.
Этапы исследования ( ниже описать, что будет сделано):
I теоретический: выбор темы, теоретический анализ литературы, определение научного аппарата исследования, составление плана экспериментальной работы.
II эмпирический: реализация экспериментальной работы на базе исследования.
III аналитический: анализ, обобщение и систематизация материалов исследования, выводы; оформление текста курсовой работы.
Структура работы: курсовая работа выстроена в логике научного исследования и состоит из двух глав, выводов после каждой главы, заключения, библиографического списка источников и литературы (20), 1 приложения.
Глава I Теоретические аспекты трудового воспитания в школе
1.1 Роль трудового воспитания в трудах исследователей.
В процессе нашего исследования мы уделяем внимание важности трудового воспитания в формировании личности школьников. Мы исследуем роль труда в действенно-практической сфере, которая включает общественно необходимые знания, умения, способности, а также характеристики личности, обеспечивающие успех в трудовой, общественной и художественно-прикладной деятельности.
Мы обратимся к работам различных педагогов и экономистов, таких как Д. Беллерс, И. Песталоцци, Р. Оуэн, К. Д. Ушинский, Г. Кершенштейнер, Д. Дьюи, П. П. Блонский и А. С. Макаренко, которые уже в прошлом придавали большое значение трудовому воспитанию. Они исследовали различные подходы и методы воспитания труда у детей, признавая его значимость в формировании личности. Они также обращали внимание на важность связи обучения с трудовой и производительной деятельностью детей [3].
Особую роль в трудовом воспитании играют методы убеждения, примера и создания воспитывающих ситуаций во внеурочной деятельности. Мы предполагаем, что систематическое использование этих методов педагогами способствует формированию необходимых нравственных качеств у школьников. Метод убеждения позволяет передать важные нравственные принципы через обоснованные аргументы и логические рассуждения. Метод примера основывается на моделировании желаемого поведения педагогом, что помогает детям усвоить нравственные нормы и ценности через наблюдение и подражание. Создание воспитывающих ситуаций предполагает создание специальных образовательных ситуаций, где учащиеся сталкиваются с моральными дилеммами и принимают обоснованные нравственные решения.
Мы также обратим внимание на роль педагога и семьи в организации трудового воспитания. Педагог играет важную роль в организации и руководстве трудовой деятельностью школьников, создании благоприятной образовательной среды и поддержке развития их трудовых навыков. Семья также имеет значительное влияние на формирование отношения ребенка к труду, поэтому родители и близкие люди играют активную роль в организации трудового воспитания.
В результате нашего исследования мы надеемся выявить эффективные подходы и методы трудового воспитания в начальной школе, которые помогут формировать нравственные ценности и развивать трудовые навыки у школьников.
При разработке своего подхода, А. С. Макаренко полагался на методологический принцип параллельности между жизненными и педагогическими явлениями, а также на противоречивые цели, установки и процессы, действующие в воспитании. Он использовал математическую аналогию "параллельных линий" для создания "педагогической системы хозяйства", в которой производство сохраняет свою специфику и высокую производительность, но органично связано с воспитательным процессом. Он также подчеркивал превалирование педагогических целей в этой системе. Этот подход А. С. Макаренко был продолжен его учениками и преподавателями колонии им. М. Горького и коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, которые в различных формах продвигали его опыт [13].
Кроме того, К. Д. Ушинский также внес вклад в разработку педагогических проблем трудового воспитания. Он был одним из создателей общественной педагогики, где основной целью являлось воспитание гражданина, тесно связанного с трудящимися массами и народной культурой. Ушинский считал, что личный труд положительно влияет на духовное состояние человека, развивает разум и вызывает интерес к серьезному труду. Он также подчеркивал важность свободы в труде, а принужденный труд считал разрушительным для личности.
Для формирования уважительного и любовного отношения к труду, Ушинский предлагал развивать серьезное отношение к жизни и труду как ее основе, а также уважать детский труд и ценить усилия, приложенные ребенком как физические, так и умственные. Он также рассматривал игры с элементами несложного труда, практические работы, учение как самостоятельный умственный труд, а также семейную и общинную трудовую среду как важные средства трудового воспитания. Он также упоминал о вспомогательных средствах, таких как принуждение, подражание и соревнование. В целом, К. Д. Ушинский рассматривал труд в его психическом и воспитательном значении, включая физический и умственный труд.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Болотова Елена Леонидовна Общественно полезный труд возвращается в школу? // Народное образование. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvenno-poleznyy-trud-vozvraschaetsya-v-shkolu (дата обращения: 01.06.2023).
2. Галанина, А. В. Особенности трудового воспитания детей в условиях сельской школы / А. В. Галанина, Е. В. Губанихина // ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения : Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Арзамас, 24 мая 2018 года / Научные редакторы Д.А. Гусев, Е.А. Жесткова. Том Часть 1. – Арзамас: Арзамасский филиал ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", 2018. – С. 30-37. – EDN YMTYLB.
