Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Занятия спортом - один из наиболее эффективных способов поддержа-ния здоровья и работоспособности человека. С каждым годом появляются и развиваются различные формы физических упражнений, совершенствуются новые, необычные виды спорта, но интерес к ним остается довольно слабым и незначительным у большинства молодежи и студентов. Истинный уровень двигательной активности молодых людей не может в полной мере обеспечить их полноценное и гармоничное физическое развитие и укрепление здоровья. Растет число учащихся и школьников с проблемами со здоровьем.
В настоящее время профессиональный спорт становится настолько важ-ным в обществе, что есть основания считать его одним из важнейших видов деятельности человека. Это также играет важную роль в системе норм и цен-ностей общества. Профессиональный спорт часто рассматривается не только как способ укрепления и поддержания здоровья, но и как профилактическая мера для предотвращения алкоголизма, наркомании и других антиобществен-ных проявлений поведения, особенно среди молодежи. Это определяет акту-альность темы данной курсовой работы.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Степень научной разработанности проблемы. В ходе своего исследова-ния было установлено, что в настоящее время существует множество инте-ресных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, препода-вателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализиро-вать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизи-ровать полученные данные.
Вопросы организации работы с молодежь, занимающейся профессио-нальным спортом рассматриваются в трудах Г.Ю. Козиной, И.М. Ильинского, В.Т. Лисовского, А.С. Смирнова,. Общие аспекты, которые касаются сущно-сти, принципов, функций государственной молодежной политики изучаются в научных исследованиях таких ученных как: А.А. Немрюка, И.М. Ильинского, А.А. Кострова, С.О. Першуткина и др. Труды Ж.К. Холодова, А.М. Макси-менко, Ю.Ф. Пономарева, В.М. Выдрина, А.Ц. Деминского, В.И. Григорьева посвящены рассмотрению вопроса о физической культуре и профессиональ-ном спорте среди молодежи.
Объектом исследования является молодежь, занимающаяся профессио-нальным спортом.
Предметом исследования являются организация работы с молодежью, занимающейся профессиональным спортом.
Цель исследования: изучение организации работы с молодежью, зани-мающейся профессиональным спортом.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо ре-шить несколько задач:
- рассмотреть теоретическое обоснование понятия «молодёжь, занима-ющаяся спортом»;
- изучить социально - психологические особенности молодежи, зани-мающейся спортом;
- детально проанализировать организацию работы с молодёжью России, занимающейся спортом;
- проанализировать организацию работы с молодёжью, занимающейся спортом, за рубежом.
Гипотеза исследования: основной гипотезой курсовой работы выступает действенность существующих методов организации работы с молодёжью, за-нимающейся профессиональным спортом, в современном мире.
Структура работы. Курсовая работа предоставлена в объёме 28 страниц, состоит из введения, 2 глав, включающих в себя по 2 пункта, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «МОЛОДЁЖЬ, ЗАНИМАЮЩАЯСЯ СПОРТОМ»
1.1 Теоретическое обоснование понятия «молодёжь, занимающаяся спортом»
Термин «молодежь, занимающаяся профессиональным спортом» вклю-чает в себя два компонента: «молодежь» и «профессиональный спорт». Про-анализируем эти две концепции.
Общий термин «молодежь» в настоящее время в соответствии с дей-ствующим законодательством Российской Федерации относится к гражданам в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть к социально активной части населения, представляющей наиболее перспективную часть наших граждан, стремящихся обеспечить реализацию своих интересов. Эта социальная группа характеризуется: физиологическим созреванием; завершением формирования личности; вхождением в основные сферы общественной жизни (экономика, политика, семейные отношения) на полноценной основе [2.15].
Молодежь обычно делится на четыре возрастные группы:
1) 14-16 лет - это подростки. Это возраст продолжения полового созре-вания, параллельно с которым происходит формирование других биологиче-ских систем организма. Этот возраст характеризуется максимальными дисба-лансами в уровне и темпах физиологического и психологического развития. В основном это учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведе-ний, которые, как правило, зависят от своих родителей или государства.
2) Молодежь в возрасте от 17 до 19 лет. Биологически это время окон-чания физического созревания, возраст самоопределения - это начало само-стоятельной профессиональной деятельности или выбор и проведение каче-ственно нового профессионального обучения. Начинается разделение жиз-ненных путей мальчиков и девочек, что в дальнейшем приводит к более глу-бокой экономической, политической и культурной дифференциации между ними. В этом возрасте начинается процесс социализации - происходит приоб-ретение полных гражданских прав, и в то же время расширяется круг соци-ально-политических ролей и связанных с ними интересов и обязанностей.
3) 20-24 года – сама молодежь. Человек в этом возрасте, будучи физио-логически взрослым, продолжает процесс социализации. Эта возрастная груп-па в основном состоит из студентов и молодых людей, которые проходят ба-зовую профессиональную подготовку, работают на производстве и создают собственные семьи.
4) 25-30 лет - старшая постарше. В этом возрасте завершается процесс формирования зрелой личности на основе личного опыта трудовой и семей-ной жизни, а также вовлечения молодежи в политические отношения. Моло-дые люди этого возраста играют роль родителей в своих семьях. Они уже нашли свой путь в жизни [2.18].
Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой не может выполнять. Иногда они бывают неоднозначными и противоречивыми.
Во-первых, молодежь наследует достигнутый уровень развития обще-ства и государства и уже сегодня формирует образ будущего, несет функцию социального воспроизводства, непрерывности развития общества.
Во-вторых, у молодежи, как и у любой социальной группы, есть свои цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интере-сами общества в целом.
В-третьих, молодые люди по объективным причинам отличаются непо-следовательностью ценностей, духовно-нравственными ориентирами и отсут-ствием жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибиться в приня-тии ответственных решений. С другой стороны, молодые люди, вступающие в трудовую и общественную жизнь, являются основным объектом и субъекта-ми образования, социализации, воспитания и адаптации.
В-четвертых, молодежь, с одной стороны, является важным участником социальной мобильности и экономической инициативы, а с другой стороны, для нее характерно неполное вовлечение в существующие социально-экономические и политические отношения.
В-пятых, молодежь - это социальный слой общества, который, с одной стороны, является источником социально-экономического и духовного воз-рождения России, а с другой - источником восполнения преступности, нарко-мании и социальной напряженности.
Согласно современной возрастной классификации, возраст молодежи определяется временной нишей в диапазоне 17-22 лет. Этот период непосред-ственно следует за подростковым периодом, который является критическим и характеризуется интенсивными морфофункциональными и психофизиологи-ческими изменениями в организме и проблемами адаптации. Эти характери-стики обусловлены преобладанием подросткового возраста, процессами роста и потребностью в социализации в новом физическом качестве у подростков.
Далее мы рассмотрим понятие «профессиональный спорт».
В настоящее время вопрос о том, кому нужен профессиональный спорт и зачем, вряд ли получает четкий и однозначный ответ. Ранее распространен-ные формулировки: «Спорт укрепляет здоровье спортсменов», «пример чем-пионов приводит в движение тысячи болельщиков» - в современном мире они применяются с очень большими ограничениями. По восприятию и рейтингу спортивные соревнования высокого уровня все больше приближаются к шоу-бизнесу, и, по мнению многих, разница между Викторией Азаренко и Викто-рией Бекхэм в том, что одна дефилирует по корту с битой, а другая - с мик-рофоном на сцене или на подиуме. Другие критерии оценки те же: лучше тот, который привлекает больше зрителей, рекламодателей, спонсоров, журнали-стов прессы и телевидения [2.12].