3. Гребенев Игорь Васильевич, Сомова Дарья Витольдовна Трудовое воспитание в советской школе: парадоксы становления и развития // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovoe-vospitanie-v-sovetskoy-shkole-paradoksy-stanovleniya-i-razvitiya (дата обращения: 01.06.2023).
4. Григорьева Лариса Георгиевна Общее и регионально особенное в трудовом воспитании младших школьников // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2011. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschee-i-regionalno-osobennoe-v-trudovom-vospitanii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 01.06.2023).
5. Громова, Л. А. Трудовое воспитание в начальной школе / Л. А. Громова // Начальная школа. – 2018. – № 10. – С. 28-31. – EDN YLPROH.
6. Ефлова Зинаида Борисовна Проблемы преемственности трудового воспитания в современной сельской школе // Непрерывное образование: XXI век. 2016. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-preemstvennosti-trudovogo-vospitaniya-v-sovremennoy-selskoy-shkole (дата обращения: 01.06.2023).
7. Зеер Эвальд Фридрихович Социально-образовательные аспекты становления «Человека труда» // Образование и наука. 2013. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-obrazovatelnye-aspekty-stanovleniya-cheloveka-truda (дата обращения: 01.06.2023).
8. Краснокутский Николай Васильевич, Холод Владимир Леонидович, Понеделко Алексей Николаевич, Шишенко Анна Сергеевна Современные подходы к умственному и трудовому воспитанию школьников через побуждение у них интереса к проектной деятельности, 3d-моделированию, роботостроению (из опыта работы) // Поволжский педагогический вестник. 2022. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-umstvennomu-i-trudovomu-vospitaniyu-shkolnikov-cherez-pobuzhdenie-u-nih-interesa-k-proektnoy-deyatelnosti-3d (дата обращения: 01.06.2023).
9. Курносова Светлана Анатольевна Идеи трудового воспитания детей в работах В. А. Сухомлинского // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2015. №1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idei-trudovogo-vospitaniya-detey-v-rabotah-v-a-suhomlinskogo (дата обращения: 01.06.2023).
10. Ласточкин Вячеслав Борисович Трудовое воспитание в сельской школе в условиях перехода к всеобщему восьмилетнему образованию // Вестник ЧГУ. 2006. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovoe-vospitanie-v-selskoy-shkole-v-usloviyah-perehoda-k-vseobschemu-vosmiletnemu-obrazovaniyu (дата обращения: 01.06.2023).
11. Лернер, П. Самоопределение растущей личности -составная часть трудового воспитания / П. Лернер // Народное образование. – 2007. – № 6(1369). – С. 230-234. – EDN IAMDFB.
12. Мерзон, Е. Е. Проблемы трудового воспитания технически одаренных учащихся в условиях общеобразовательной школы / Е. Е. Мерзон // Образование и саморазвитие. – 2015. – № 4(46). – С. 132-137. – EDN VILVVH.
13. Мотявина, Т. А. Роль семьи и образовательных учреждений в процессе трудового воспитания детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития / Т. А. Мотявина // Модернизация предпрофильного и начального профессионального образования лиц с нарушением интеллектуального развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 07–08 ноября 2012 года / Под научной редакцией И.М. Яковлевой. – Москва: ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. – С. 209-211. – EDN VSRAWB.
14. Нугуманова Людмила Николаевна Современные подходы к трудовому воспитанию учащихся профильной школы // КПЖ. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-trudovomu-vospitaniyu-uchaschihsya-profilnoy-shkoly (дата обращения: 01.06.2023).
15. Стажкова Марьяна Андреевна Роль трудового воспитания в становлении волевых качеств младших школьников // Концепт. 2014. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-trudovogo-vospitaniya-v-stanovlenii-volevyh-kachestv-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 06.06.2023).
16. Сикорская Лариса Евгеньевна Волонтерство как форма трудового воспитания студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kak-forma-trudovogo-vospitaniya-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 01.06.2023).
17. Тазбиева З. М. Трудовое воспитание как фактор повышения эффективности модернизации образования // Наука и современность. 2013. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovoe-vospitanie-kak-faktor-povysheniya-effektivnosti-modernizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 01.06.2023).
18. Фомин, В. Н. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста - первый шаг в их профессиональной ориентации / В. Н. Фомин, О. Ю. Акульшина // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях : Сборник материалов VI Международной заочной научно-практической конференции, посвящённой 60-летию БГТУ им. В.Г. Шухова, Белгород, 20 декабря 2014 года / Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Том 2. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2014. – С. 305-311. – EDN TPGNRT.
19. Шаббазова, Д. Р. Воспитание трудовой активности приучение к творчеству / Д. Р. Шаббазова // Гуманитарный трактат. – 2018. – № 25. – С. 99-102. – EDN XMICEX.
20. Ясинецкая, Н. А. Гражданское воспитание - важнейший вектор воспитания / Н. А. Ясинецкая // Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия : Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19 апреля 2007 года / Под редакцией А.Г. Козловой, В.Г. Маралова, М.С. Гавриловой. – Санкт-Петербург: "67 гимназия. Verba Magistri", 2007. – С. 309-310. – EDN ZXBDNT.