Как и любая область человеческой деятельности, профессиональный спорт имеет свою особую терминологию: профессиональный спорт, профес-сиональный спортсмен, судья профессионального спорта, лига профессио-нального спорта, профессиональный спортивный клуб, спортивный бизнес, спонсорство и т. д.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1 Нормативно-правовые акты и иные официальные документы:
1.1 Федеральный закон РФ О физической культуре и спорте в Россий-ской Федерации от 16.11.2007 № 329-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
2 Основная и дополнительная литература:
2.1 Алексеев, С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт». Гриф УМЦ «Професси-ональный учебник» / С.В. Алексеев. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 108 c.
2.2 Алексеев, С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте. Учебник / С.В. Алексеев. - М.: Спорт, 2017. - 919 c.
2.3 Антипов В.А., Разумахина Е.Г. Реализация функций физической культуры и спорта в государственной молодежной политике./ ТиПФК.- 2008. № 3.- С.12.
2.4 Бальсевич В. К. Тренер и родители // Теория и практика физической культуры.1995. № 10. С. 36.
2.5 Бауэр, В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В.Г. Бауэр // Теория и практика фи-зической культуры. - 2001. - № 1.
2.6 Белорусова В. В. Воспитание в спорте. М., 1974. С. 3—54.
2.7 Будем спортом заниматься. - М.: Музыка, 2020. - 467 c.
2.8 Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Голо-щапов Борис Романович. - М.: Академия (Academia), 2015. - 845 c.
2.9 Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в фи-зической культуре и спорте. Учебник для студентов высшего профессиональ-ного образования / Железняк Юрий Дмитриевич. - М.: Академия (Academia), 2016. - 703 c.
2.10 Карпович, П.П. Информационные технологии в физической куль-туре и спорте. Учебник для студентов учреждений высшего профессиональ-ного образования / Петров Павел Карпович. - М.: Академия (Academia), 2018. - 285 c.
2.11 Кобяков Ю.П., Концепция норм двигательной активности человека Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №11. - С. 20-23.
2.12 Коваль, В.И. Гигиена физического воспитания и спорта. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Коваль Валентина Ивановна. - М.: Академия (Academia), 2019. - 208 c.
2.13 Козина Г.Ю. Здоровье в ценностном мире студентов./ Социс. - 2007. - № 9. - С. 147-149.
2.14 Ларшина, Н.В. Особенности спорта как социального института / Н.В. Ларшина // Олимпийское движение и социальные процессы: матер. Х Всерос. науч.-практ. конф. - М.: Советский спорт, 2001.
2.15 Михеев А. И. Методика воспитательной работы со спортсменами: учеб, пособие. М., 1981.
2.16 Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Се-дова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. / Т. Парсонс- М.: Аспект-Пресс, 1998. - 270с.
2.17 Проблемы физиологии спорта / ред. Б.С. Гиппенрейтер. - М.: Физ-культура и спорт, 2017. - 232 c.
2.18 Прохорова М. В., Баева Т. Е. Теория и практика воспитания : мате-риалы к учеб, занятиям. СПб., 1999.
2.19 Рябов, И. Г. Особенности развития социально-экономических от-ношений в сфере профессионального спорта / И.Г. Рябов. - М.: Синер-гия, 2017. - 268 c.
2.20 Шевченко, О. А. Международное и сравнительное трудовое право в сфере профессионального спорта / О.А. Шевченко. - М.: Проспект, 2019. - 104c.
2.21 Шевченко, О. А. Правовая доктрина регулирования труда в сфере профессионального спорта и пути ее реализации в России / О.А. Шевченко. - М.: Проспект, 2015. - 222 c.
3. Иностранные источники
3.1 Sportstudie Berlin 2017. Untersuchung zum Sportverhalten. URL: https://www.berlin.de/sen/inneres/sport/veroeffentlichungen-und-formuare/20181114_sportstudie- berlin-2017-2.pdf.
3.2 Sports proposes. URL: http://www.bds.ens-cachan.fr/?page_id=935.